Дело № 2-630/2024
УИД 59RS0042-01-2024-001671-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2024 года г. Чернушка
Чернушинский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Дьяковой Н.В.,
при помощнике судьи Александровой О.В.,
с участием помощника прокурора Васькиной Е.В.,
истца Анциферова Ю.И.,
представителя истца Копытова О.А.,
ответчика Низамутдинова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анциферова Юрия Ивановича к Низамутдинову Рустаму Альбертовичу о взыскании компенсации морального вреда, утраченного заработка,
УСТАНОВИЛ:
Истец Анциферов Ю.И. обратился в суд с иском к Низамутдинову Р.А. о взыскании компенсации морального вреда, утраченного заработка. Исковые требования с учетом уточнений мотивированы тем, что 30.12.2023 года в 21 час 30 минут ответчик Низамутдинов Р.А. управляя автомобилем Лада Гранта государственный регистрационный знак <№>, в нарушение п. 14.1 Правил дорожного движения, при пересечении нерегулируемого пешеходного перехода, по адресу: <адрес> допустил наезд на истца, переходившего проезжую часть по пешеходному переходу. В результате наезда были причинены телесные повреждения в виде <данные изъяты>. В связи с полученной травмой перенес физические и нравственные страдания. Помимо физической боли испытал дискомфорт, на длительное время был выбит из привычного русла жизни. Десять дней находился на стационарном лечении в хирургическом отделении Чернушинской районной больницы, в дальнейшем еще около месяца находился на амбулаторном лечении. На руку была наложена гипсовая повязка. Не мог нормально ни есть, ни спать. До настоящего времени правая кисть не сжимается в кулак. На лбу остался шрам, который портит внешний вид. После ДТП стала мерзнуть нижняя часть тела. Согласно заключению судебно-медицинского эксперта вред здоровью относится к категории средней тяжести. Вина Низамутдинова Р.А. в дорожно-транспортном происшествии установлена вступившим в законную силу постановлением Чернушинского районного суда Пермского края по делу об административном правонарушении от 25.04.2024 года, согласно которому Низамутдинов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.24 КоАП РФ. Истец оценивает причиненный моральный вред в сумме 500000 рублей. Также был утрачен заработок. На момент получения травмы работал дворником в МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 7». Размер утраченного заработка составил 39269,49 рублей. Истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500000 рублей, утраченный заработок в размере 39269,49 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей.
Истец Анциферов Ю.И. в судебном заседании на доводах искового заявления настаивал в полном объеме, просил удовлетворить его исковые требования.
Представитель истца Копытов О.А. в судебном заседании доводы искового заявления поддержал, просил взыскать моральный вред, взыскать утраченный заработок.
Ответчик Низамутдинов Р.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Суд, заслушав истца, представителя истца, ответчика, заслушав заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей (часть 2 статьи 7), каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Согласно пункту 17 указанного постановления Пленума факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума № 33 от 15.11.2022 года по общему правилу, ответственность за причинение морального вреда возлагается на лицо, причинившее вред (пункт 1 статьи 1064 ГК РФ).
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Согласно п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
Статьей 1086 ГК РФ установлен порядок исчисления заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.
Судом установлено:
Постановлением Чернушинского районного суда Пермского края от 25.04.2024 года, вступившего в законную силу 18.06.2024 года, Низамутдинов Р.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок один год шесть месяцев.
Постановлением суда установлено, что 30.12.2023 года в 21 час 30 минут у дома по адресу: <адрес> водитель Низамутдинов Р.А. управлял автомобилем Лада Гранта государственный регистрационный знак М234МЕ 159, в нарушение п. 14.1 Правил дорожного движения, при пересечении нерегулируемого пешеходного перехода, допустил наезд на пешехода Анциферова Ю.И., переходившего проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате дорожно-транспортного происшествия пешеходу Анциферову Ю.И. причинена закрытая травма правой верхней конечности в виде перелома дистального метаэпифиза лучевой кости. Данное повреждение у Анциферова Ю.И. в соответствие с п. 7.1 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 24.04.2008г. №194н квалифицируется как вред здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья (на срок более 21 дня) (л.д.9-14).
Истец Анциферов Ю.И. был признан потерпевшим при рассмотрении административного дела по существу.
Постановление суда вступило в законную силу 18.06.2024 года.
В соответствии со ст. 71 ГПК РФ постановление суда отнесено к числу письменных доказательств по гражданскому делу, и обстоятельства, установленные постановлением суда, имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из административного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения (абз. 2 п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении").
Вступившим в законную силу постановлением суда установлена вина ответчика Низамутдинова Р.А. в совершении противоправных действий, повлекших причинение <ФИО>6 морального вреда в результате полученных повреждений здоровья.
Оценив, все имеющиеся доказательства в совокупности и взаимосвязи, в силу закона, суд приходит к выводу, что заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Как следует из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", при определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень и характер физических и нравственных страданий, которые перенес истец и продолжает переносить, обусловленные тяжестью причиненного вреда его здоровью, обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая материальное, семейное положение ответчика, а также требования разумности и справедливости, и определяет к взысканию размер компенсации в пользу истца в сумме 110000 рублей.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Оснований для снижения размера взыскания морального вреда в большем размере судом не установлено, ответчиком доказательств в судебное заседание не представлено.
Истец просит взыскать с ответчика утраченный заработок в размере 39269,49 рублей.
В силу п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежат утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
В подпункте "а" п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 года № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснено, что под утраченным потерпевшим заработком (доходом) следует понимать средства, получаемые потерпевшим по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, а также от предпринимательской и иной деятельности (например, интеллектуальной) до причинения увечья или иного повреждения здоровья. При этом надлежит учитывать, что в счет возмещения вреда не засчитываются пенсии, пособия и иные социальные выплаты, назначенные потерпевшему как до, так и после причинения вреда, а также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
Статьей 1086 ГК РФ установлен порядок исчисления заработка (дохода), утраченного в результате повреждения здоровья.
Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности (п. 1 ст. 1086 ГК РФ).
Согласно п. 2 указанной статьи в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитывается выплаченное пособие.
Все виды заработка (дохода) учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов.
Определение в рамках действующего гражданско-правового регулирования объема возмещения вреда, причиненного здоровью, исходя из утраченного заработка (дохода), который потерпевший имел или определенно мог иметь, предполагает, - в силу компенсационной природы ответственности за причинение вреда, обусловленной относящимися к основным началам гражданского законодательства принципом обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1 ГК РФ), а также требованием возмещения вреда в полном, по общему правилу, объеме, - необходимость восполнения потерь, объективно понесенных потерпевшим в связи с невозможностью осуществления трудовой (предпринимательской) деятельности в результате противоправных действий третьих лиц (абзац третий п. 3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июня 2012 года № 13-П "По делу о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Т.").
Из материалов дела усматривается, что Анциферов Ю.И. работает с <ДД.ММ.ГГГГ> года <данные изъяты> в МАДОУ «ЦРР - Детский сад № 7» (л.д.69-79).
Период нетрудоспособности Анциферова Ю.И. с 30.12.2023 года по 16.02.2024 года, что подтверждается листками нетрудоспособности (л.д.46,47).
В материалы дела предоставлена справка о доходах физического лица Анциферова Ю.И. за 2023 год (л.д.45).
По данным справки о доходах за 2023 года, то есть за 12 месяцев предшествующих событию, доход истца составил <данные изъяты> рублей. Следовательно, среднемесячный заработок истца составил <данные изъяты>
По сведениям ОСФР по Пермскому краю (л.д.63) Анциферов Ю.И. получил пособие по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в размере <данные изъяты>, начислено <данные изъяты>, удержано НДФЛ 13% 3725 рублей (л.д.63).
По сведениям работодателя МАДОУ «ЦРР- Детский сад № 7» за счет работодателя начислено 1842,23 рублей, выплачено 1603,23 рублей (л.д.51,57,83).
Период нетрудоспособности Анциферова Ю.И. с 30.12.2023 года по 16.02.2024 года, всего 1 месяц 17 дней.
Средняя з\п в день 853,52 рублей (25065,65/30).
Таким образом, размер утраченного заработка составит сумму 9005,53 рублей (включая налог на доходы физических лиц), из расчета 39575,49 (25065,65+(853,52*17) рублей – 30569,90 рублей (28727,67+ 1842,23).
Исходя из произведенного судом расчета, требования истца о взыскании утраченного заработка подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со статьями 94, 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом Анциферовым Ю.И. понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 3000 рублей за составление искового заявления, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру (л.д.3).
Таким образом, с Низамутдинова Р.А в пользу Анциферова Ю.И. подлежат взысканию судебные расходы за составление искового заявления в размере 3000 рублей.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 700 рублей в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Анциферова Юрия Ивановича к Низамутдинову Рустаму Альбертовичу о взыскании компенсации морального вреда, утраченного заработка удовлетворить частично.
Взыскать с Низамутдинова Рустама Альбертовича (паспорт <№>) в пользу Анциферова Юрия Ивановича (паспорт <№>) компенсацию морального вреда в размере 110000 рублей, утраченный заработок в размере 9005,53 рублей (включая налог на доходы физических лиц), расходы по оплате услуг представителя за составление искового заявления в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Низамутдинова Рустама Альбертовича (паспорт <№>) в доход местного бюджета гос. пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чернушинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 20.08.2024 года.
Судья подпись Н.В. Дьякова
Мотивированное решение изготовлено 02.09.2024 года
«КОПИЯ ВЕРНА»