№ 5-176/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
село Илек Илекского района 30 апреля 2021 года
Оренбургской области
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года
Мотивированное постановление изготовлено 30 апреля 2021 года
Судья Илекского районного суда Оренбургской области Букреева В.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Масловой С.В.,
при секретаре судебного заседания Нуйкиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя
Масловой Светланы Владимировны, ..., непривлекавшейся к административной ответственности
У С Т А Н О В И Л:
индивидуальный предприниматель Маслова С.В. не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, если такие действия не повлекли нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при следующих обстоятельствах.
Так, 12 марта 2021 года в 11 часов 30 минут в результате проверки, проведённой инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, в магазине ... расположенном по адресу: ..., где индивидуальным предпринимателем Масловой С.В. осуществляется деятельность по розничной торговле товарами, установлено, что Масловой С.В. в нарушение требований пунктов 4 и 10.5 Указа Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года №112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» не обеспечен контроль за использованием работниками, работающими с населением, средствами индивидуальной защиты (масок и перчаток), а также не исключён допуск в торговый зал лиц при отсутствии у них средств индивидуальной защиты (масок и перчаток), а также продажи им товаров.
В судебном заседании Маслова С.В. вину в совершении административного правонарушения не признала, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении не подтвердила.
Извещённый о дне, месте и времени судебного разбирательства инспектор Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Антипов Е.В. в судебное заседание не явился.
Заслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Маслову С.В., исследовав представленные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Согласно положениям части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года №715 утверждён Перечень социально значимых заболеваний, в который включено заболевание – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
На Пресс-брифинге Генерального директора Всемирной организации здравоохранения, состоявшемся 11 марта 2020 года, распространение CoViD-2019 («коронавируса») было охарактеризовано как пандемия.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 года) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 и подпунктов «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 (далее – Правила) при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Таким образом, органы исполнительной власти Оренбургской области уполномочены принимать нормативные акты в области защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации, обязательные для исполнения всеми лицами, находящимися на территории Оренбургской области.
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года №112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» на территории Оренбургской области введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской области территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1).
В соответствии указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года №112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Масловой С.В. к административной ответственности) хозяйствующим субъектам, продолжающим осуществлять деятельность по реализации товаров, необходимо обеспечить:
3/4 исключение допуска на территории торговых объектов, в торговые залы (помещения), места оказания услуг, общественный транспорт (в том числе такси) лиц при отсутствии у них средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), а также продажи им товаров, предоставления услуг (пункт 4 Указа);
3/4 работников, работающих с населением, средствами индивидуальной защиты (маски и перчатки) и осуществлять контроль за их использованием (пункт 10.5 Указа).
Как следует из материалов дела, в результате проверки, проведённой инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Антиповым Е.В., в магазине ... расположенном по адресу: ..., где индивидуальным предпринимателем Масловой С.В. осуществляется деятельность по розничной торговле товарами, установлено, что 12 марта 2021 года в 11 часов 30 минут индивидуальным предпринимателем Масловой С.В. не обеспечено исключение допуска на территорию торгового зала лиц при отсутствии средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), а также продажи им товаров, в частности возле прилавка находились покупатели и приобретали товары без использования средств индивидуальной защиты (без масок и перчаток), в торговом зале находились лица при отсутствии средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), а также не обеспечен контроль за использованием работниками, работающими с населением, средств индивидуальной защиты (маски и перчатки), в частности работники, выполняющие функции продавцов находились за прилавками при исполнении своих трудовых обязанностей и обслуживали покупателей без использования средств индивидуальной защиты (без перчаток).
Таким образом, индивидуальный предприниматель Маслова С.В. допустила нарушение установленных Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года №112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Оренбургской области.
Указанные нарушения, объективно подтверждённые протоколом осмотра места совершения правонарушения от 12 марта 2021 года, а также фотоматериалами, выпиской из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копией кассового чека, послужили основанием для составления 29 марта 2021 года инспектором отдела контроля за оборотом алкогольной продукции министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области Антиповым Е.В. в отношении индивидуального предпринимателя Масловой С.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нём отражены, событие административного правонарушения должным образом описано. Из материалов дела следует, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо располагало сведениями о надлежащем извещении Масловой С.В. о времени и месте его составления.
Указание в протоколе об административном правонарушении фамилии и инициалов должностного лица его составившего как Моргунов А.С. суд расценивает как техническую ошибку, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что должностным лицом, составившим протокол, является Антипов Е.В.
Выявленные должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 20.6.1 КоАП РФ, в рамках надзорных мероприятий нарушения правил поведения при ведённом режиме повышенной готовности зафиксированы надлежащим образом, установлено лицо, ответственное за их соблюдение, обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие событие совершенного этим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Совокупность указанных выше доказательств, полученных с соблюдением установленного законом порядка, свидетельствует о том, что выявленные в ходе проверки нарушения индивидуальным предпринимателем правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Оренбургской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, стали возможны в результате непринятия Масловой С.В. надлежащих мер к недопущению нарушений соответствующих правил.
Судье не предоставлены доказательства того, что индивидуальным предпринимателем Масловой С.В. были приняты все зависящие от неё меры по соблюдению указанных правил.
Наличие у продавцов приспущенных масок на лице также не исключает её виновности в совершении административного правонарушения, поскольку ношение маски не предусмотренным для этого способом не предотвращает распространение инфекционных заболеваний.
Субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами средств индивидуальной защиты и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании на кассе посетителю, не использующему средства индивидуальной защиты.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утверждён Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта «а.2» пункта «а» статьи 10, подпункта «б» пункта 6 статьи 4.1, пунктов «а», «у», «ф» части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями Правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
При этом граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Из материалов дела следует, что Маслова С.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, она является субъектом инкриминируемого ей правонарушения.
Таким образом, оценив все представленные суду доказательства, судья приходит к выводу, что в действиях индивидуального предпринимателя Масловой С.В. содержится состав административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 20.1.6 КоАП РФ – как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
При назначении вида и меры наказания должностному лицу судья, в соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершённого правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Индивидуальным предпринимателем Масловой С.В. совершено административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.
При назначении административного наказания суд учитывает отсутствие обстоятельств, препятствующих исполнению административных наказаний, предусмотренных санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, поскольку доказательства обратного судье не представлены.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности, суд считает, что исправление виновного и достижение иных целей административного наказания возможно при назначении ему административного наказания в виде административного штрафа, размер которого подлежит определению с учётом тяжести совершённого правонарушения, а также имущественного положения виновного.
В ходе судебного заседания судьёй установлено, что допущенные индивидуальным предпринимателем нарушения, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан в условиях введения в Оренбургской области режима «Повышенная готовность» ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), что не может свидетельствовать о малозначительности данного правонарушения. Кроме того, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.6, 29.7, 29.9-29.11 и 30.1-30.3 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░ 5610128441, ░░░ 561001001. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░: 03100643000000015300, ░░░ 015354008, ░░░ 84211601205010000140, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 20 ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 29.03.2021 №65-░, ░░░: 0000988800016170176329880.
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 31.5 ░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░