Решение по делу № 2-727/2020 от 29.06.2020

Гр.дело № 2-727/2020

УИД: 24RS0049-01-2020-000607-92

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2020 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Петраковой Е.В.,

при секретаре Габдулиной М.В.,

с участием истца Хмелиной Т.В., ее представителя Грец Ю.Ю., допущенной к участию в деле по устному ходатайству,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хмелиной Татьяны Валерьевны к Администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации г. Сосновоборска Красноярского края, выразившееся в непредоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, обязании Администрации г. Сосновоборска предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Хмелина Т.В. обратилась в суд с иском (впоследующем уточненным), к Администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации г. Сосновоборска Красноярского края, выразившееся в непредоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, обязании Администрации г. Сосновоборска предоставить жилое помещение, ссылаясь на то, что она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 21.05.1998. Согласно ответа на обращение № 335 от 05.02.2020 истец в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по состоянию на 01.01.2020 зарегистрирована за № 95. В период с даты постановки на учет до настоящего времени жилые помещения по договорам социального найма (ордерам) предоставлялись в следующем количестве: в <данные изъяты> В последующем годы жилые помещения по договорам социального найма граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предоставлялись. Согласно ответа на обращение № 335 от 05.02.2020 истец не входит в категорию граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. Между тем, согласно ст. 36 ЖК РСФСР, который действовал на момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, она обладала правом на первоочередное предоставление жилых помещений. Данное обстоятельство не оспаривается администрацией г. Сосновоборска ( в ответе на обращение указано, что Хмелина Т.В. зарегистрирована в списке граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений). Считает, что Хмелина Т.В. обладает правом на первоочередное предоставление жилого помещения, так как принята на учет до 01.03.2005. Вместе с тем, никаких действий, направленных на получение истцом жилого помещения по договору социального найма за истекший с 21.05.1998 период времени, ответчиком не предпринято.

С учетом уточненного иска, просит признать незаконным бездействие администрации г. Сосновоборска Красноярского края, выразившееся в непредоставлении Хмелиной Татьяне Валерьевне жилого помещения на условиях договора социального найма. Обязать Администрацию г. Сосновоборска предоставить Хмелиной Т.В. с учетом членов семьи отдельное жилое помещение, отвечающие санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования г. Сосновоборска, находящиеся в границах города Сосновоборска Красноярского края.

Истец Хмелина Т.В. и ее представитель Грец Ю.Ю. в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживали в полном объеме, по основания изложенным в иске, просят удовлетворить уточненные исковые требования. Кроме того, истец в судебное заседание предоставила письменное пояснение по делу, в которых указала, что она состоит в очереди на предоставление муниципального жилья матери –одиночке с 1998 (более 20 лет), однако по настоящее время квартира так и не предоставлена, кроме того, очередь все время увеличивается. Согласно положений Устава г. Сосновоборска, к вопросам местного значения относятся, в том числе обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством ( пп. в ред. Решения Сосновоборского городского совета депутатов Красноярского края от 24.10.2012 № 162-Р). Бездействие Администрации г.Сосновоборска в рамках реализации прав граждан на жилище незаконно. Неисполнение обязанностей влечет за собой напрямую нарушение права Хмелиной Т.В. и как любое другое нарушение право подлежит восстановлению. Хмелина Т.В. неоднократно обращалась в уполномоченные органы, в том числе, прокуратуру с соответствующими заявлениями с целью установить виновных лиц, однако и по настоящее время результата нет. Просит удовлетворить иск.

Представитель ответчика Администрации г. Сосновоборска Красноярского края Грабовская Т.В., по доверенности от 15.01.2020, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в отсутствие представителя, в суд направила отзыв на исковое заявление, письменное пояснение по делу, в которых указала, 21.05.1998 Хмелина Т.В. (до замужества Лапицкая) Т.В. подала на имя главы города г. Сосновоборска заявление о принятии ее семьи на учет для получения жилой площади. В составе семьи указала несовершеннолетнего сына Лапицкого С.Д. 27.03.1995 года рождения. К заявлению были приложены следующие документы: выписка из домовой книги по месту жительства: г. Сосновоборск, ул. Ленинского Комсомола, 1-650, комната 4, от 13.05.1998, копия финансового лицевого счета по данному адресу от 13.05.1998, по состоянию на май <данные изъяты>, справка Сосновоборского городского отдела социальной зашиты населения от 14.05.1998 о том, что состоит на учете как одинокая мать, в связи чем, получала пособие. Заявление с приложенными документами были рассмотрены на заседании жилищно-бытовой комиссии от 08.06.1998. Комиссия приняла решение (постановила) поставить Т.В. Хмелину на учет в первоочередной список по дате подачи заявления. В документах архивного Фонда Р-1 «Администрации города Сосновоборска» имеется постановление администрации города от 22 июня 1998 года № 312 «Об утверждении протокола № 7 от 08.06.1998 г. заседания жилищно-бытовой комиссии». Хмелина Татьяна Валерьевна состоит в администрации г. Сосновоборске на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 21.05.1998 с составом семьи из двух человек, как одинокая мать. Истцу ранее в ответе на обращение от 05.02.2020 исх. 335. сообщался актуальный номер очереди (95), а также сведения о количестве предоставленных гражданам жилых помещений на условиях социального найма с разбивкой по годам, и что после 2005 года жилые помещения по договорам социального найма гражданам не предоставлялись связи с отсутствием их в муниципальном жилищном фонде. На момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий действовал Жилищный кодекс РСФСР. Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включались в отдельные списки. Согласно п. 15 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР 31.07.1984 N 335, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включались граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Соответственно, органы, уполномоченные на ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязаны были вести отдельные списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений. В силу положений ч. 8 ст. 36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставляются матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям. Таким образом, исходя из положений ст. ст. 33, 36 ЖК РСФСР истец имела право на первоочередное получение жилья. С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Действующее жилищное законодательство не предполагает возможности снятия с жилищного учета граждан, которые были поставлены на такой учет в установленном порядке, но при этом их жилищные условия улучшены не были и основания, в силу которых они были признаны нуждающимися в получении жилья, сохранились. Законодательством не предусмотрен механизм первоочередного предоставления жилых помещений для лиц, вставших на учет до 1 марта 2015 года. В связи с этим сложилась обширная судебная практика, которая отказывает таким лицам в предоставлении жилых помещений, ссылаясь на очередность предоставления жилых помещений. Поскольку Хмелина Т.В. была поставлена на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, то она сохраняет за собой право нахождения на учете нуждающихся в жилом помещении до получения ею жилого помещения по договору социального найма. При этом в силу действующего Жилищного кодекса Российской Федерации указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, который не предусматривает первоочередное обеспечения жильем лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и одиноким матерям. С 01.03.2005 года жилые помещения одиноким матерям предоставляются в общем порядке, то есть в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет нуждающихся в жилье. То обстоятельство, что истцу не предоставляется жилье не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в настоящее время она продолжает состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении и ее право на получение жилья в порядке очередности, не нарушается. С 2005 года муниципальные жилые помещения по договорам социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, не предоставлялись в связи с отсутствием в муниципальном жилищном фонде г. Сосиовоборска свободных жилых помещений в жилищном фонде социального использования, а также отсутствия средств в городском бюджете города на строительство муниципального жилья. В списках граждан, состоящих на учете в администрации г. Сосновоборска в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоят преимущественно граждане, принятые на данный учет до 01.05.2005 года, по основаниям, установленным Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, в Красноярском крае, утвержденными Постановлением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов и президиума Красноярского краевого Совета профессиональных союзов от 01.03.1990 N 63/3, в которых отсутствовало условие о постановке на учет к качестве нуждающихся в жилье малоимущих граждан. Обеспечение жильем граждан в настоящее время производится на основании законодательства, предусматривающего предоставление отдельным категориям граждан социальных выплат на приобретение жилья за счет средств федерального, краевого и частично местного бюджета. В частности, Министерством строительства Красноярского края предоставлялись жилищные сертификаты состоящим в администрации города Сосиовоборска в качестве нуждающихся в жилье гражданам категорий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Обеспечение жильем данных категорий граждан в г. Сосновоборске было закончено в 2019 году. Министерство образования Красноярского края также предоставляет социальные выплаты на приобретения жилья состоящим в администрации города Сосновоборска на учете в качестве нуждающихся в жилье гражданам в соответствии с Законом Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий". Также единовременной денежной выплатой на приобретение жилья з соответствии Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечивались ветераны Великой Отечественной войны, проживающие в г. Сосновоборске и признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В г. Сосновоборске также реализуется государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным, и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерацииутвержденная Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1701. В рамках данной программы, которая финансируется за счет средств городского, краевого и федерального бюджетов, молодьм семьям г. Сосновоборска, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, ежегодно предоставляется социальная выплата на приобретение жилья.

Заслушав истца и ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает уточненный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, согласно заявления Лапицкой (ныне Хмелина) Т.В., последняя 21.05.1998 года обратилась в Администрацию г. Сосновоборска Красноярского края с заявлением о принятии ее семьи на учет для получения жилищной площади, в составе семьи -она и ее несовершеннолетний ребенок Лапицкий Сергей Дмитриевич<данные изъяты>. К заявлению приложила выписку из домовой книги по адресу регистрации по месту жительства: г. Сосновоборск, ул. Ленинского комсомола, д<данные изъяты> <данные изъяты> 4, <данные изъяты>, копию финансового лицевого счета по данному адресу от 13.05.1998, справку БТИ г. Сосновоборска от 19.05.1998 об отсутствии жилья на праве собственности по состоянию на май 1998 года, справку Сосновоборского городского отдела социальной защиты населения от <данные изъяты>, что состоит на учете как одинокая мать, в связи с чем, получает пособие.

На заседании жилищно –бытовой комиссии заявление Лапицкой (ныне Хмелиной) Т.В. было рассмотрено, по результатам принято решение о постановке истца (Хмелиной Т.В.) на учет в первоочередной список по дате подачи <данные изъяты> что подтверждается Архивной справкой Администрации г. Сосновоборска Красноярского края № 341 от 01.10.2020, постановлением администрации города от 22.06.1998 года № 312 «Об утверждении протокола № 7» от 08.06.1998г заседания жилищно –бытовой комиссии).

26.02.2007 на основании заявления, поданного Т.В. Лапицкой в управление градостроительства, имущественных и земельных отношений администрации г. Сосновоборска, вместо ордера на жилую площадь в общежитии от 08.06.2004 /№ 0433, ей был оформлен и выдан договор социального найма жилого помещения по адресу: ул. Ленинского комсомола, д<данные изъяты> коми. 4, от 26.02.2007 № 49.

Находясь в администрации г. Сосновоборска на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном списке, Хмелина Т.В. неоднократно обращалась в администрацию города по жилищному вопросу.

Так, 14.03.2006 она обратилась с заявлением о расширении жилой площади в общежитии в связи с наличием у сына заболевания туберкулезом. При этом подразумевались нормы, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", так как в данном передне среди заболеваний, право дающих инвалидам, страдающим ими, на дополнительную жилую площадь, указывались активные формы туберкулеза всех органов и систем. Когда по требованию комиссии по жилищным вопросам, В.В. Хмелина представила Протокол клинико-экспертной комиссии (от 14.03.2006 № 11) выяснилось, что С.Д. Лапицкий состоит на учете в поликлинике СГБ г. Сосновоборска с клинически излеченным первичным туберкулезным комплексом левого легкого с незначительными остаточными проявлениями. Документ о назначении ему инвалидности представлен не был.

С учетом изложенного комиссия направила В.В. Хмелиной письмо (№ 1071 от 06.06.2006) с обоснованием отказа в удовлетворении заявления по указанному в нем основанию.

04.10.2018 Хмелина Т.В. обратилась в администрацию г. Сосновоборска с просьбой разъяснить, на каком основании она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Источник данной информации она не назвала. К обращению были приложены выписка из домовой книги по адресу: ул. Ленинского комсомола, д. 1, секция 650, комната 4, от 12.10.2018, а также копия финансового лицевого счета по данному адресу от 01.10.2018.

Так как вопрос о снятии Т.В. Хмелиной с данного учета комиссией по жилищным вопросам не рассматривался и такое решение не принималось, Хмелиной Т.В. было направлено письмо (№ 2838 от 12.10.2018), с информацией о том, что она состоит на учете нуждающихся в жилье в первоочередном списке с 21.05.1998, также сообщался актуальный номер (97) очереди на дату подготовки ответа.

Хмелина Т.В. (истец по делу) обращаясь с настоящим иском в суд, мотивирует свои требования тем, что до настоящего времени Администрация г. Сосновоборска Красноярского края не исполняет надлежащим образом свои обязанности, на протяжении (20 лет) не предоставляет ей жилое помещение.

Истец в подтверждении того, что ее право нарушено, и ответчик не предпринимает никаких мер к восстановлению нарушенного права, представила письменные доказательства, находящиеся в материалах настоящего дела.

04.12.2019 Хмелина Т.В. письменно обратилась в Администрацию г. Сосновоборска Красноярского края, с заявлением о предоставлении информации о состоянии очереди предоставления жилого помещения.

24.12.2019 Хмелина Т.В. вновь обратилась с заявлением в Администрацию г. Сосновоборска Красноярского, где просила предоставить ей справку о жилье за каждый год как продвигалась очередь, начиная с 1998 года.

05.02.2020 Администрация г. Сосновоборска Красноярского края предоставила Хмелиной Т.В. ответ на ее запрос, из которого следует, что она состоит на учете в Администрации г.Сосновоборска, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма, с 21.05.1998 года с составом семьи 2 человека. В списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по состоянию на 01.01.2020, ее очередь №95. В период с даты постановки Хмелиной Т.В., на учет жилые помещения по договорам социального найма(ордерам) предоставлялись граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно в <данные изъяты>. В последующие годы жилые помещения по договорам социального найма граждан, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не предоставлялись в связи с отсутствием свободного жилья в муниципальном жилищном фонде. В настоящее время отдельным категориям граждан, указанным в п. 1 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 10-4487 « О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов», нуждающихся в улучшении жилищных условий», состоящих в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Решения о предоставлении предусмотренных данным законом мер социальной поддержки принимаются Министерством социальной политики Красноярского края. Кроме того, отдельным категориям граждан, указанным в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», также предоставляются социальные выплаты для приобретения жилых помещений. Одинокие матери в числе категорий граждан, имеющих право на предоставление указанных мер социальной поддержки, в данных нормативных правовых актах не указаны.

14.04.2020 Хмелина Т.В. обратилась к прокурору г. Сосновоборска Красноярского края с жалобой, в которой просила провести проверку и принять меры прокурорского реагирования, указав что, Администрацией г. Сосновоборска нарушено ее право, как состоящей на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 21.05.1998, но получивший до настоящего времени улучшенное жилье.

Кроме того, как следует из информации УГИЗО г. Сосновоборска Красноярского края № 477 от 08.05.2020, после 2005 года жилые помещения по договорам социального найма гражданам не предоставлялись в связи с отсутствием их в муниципальном жилищном фонде. Также Хмелиной Т.В. давались разъяснения по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, установленных законодательством, путем предоставления им социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. В частности, отдельным категориям граждан, указанным в ст. 1 Закона Красноярского края от 25.03.2010 № 1074487 "О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", и состоящим в органах местного самоуправления на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Решения о предоставлении предусмотренных данным законом мер социальной поддержки принимаются Министерством социальной политики Красноярского края.Также отдельным категориям граждан, указанным в Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", предоставляются социальные выплаты для приобретения жилых помещений. Решения о предоставлении предусмотренных данным законом мер социальной поддержки принимаются Министерством строительства Красноярского края. Одинокие матери в числе категорий граждан, имеющих право на предоставление указанных мер социальной поддержки, в данных нормативных правовых актах не указаны.

17.05.2020 года Хмелиной Т.В. был отправлен ответ прокурора г. Сосновоборска Красноярского края, из которого следует, что в результате проведенной проверки в администрации г. Сосновоборска нарушений требований жилищного законодательства установлено не было, оснований для прокурорского реагирования не имеется.

Разрешая заявленные требования истца, суд приходит к следующему.

Судом бесспорно установлено, что 21.05.1998 года истец постановлена на учет для получения жилищной площади, в составе семьи она и ее несовершеннолетний ребенок Лапицкий С.Д., 27.03.1995 года.

Согласно Выписке из домовой книги, по адресу: Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Ленинского Комсомола, 1-<данные изъяты>

<данные изъяты> условий, имеют право на первоочередное предоставление им жилых помещений.

Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Сторонами не оспаривалось, что истец была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в первоочередном порядке по категории "одинокая мать" до вступления в действие Жилищного кодекса РФ 21.05.1998 года.

Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В обязанности Администрации г. Сосновоборска Красноярского края, входит обеспечение проживающих в городе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 ст. 7 Устава г. Сосновоборска Красноярского края, утвержденного городским Законодательным Собранием от 16 мая 1997 г. N IV-5Р).

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), одинокие матери – не относятся.

Кроме того, статьей 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей статьи.

Таким образом, граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных до введения Жилищного кодекса РФ в действие (01.03.2005 г.), сохраняют данное право; однако, порядок предоставления жилых помещений (льготный или общий) регулируется нормами Жилищного кодекса РФ, а не жилищным законодательством, существовавшим на момент постановки на очередь.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ установлены категории лиц, имеющие право на внеочередное обеспечение жильем. Такая категория как "одинокая мать" в диспозиции данной статьи отсутствует, следовательно, оснований для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Из материалов дела следует, что Хмелина Т.В. состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 95.

Доказательств, свидетельствующих о наличии у истца права в настоящее время на внеочередное обеспечение жилым помещением, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав истца со стороны администрации г. Сосновоборска Красноярского края.

Проанализировав установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что семья Хмелиной Т.В. составом два человека (она и ее сын Лапицкий Д.С.) правом на внеочередное на предоставление жилья не обладает, состоит в списке очередников нуждающихся в жилых помещениях. Предоставление жилого помещения фактически минуя очередность, противоречит положениям вышеуказанных правовых норм. Сроки предоставления жилых помещений гражданам в первоочередном порядке законом не предусмотрены.

Суд считает, что право истца на получение жилья в первоочередном порядке на дату рассмотрения дела нельзя признать нарушенным. Преимущественным правом по отношению к другим лицам, также имеющим право на первоочередное и внеочередное получение жилого помещения, принятым на учете и включенным в соответствующие списки ранее семьи истца, последние не имеют.

Судом в ходе рассмотрения настоящего дела бесспорно установлено, что право Хмелиной Т.В. не нарушено стороной ответчика.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении уточненных требований истца Хмелиной Т.В. надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении уточненных исковых требований Хмелиной Татьяны Валерьевны к Администрации г. Сосновоборска Красноярского края о признании незаконным бездействия администрации г. Сосновоборска Красноярского края, выразившееся в непредоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма, обязании Администрации г. Сосновоборска предоставить жилое помещение, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сосновоборский городской суд.

Председательствующий: Е.В. Петракова

Мотивированное решение изготовлено-22.12.2020.

2-727/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Хмелина Татьяна Валерьевна
Ответчики
Администрация г.Сосновоборска
Суд
Сосновоборский городской суд Красноярского края
Судья
Петракова Е.В.
Дело на странице суда
sosnov.krk.sudrf.ru
29.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.10.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
15.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее