УИД 91RS0012-01-2023-005424-40
Дело №2-1608/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 октября 2024 года г. Керчь
Керченский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи – Киселевича А.А.,
при секретаре – Лебединской А.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Керченский городской суд Республики Крым с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) о возложении обязанности совершить определенные действия, в котором, окончательно уточнив заявленные исковые требования, просит признать действия ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> при расчете страховой пенсии истца, в частности при расчете КСЗП, без конвертации и индексации заработной платы за период 1989-1993 годы незаконными, нарушающими конституционные права истца; обязать ответчика выполнить расчет КСЗП страховой пенсии истца по таблице «Размер пенсии с ДД.ММ.ГГГГ», направленной для использования в практической работе письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ИН «О сводной таблице коэффициентов для исчисления заработка, минимальных и максимальных пенсий», разрешенной к применению постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации, согласованного с Пенсионным Фондом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и подтвержденного постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, при этом применять для расчета КСЗП данные о средней заработной плате в СССР за 1989-1990 годы из письма Государственного комитета Российской федерации по статистике от ДД.ММ.ГГГГ №ВС-1-21/1945 «Сведения о среднемесячной заработной плате за период с 1960 года по июнь 1997 года». Заявленные требования мотивированы тем, что решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № возложена на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, правопреемником которого является ОСФР по <адрес>, обязанность произвести перерасчет страховой пенсии истца на основании архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ №Ч-242/0702, лицевых счетов, расчетных листков. Однако после вступления в силу данного решения суда размер пенсии истца не изменился, не смотря на утверждение ответчика о том, что решение суда исполнено и пенсия истца пересчитана. Истцом самостоятельно был выполнен расчет размера его пенсии, который отличался от расчета ответчика. По мнению истца, различие в результатах расчетов заключается в существенном различии величины отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской федерации (коэффициента средней заработной платы – КСЗП) за период с 1989 по 1993 годы, оказывающего самое большое влияние на размер пенсии. Расчет КСЗП, произведенный истцом, был направлен ответчику, каких-либо оснований для его отклонения ответчиком не приведено, однако перерасчет пенсии истца в соответствии с данным расчетом ответчиком не произведен. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец поддержал заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ИН не смотря на фактическую утрату силы в связи с принятием Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыми с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение, подлежит применению в силу прямого указание на это в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Представитель ОСФР по <адрес>, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения истца, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав граждан – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина, согласно части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации, признаются и гарантируются, в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Обеспечивая гарантии социальной защиты, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, согласно статье 19 Конституции Российской Федерации, в числе которых статья 7 Конституции Российской Федерации, гарантирует установление государственных пенсий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д.109).
В целях перерасчета пенсии, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФР в <адрес> с заявлением, архивной справкой №Ч-242/0702 от ДД.ММ.ГГГГ, лицевыми счетами и распечатками, в которых указан размер заработной платы за периоды осуществления трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако данные документы не были приняты органом пенсионного обеспечения к рассмотрению, поскольку в них не указана денежная единица, расшифровки кодов, четкого и полного указания персональных данных истца.
Не согласившись с таким решением пенсионного органа ФИО1, полагая, что оно ограничивает его право на перерасчет пенсии, обратился за защитой своих прав в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, установлении факта принадлежности документов удовлетворены частично. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 в перерасчете страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Возложена на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обязанность произвести перерасчет страховой пенсии ФИО1 за период работы на Керченском судоремонтном заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании архивной справки Муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №Ч-242/0702, лицевых счетов, расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданных Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>». Возложена на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> обязанность произвести перерасчет страховой пенсии ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части иска отказано (л.д.37-40, 41-45, 141-142 об., 143-145).
На основании вышеуказанного решения суда Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым был произведен перерасчет пенсии истца (л.д.138).
По информации Отдела установления пенсий № Управления установления пенсий ОСФР по <адрес>, расчет размера пенсии не производится в ручном режиме. Для исчисления размера социальных выплат, в том числе страховых пенсий, на всей территории Российской Федерации используется единый программный продукт – Программно-технический комплекс «Назначение и перерасчет пенсий» (далее – ПТК НВП), который обеспечивает выполнение функции по назначению и пересчету различных выплат гражданам в соответствии с действующим законодательством. Подсистема «Назначение (установление)» предназначена для введения данных о получателях выплат, а также для назначения и перерасчета выплат в соответствии с нормативными документами. Для расчета показателя «Среднемесячная заработная плата» в ПТК НВП вводятся значения заработной платы из документов, представленных заявителем. Значения вводятся в той валюте, в которой они отражены в документе. Далее выполняется расчет максимального отношения заработка с использованием классификатора среднемесячных заработков. Классификаторы всех значений, необходимых для исчисления размера пенсии, также введены в ПТК НВП и применяются в автоматическом порядке. Расчет отношения заработка выполняется с использованием классификатора среднемесячных заработков, единого на всей территории Российской Федерации. Специалисты территориальных органов ОСФР не имеют полномочий и возможности вносить какие-либо изменения в программное обеспечение процесса установления пенсий, действующее на всей территории Российской Федерации. Дополнительно сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым поступило вышеприведенное решение Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившее в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено Отделом установления пенсий № Управления установления пенсий ОСФР по <адрес> исполнено в строгом соответствии с его резолютивной частью. Суммы заработной платы, указанные в архивной справке Муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №Ч-242/0702, в лицевых счетах, в расчетных листках за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, был внесен в ПТК НВП и осуществлен автоматический расчет с применением классификаторов, установленных в ПТК НВП и действующих на всей территории Российской Федерации (л.д.106-106 об.).
Разрешая заявленные требования истца, суд исходит из следующего.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из смысла статьи 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона №400-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ), размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в порядке, установленном статьей 30 Федерального закона №173-ФЗ.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пункта 3 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 01 января 2015 года – страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 04 апреля 2017 года №696-О, от 28 ноября 2019 года №3181-О).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 01 января 2002 года, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Частью 1 статьи 100 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в составе заработка, из которого исчисляется пенсия, учитываются все виды вознаграждения за работу (службу), включая оплату за сверхурочную работу, за работу в выходные дни и за совместительство, кроме всякого рода выплат единовременного характера (компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие при увольнении и др.). За период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие. Авторский гонорар учитывается наравне с заработком за другую работу. При этом он рассчитывается по государственным ставкам, действовавшим в тот период, когда производилась его выплата. Стипендия, выплачиваемая за период обучения, приравнивается (по желанию обратившегося за пенсией) к заработку.
Как следует из материалов дела и материалов пенсионного дела ФИО1, при обращении ДД.ММ.ГГГГ за пересчетом пенсии истец представил в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым архивную справку Муниципального казенного учреждения «Муниципальный архив <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №Ч-242/0702, лицевые счета, расчетные листки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выданные Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив <адрес>» за период работы на Керченском судоремонтном заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На пенсионный орган решением суда, вступившим в законную силу, была возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии ФИО1 за период работы на Керченском судоремонтном заводе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеприведенных документов. Данная обязанность ответчиком исполнена (л.д.138).
Доводы истца о том, что письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ИН не смотря на фактическую утрату силы в связи с принятием Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которыми с ДД.ММ.ГГГГ устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права на пенсионное обеспечение, подлежит применению в силу прямого указание на это в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П нахожу необоснованными, в силу нижеследующего.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П признано содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до ДД.ММ.ГГГГ пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Вместе с тем, вышеприведенное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации нормой законодательства не является.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание исполнение ответчиком вступившего в законную силу решения Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, не предоставление суду доказательств обратного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности совершить определенные действия – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья (подпись) А.А. Киселевич
Мотивированное решение изготовлено 01 ноября 2024 года.
Судья (подпись) А.А. Киселевич