РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2018 года г. Братск
Братский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи А.С. Поляковой,
при секретаре Т.И. Миличенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1373/2018 по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокуратура в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «РУСАЛ Братский алюминиевый завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Братский межрайонный природоохранный прокуратор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчику ПАО «РУСАЛ Братск», в котором, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявкой о предоставлении водного объекта - ручья Малая Турма в пользование с целью сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, в срок до 01.08.2018; разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - ручей Малая Турма, в срок до 01.08.2018; обратиться в территориальный отдел Федерального агентства водных ресурсов по Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - ручей Малая Турма, в срок до 01.10.2018; обратиться в управление Росприроднадзора по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект -ручей Малая Турма, в срок до01.10.2018; обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по сбросу сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений в водоохранной зоне ручья Малая Турма, в срок до 01.08.2018; провести оценку воздействия планируемой деятельности по сбросу сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений в водоохранной зоне ручья Малая Турма, на водные биоресурсы, в срок до 01.08.2018; направить в Енисейское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на консервацию гидротехнического сооружения IV класса опасности шламонакопитель № 1, в срок до 01.03.2019; обеспечить гидротехническое сооружение - золоотвал, стационарным электроосвещением, в срок до 30.11.2018.
В обоснование иска указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой во исполнение задания Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о проведении проверки исполнения законодательства по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений, проведена проверка исполнения указанного законодательства ПАО «РУСАЛ Братск». В ходе проведенной проверки установлено следующее.
В соответствии с проектной документацией «Реконструкция шламонакопителей ПАО «РУСАЛ Братск», на основании положительного заключения государственной экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04, ПАО «РУСАЛ Братск», проведена реконструкция шламонакопителя № 3, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, юго-западнее жилого района Чекановский, промплощадка Братского алюминиевого завода. На данный момент проводятся работы по реконструкции шламонакопителя № 1, расположенного по тому же адресу. При выполнении указанных работ производится организация поверхностного стока с рекультивированного шламонакопителя после консервации шламонакопителя № 1, демонтажа оборудования, рекультивации.
Проектом реконструкции предусмотрено, что поверхностные талые и дождевые воды, выпадающие на поверхность шламонакопителя № 1, собираются водосбросной канавой, расположенной с внутренней стороны ограждающих дамб. Воды поверхностного стока из водосбросной канавы бегут в руч. Малая Турма. Водоотводная канава будет выполнена размером 0,25 х 0,5 м из телескопических железобетонных лотков.
Согласно п. 3.1 заключения экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04 «Гидрологические условия», гидрографическая сеть района промплощадки ОАО РУСАЛ Братск» представлена р. Вихорева и её правым притоком ручьём Малая Турма, принадлежащими бассейну р. Ангары. Шламонакопители располагаются над поймой ручья Малая Турма, приблизительно в 2-х км от его впадения в р. Вихорева. Длина ручья составляет 5-6 км, ширина долины 60-80 м, ширина русла 2-3,5 м, дно ручья илистое, берега высотой 0,2-0,5 м.
Согласно заключению экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04 «Мероприятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и работающих», атмосферные осадки, выпадающие на поверхность шламонакопителя № 1 предусмотрено самотёком по водоотводной канаве сбрасывать в ручей Малая Турма.
Из указанного следует, что ПAO «РУСАЛ Братск» при проведении работ по рекультивации (консервации) шламонакопителя № 1 и после их окончания будет производиться сброс сточных вод с поверхностей шламонакопителя № 1 в ручей Малая Турма.
В силу пп. 23 п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области осуществляет функции предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных законодательством.
В нарушение требований ст. 11 Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сброс сточных вод в ручей Малая Турма осуществляется ПАО «РУСАЛ Братск»» в отсутствие разрешения управления Росприроднадзора по Иркутской области на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.
В силу ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. При этом утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
В нарушение ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 35 Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» ПАО «РУСАЛ Братск», осуществляющее сброс сточных вод в ручей Малая Турма, с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Малая Турма в территориальный отдел водных ресурсов Иркутской области не обращалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В силу ч. 2 названной нормы закона вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
В нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372, ПАО «РУСАЛ Братск» оценка воздействия сбрасываемых сточных вод на ручей Малая Турма и водные биологические ресурсы ручья, не проводилась.
В нарушение действующего законодательства о сохранении водных биологических ресурсов ПАО «РУСАЛ Братск» оценка воздействия планируемой деятельности на водные биоресурсы и среду их обитания также не проводилась, в уполномоченный орган с заявлением о согласовании деятельности по эксплуатации (реконструкции, консервации, ликвидации) гидротехнических сооружений и размещению сопутствующих объектов капитального строительства в границах рыбоохранной зоны поверхностного водного объекта не обращалось.
Осуществление ответчиком хозяйственной деятельности без согласований с органами Росрыболовства не позволяет государственным органам осуществлять контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, что не отвечает принципу законодательства в данной сфере правоотношений об учете значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления и иной деятельности.
Кроме того, в нарушение требований ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ, ч. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016г. № 79, водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране ручья Малая Турма, предусмотренные Водным кодексом РФ, Правилами охраны поверхностных водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016г. № 79, ПАО «РУСАЛ Братск», осуществляющим использование водного объекта для сброса дождевых, талых вод с территории шламонакопителя № 1 ПАО «РУСАЛ Братск», расположенного по адресу: Иркутская область, г.Братск, юго-западнее жилого района Чекановский, промплощадка ОАО «БрАЗа», не проводятся.
Согласно ст.ст. 3, 9, 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», до настоящего времени ПАО «РУСАЛ Братск» в Енисейское управление Ростехнадзора не представлена декларация безопасности ГТС на консервацию гидротехнического сооружения IV класса опасности, чем нарушены требования ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Пунктом 4.4 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6, установлено, что все объекты накопителя, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение. Дежурный персонал, работающий в темное время суток, на случай отключения электроснабжения должен быть оснащен аккумуляторными светильниками.
Проверкой установлено, что в нарушение указанных норм закона, при круглосуточном обслуживании гидротехнических сооружений - золоотвала, и шламонакопителя № 1 ПАО «РУСАЛ Братск», данные объекты не имеют стационарного электроосвещения. Дежурный персонал, работающий в темное время суток, не обеспечен аккумуляторными светильниками.
В случае негативного влияния на ручьей Малая Турма, и как следствие, на реку Ангару, в результате деятельности ПАО «РУСАЛ Братск» может быть причинен ущерб водным биоресурсам, которые в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 20.12.2004 года находятся в федеральной собственности, что повлечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника данных водных биоресурсов, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные ст. 42 Конституции РФ.
В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Середкин Е.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ПАО «РУСАЛ Братск» по доверенности Дегтярев В.М. в судебном заседании исковые требования признал в части, суду пояснил, что ответчиком не оспаривается обоснованность исковых требований и сроки их исполнения о возложении обязанности направить в Енисейское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на консервацию гидротехнического сооружения IV класса опасности шламонакопитель № 1, в срок до 01.03.2019, а также требование о возложении обязанности обеспечить гидротехническое сооружение - золоотвал, стационарным электроосвещением, в срок до 30.11.2018, в остальной части полагает иск не подлежащим удовлетворении вследствие следующего. В соответствии со ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 № 74-ФЗ (далее - Водный кодекс РФ) водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.
При этом к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
В соответствии с Типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (утв. Приказом МПР России от 14 марта 2007 г. № 56) в решении указывается содержащееся в государственном водном реестре наименование водного объекта.
Также, в соответствии с Формой примерного договора водопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165) в договоре водопользования указываются в соответствии с данными, содержащимися в государственном водном реестре: код и наименование водохозяйственного участка; морфометрические характеристики водного объекта, в том числе в месте
водопользования; гидрологические характеристики водного объекта в месте водопользования или ближайшем к нему месте регулярного наблюдения; показатели качества воды в водном объеме в месте водопользования или в ближайшем к нему месте регулярного наблюдения по состоянию на соответствующую дату.
В государственный водный реестр включаются документированные сведения, в том числе о водных объектах, расположенных в границах речных бассейнов, в том числе об особенностях режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностях.
В соответствии с п. 5 Положения о ведении государственного водного реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. № 253, (далее - Положение) ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
При этом на основании п. 25 указанного нормативного правового акта Федеральное агентство водных ресурсов несет ответственность за своевременное и правильное внесение сведений в реестр, а также за полноту и подлинность предоставляемых из реестра сведений.
Сведения о водном объекте, содержащиеся в государственном водном реестре являются основанием для обращения физических и юридических лиц с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
При этом указанные сведения вносятся в государственный водный реестр Федеральным агентством водных ресурсов и являются единственным источником информации, в том числе о физико-географических, гидрологических и морфометрических особенностях водного объекта.
В пользование может быть предоставлен только водный объект, внесенный в государственный водный реестр.
В случае, если сведения о водном объекте не внесены в государственный водный реестр, объект не может рассматриваться в качестве водного объекта.
При этом требование о заключении договора водопользования, либо оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в отношении объекта, не являющегося водным объектом, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с законодательством о градостроительной деятельности государственной экспертизе проектной документации подлежит проектная документация на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, их частей.
Объектом государственной экспертизы проектной документации в период с 11 января 2009 по 30 июня 2015 являлась, в т.ч. проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.
При этом, под объектами, связанными с размещением и обезвреживанием отходов I -V класса опасности понимались объекты капитального строительства, проектной
документацией указанных объектов - проектная документация на строительство,
реконструкцию объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V
класса опасности, их частей.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 17 ст. 51 указанного Федерального закона выдача разрешения на строительство не требуется, в случае в т.ч. строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
На основании изложенного основными признаками объекта капитального строительства сооружения являются: наличие надземной и (или) подземной части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения; предназначение для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; строительство объекта на основании разрешения на строительство.
Таким образом, в случае строительства на земельном участке сооружений вспомогательного назначения, в т.ч. временных сооружений, данное строительство может осуществляться без необходимости оформления разрешения на строительство и, как следствие - разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы проектной документации.
Необходимо отметить, что законодательством понятие строения или сооружения вспомогательного назначения не раскрывается. При этом по смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связываете их особым назначением (вспомогательным).
На основании изложенного основными критериями определения таких объектов, как объектов вспомогательного использования, являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 4 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуальною жилищного строительства.
В соответствии с приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Из указанного следует, что объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Одновременно временными сооружениями являются объекты, по своим техническим характеристикам не подпадающие под понятие недвижимого имущества, а также объекты, имеющие вспомогательное назначение по отношению к основному сооружению, возведенные на период осуществления определенной деятельности и подлежащие демонтажу после того, как отпадет необходимость в их использовании.
На основании изложенного действовавшее на тот период законодательство предусматривало необходимость представления проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, как на государственную экологическую экспертизу, так и на государственную экспертизу проектной документации.
При этом в случае, если объект, связанный с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, не являлся объектом капитального строительства (являлся временным сооружением), или являлся вспомогательным сооружением - проектная документация на данный объект не должна была разрабатываться, государственная экологическая экспертиза, и государственная экспертиза проектной документации не проводились.
С 1 июля 2015 года объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является в т.ч. проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов 1 - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов 1 - V классов опасности.
Необходимо отметить, что указанные изменения, для целей определения объекта государственной экологической экспертизы применительно к объектам, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, не имеют самостоятельного правового значения.
При этом в качестве дополнительного объекта государственной экологической экспертизы с 1 июли 2015 г. указаны проекты вывода из эксплуатации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания ополов I - V классов опасности.
Кроме того, состав проектной документации объектов капитального строительства определен частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ и конкретизирован Положением о составе разделов проектной документации.
Реконструкция объектов капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту может осуществляться при условии предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Указанное разрешение выдаст глава местной администрации.
В соответствии с п. 18 Положения о составе разделов проектной документации подраздел «Система водоотведения» раздела 5 должен содержать в текстовой части, в т.ч.:
- сведения о существующих и проектируемых системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод;
- обоснование принятых систем сбора и отвода сточных вод, объема сточных вод, концентраций их загрязнений, способов предварительной очистки, применяемых реагентов, оборудования и аппаратуры.
Также в соответствии с п. 25 Положения раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать в текстовой части в т.ч. обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод.
На основании изложенного строительство объекта капитального строительства должно осуществляться в соответствии с утвержденной проектной документацией.
При этом необходимость корректировки проектной документации возникает исключительно в случае необходимости отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Изменение разделов проектной документации в т.ч. в части определения: сведений о существующих и проектируемых системах канализации, водоотведения и станциях очистки сточных вод; обоснования принятых систем сбора и отвода сточных вод, объема сточных вод, концентраций их загрязнений, способов предварительной очистки, применяемых реагентов, оборудования и аппаратуры; обоснования решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод - не влечет необходимости изменения проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и проведения экспертизы проектной документации.
В связи с отсутствием необходимости изменения проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и проведения экспертизы проектной документации в указанном случае, необходимость представления проектной документации на государственную экологическую экспертизу также отсутствует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствие со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, сточными водами являются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Пунктами 2, 3 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ предусмотрено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование в целях сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из письменных материалов дела судом установлено, что 07.04.2017 года внесены изменения в устав ПАО «РУСАЛ Братск» касающиеся изменения наименования организационно-правовой формы предприятия с открытого акционерного общества «РУСАЛ Братск» на публичное акционерное общество «РУСАЛ Братск». 20.04.2017 года в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы за № ***.
Согласно договору о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от 07.03.2007, управляющей организацией ПАО «РУСАЛ Братск» является ЗАО «РУСАЛ ГЛОБАЛ МЕНЕДЖМЕНТ Б.В.» (PRIVATE LIMITED LIABILITY COMPANY «RUSAL GLOBAL MANAGEMENT B.V.»).
Согласно приказу от 05.05.2015 № ***, обязанности управляющего директора ПАО «РУСАЛ Братск» исполняет Зенкин Евгений Юрьевич.
Лицом уполномоченным представлять интересы ПАО «РУСАЛ Братск» в органах государственной власти, в том числе в органах прокуратуры является управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» Зенкин Е.Ю. (доверенность № ***).
Лицом уполномоченным представлять интересы ЗАО «РУСАЛ ГЛОБАЛ МЕНЕДЖМЕНТ Б.В.» в органах государственной власти, в том числе в Органах прокуратуры является управляющий директор ПАО «РУСАЛ Братск» Зенкин Е.Ю. (доверенность ***).
На основании договора № 25-17 аренды земельного участка от 17.02.2017 КУМИ г. Братска предоставил, а ОАО «РУСАЛ Братск» принял, в аренду земельный участок на основании пп. 9 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, государственная собственность на который не разграничена: общей площадью 58,8295 га, категория – земли населенных пунктов, кадастровый номер – ***, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Братск, юго-западнее жилого района Чекановский, промплощадка ОАО «БрАЗ», для размещения сооружения – шламового поля № 1, сооружения – шламохранилища, сооружения котлована золоотвала, суглинистого, промышленного, сооружения – пруда аккумуляторного. Срок аренды с 17.04.2017 по 16.04.2027.
В соответствии с проектной документацией «Реконструкция шламонакопителей ПАО «РУСАЛ Братск», на основании положительного заключения государственной экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04, ПАО «РУСАЛ Братск», проведена реконструкция шламонакопителя № 3, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Братск, юго-западнее жилого района Чекановский, промплощадка Братского алюминиевого завода. На данный момент проводятся работы по реконструкции шламонакопителя № 1, расположенного по тому же адресу. При выполнении указанных работ производится организация поверхностного стока с рекультивированного шламонакопителя после консервации шламонакопителя № 1, демонтажа оборудования, рекультивации.
Проектом реконструкции предусмотрено, что поверхностные талые и дождевые воды, выпадающие на поверхность шламонакопителя № 1, собираются водосбросной канавой, расположенной с внутренней стороны ограждающих дамб. Воды поверхностного стока из водосбросной канавы бегут в руч. Малая Турма. Водоотводная канава будет выполнена размером 0,25 х 0,5 м из телескопических железобетонных лотков.
Из содержания заключения экспертизы № 166-12/КРЭ-1553/04 «Гидрологические условия» следует, что согласно п. 3.1 заключения, шламовые поля расположены вдоль ручья Малая Турма. На левом берегу расположены шламонакопители № 1 и № 2, на правом – шламонакопитель № 3. Гидрографическая сеть района промплощадки ОАО РУСАЛ Братск» представлена р. Вихорева и её правым притоком ручьём Малая Турма, принадлежащих бассейну р. Ангары. Шламонакопители располагаются над поймой ручья Малая Турма, приблизительно в 2-х км от его впадения в р. Вихорева. Длина ручья составляет 5-6 км, ширина долины 60-80 м, ширина русла 2-3,5 м, дно ручья илистое, берега высотой 0,2-0,5 м. По результатам мониторинга в скважинах наблюдательный сети превышение ПДК в подземной воде наблюдается по содержанию железа и фтора. По остальным показателям превышения ПДК не отмечается.
Согласно п. 4.2 заключения, проектными решениями предусмотрена рекультивация территории шламонакопителя № 1 с возвратом земельного участка в территориальную зону природного ландшафта. Направление рекультивации – природоохранное, предусматривающее задернение земельного участка и посев многолетних трав.
Пунктом 4.4 заключения, поверхностные талые воды, выпадающие на рекультивированную поверхность шламонакопителя № 1, принято собирать водосборной канавой, располагаемой с внутренней стороны ограждающих дамб, и отводить в ручей Малая Турма.
Согласно п. 4.8 заключения, в соответствии с требованиями п. 4.20 СанПиН 2.1.7.1322-03 атмосферные осадки, выпадающие на поверхность шламонакопителя № 1, предусмотрено самотеком по водоотводной канаве сбрасывать в ручей Малая Турма. Ручей не является источником водопользования населения, требования СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по сбросу стоков к нему не относятся.
Таким образом, суд считает установленным, что при проведении работ по рекультивации (консервации) шламонакопителя № 1 и после их окончания ПAO «РУСАЛ Братск» будет производить сброс сточных вод с поверхностей шламонакопителя № 1 в ручей Малая Турма, который является правым притоком реки Вихоревка и принадлежит бассейну реки Ангары, которые в свою очередь, имеют рыбохозяйственное значение, поэтому имеется возможность негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания. В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что на гидросооружениях функционирует замкнутая система водооборота, а сам ручей Малая Турма не является источником водопользования населения, суд находит не состоятельными.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» предусмотрено, что предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, а также водных объектов, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пп. 23 п. 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 г. № 392/171-пп, Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области осуществляет функции предоставления водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Иркутской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных законодательством.
Согласно п. 8 постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4-6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.
Также указанными нормативными актами установлен перечень прилагаемых к заявлению документов и порядок заключения договора водопользования, принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование.
В нарушение требований п.2 ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ решение Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления строительства и реконструкции гидротехнических сооружений (шламонакопитель № 1, № 3), а так же сброса сточных вод не выдавалось, ПАО «РУСАЛ Братск» с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для указанных целей в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области не обращалось.
По информации Енисейского БВУ от 11.12.2017, сведения о водном объекте – руч. Малая Турма (приток р. Вихоревка) отсутствуют в настоящее время в государственном водном реестре, вместе с тем, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что в пользование может быть предоставлен только водный объект, внесенный в государственный водный реестр, поскольку отсутствие в настоящем времени документированных сведений в ГВР о водном объекте не является подтверждением его фактического отсутствия на местности, и не может отражать или изменять статус водного объекта.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п.п. 2, 11 Административного регламента Федеральной
службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 № 2, государственная услуга предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит к сбросам веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органами исполнительной власти, уполномоченными на выдачу разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты являются территориальные органы Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований, сброс сточных вод в ручей Малая Турма осуществляется ПАО «РУСАЛ Братск»» в отсутствие разрешения управления Росприроднадзора по Иркутской области на сброс веществ и микроорганизмов в водный объект.
Согласно п. 20 указанного Административного регламента для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы заявителем по собственной инициативе предоставляются, в том числе нормативы допустимых сбросов, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. При этом утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» предусмотрено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты».
В соответствии с п. 2 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов (далее - НДС) в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденного Приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246, указанная государственная услуга предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям (далее - заявители), осуществляющим водопользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке, или на основании лицензий на водопользование, срок действия которых не истек.
Пунктом 5 Административного регламента определено, что государственная услуга предоставляется территориальными органами Росводресурсов по согласованию с соответствующими территориальными органами Росгидромета, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росприроднадзора. Территориальным органом, предоставляющим указанную услугу на территории Иркутской области, является территориальный отдел водных ресурсов Иркутской области.
Согласно п. 9 указанного Административного регламента для утверждения НДС заявитель представляет в территориальный орган Росводресурсов письменное заявление либо заявление в электронной форме с использованием Единого портала. При этом указанным пунктом устанавливается перечень документов, необходимых для утверждения НДС.
Однако, ПАО «РУСАЛ Братск», осуществляющее сброс сточных вод в ручей Малая Турма, с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручей Малая Турма в территориальный отдел водных ресурсов Иркутской области не обращалось, проект нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект – ручей Малая Турма не разрабатывало.
В силу ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В силу п. 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду и их типовое содержание установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372.
Однако, в противоречие указанным положениям закона, оценка воздействия сбрасываемых сточных вод на ручей Малая Турма и водные биологические ресурсы ручья, ПАО «РУСАЛ Братск» не проводилась.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
В силу ч. 2 ст. 50 указанного закона, вышеуказанная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среды их обитания.
На основании п. 3 указанных Правил, территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование осуществления хозяйственной деятельности на основании заявки и представленных документов, перечень которых определен в п. 5 Правил.
Подпунктом «б» пункта 5 Правил предусмотрено, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности к заявке на согласование прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В соответствии с Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380, мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.
При архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие па биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
В силу п. 9 Правил решение о согласовании деятельности оформляется в виде заключения.
Приказом Росрыболовства от 28.04.2007 № 185 утверждено Положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства, согласно которому Управление осуществляет функций по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности, рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания и осуществляет полномочия в закрепленной сфере деятельности и формируется по бассейновому принципу на территории Республики Бурятия, Иркутской области. Читинской области, Агинского Бурятского автономного округа, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Таким образом, органом, осуществляющим функции по согласованию хозяйственной деятельности в сфере рыболовства, является Ангаро-Байкальское территориальном управлении Росрыболовства.
Так, анализируя представленные сторонами доказательства, вышеперечисленные нормы права в их совокупности, суд приходит к выводу, что в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания статья 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает согласование реконструкции, капитального ремонте объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществление иной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).
Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах.
На основании подпункта "б" пункта 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
Из содержания подпункта "б" пункта 5 Правил следует, что при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 названных Правил к заявке прилагается копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В пункте 8 Правил указано, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.
Росрыболовством на основании представленных документов оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 380.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" осуществляет руководство деятельностью Росрыболовства и вправе определять его полномочия.
Так, подпункт "б" пункта 2 и подпункт "б" пункта 3 Правил предусматривают полномочия Росрыболовства и его территориальных органов по согласованию вопросов, связанных с внедрением новых технологических процессов, и осуществлением иной деятельности в зависимости от территории.
В пункте 4 Правил определены требования к заявке о согласовании, а в подпункте "б" пункта 5 Правил приведен перечень документов, прилагаемых к заявке при внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности (копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания). В пункте 8 Правил определены сроки рассмотрения заявки и документации.
Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать. Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству наделено полномочиями по согласованию вопросов, связанных с внедрением новых технологических процессов, и осуществлением иной деятельности в зависимости от территории.
Как следует из материалов дела в 2015 году ПАО «РУСАЛ Братск» осуществляло реконструкцию шламонакопителей по соответствующей проектной документации, прошедшей государственную экспертизу (заключение № 166-12/КРЭ-1553/04 от 14.06.2012).
Вместе с тем, сведения обращении ответчика в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, с заявкой на согласование деятельности по сбросу сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнического сооружения в водоохраной зоне ручья малая Турма, не обращался.
Территориальный отдел контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления согласовывает проектную документацию для оценки воздействия стоков на водные биоресурсы.
Ссылку ответчика за прохождение проектной документации государственной экспертизы, суд не может принять во внимание, поскольку государственная экспертиза проектной документации, регулируемая положениями Постановления правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», и согласование проектной документации для оценки воздействия стоков на водные биоресурсы являются двумя разными процедурами, наличие которых необходимо в соответствии с требованиями водного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды, сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов в порядке, предусмотренном Правилами, осуществляется вне зависимости от наличия государственной экспертизы проектной документации, а обязательность проведения такого согласования установлена частью 2 статьи 50 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". При этом данный закон не устанавливает каких-либо изъятий из данного правила, в том числе и в случае, положительной государственной экспертизы проектной документации.
Ссылку ответчика на то, что шламонакопители являются сооружениями вспомогательного назначения, в т.ч. временными сооружениями, в связи с чем, их строительство, реконструкция могут осуществляться без оформления разрешения на строительство, реконструкцию и, как следствие - разработки проектной документации и прохождения государственной экспертизы проектной документации, суд признает несостоятельной и основанной на неверном толковании норм материального права.
Согласно ст.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно справкам о государственной регистрации гидротехнических сооружений, в отраслевом разделе Российского регистра гидротехнических сооружений № 264, № 266, № 268, № 269 (все от 22.08.2006) ПАО «РУСАЛ Братск» провело государственную регистрацию принадлежащий ему на праве собственности гидротехнические сооружения - пруд-аккумулятор (IV класс), золоотвал (IV класс), шламохранилище № 1 (IV класс), шламохранилище № 3 (IV класс).
Статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.
Статьёй 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлена обязанность собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации составлять и представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Положительным заключением государственной экспертизы № 166-12/КРЭ-15 53/04 оценена проектная документация «Реконструкция шламонакопителей Братского алюминиевого завода». На первом этапе проведена реконструкция шламонакопителя № 3. Вторым этапом реализации проекта реконструкции шламонакопителей запланирована рекультивация шламонакопителя № 1. Согласно п. 4.4 указанного заключения (раздел «Консервация и рекультивация шламонакопителя № 1»), консервация шламонакопителя №1 предусмотрена после складирования в остаточную емкость шламов, полученных при очистки шламонакопителя № 3.
Из указанного следует, что предприятием проводятся мероприятия по консервации шламонакопителя № 1, однако до настоящего момента в Енисейское управление Ростехнадзора не представлена декларация безопасности на консервацию гидротехнического сооружения IV класса опасности, чем нарушены требования ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ Федеральный закон от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
Так, статья 3 ФЗ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ предусматривает, что ответственность за безопасность гидротехнического сооружения возлагается Законом на собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующую организацию (ст. 9 ФЗ), в данном случае - ПАО «РУСАЛ Братск».
В ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ даны основные понятия:
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;
критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в составе декларации безопасности гидротехнического сооружения;
обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
Пунктами 4.4, 9.8 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 № 6 предусмотрено, что все объекты накопителя, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение. Дежурный персонал, работающий в темное время суток, на случай отключения электроснабжения должен быть оснащен аккумуляторными светильниками (п. 4.4). Дамбы и сооружения на них (дороги, линии освещения и связи и др.) должны содержаться в техническом состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию (п. 9.8).
ПАО «РУСАЛ Братск» эксплуатирует гидротехнические сооружения IV класса опасности, повреждение которых, при не соблюдении обязательных требований при эксплуатации гидротехнического сооружения, могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона, при круглосуточном обслуживании гидротехнических сооружений - золоотвала, и шламонакопителя № 1 ПАО «РУСАЛ Братск», данные объекты не имеют стационарного электроосвещения. Дежурный персонал, работающий в темное время суток, не обеспечен аккумуляторными светильниками.
Поскольку Правилами безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов предусмотрено, что все объекты накопителя, требующие круглосуточного обслуживания, должны иметь стационарное электроосвещение, то без проектного стационарного освещения периметра шламохранилища, золоотвала, эксплуатация гидротехнического сооружения не может быть признана безопасной.
При названных обстоятельствах, отсутствии в материалах дела доказательств, опровергающих доводы иска, суд приходит к выводу, что осуществление ПАО «РУСАЛ Братск» сброса сточных вод в ручей Малая Турма, проведение работ реконструкции шламохранилищ в его водоохранной зоне без решения о предоставлении водного объекта в пользование, без установления нормативов допустимых сбросов, а также без проведения оценки воздействия на ручей Малая Турма и его водные биологические ресурсы не позволяет государственным органам управления осуществлять контроль по охране водного объекта при осуществлении предприятием хозяйственной и иной производственной деятельности, что влечет нарушение прав Российской Федерации, как собственника водного объекта - ручья Малая Турма, являющегося рыбохозяйственным водным объектом, по воспроизводству водных биоресурсов в случае негативного влияния; нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, учитывая вышеназванные нормы права, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с заявкой о предоставлении водного объекта - ручья Малая Турма в пользование, с целью сброса сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, в срок до 01.08.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) разработать проект нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - ручей Малая Турма, в срок до 01.08.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обратиться в территориальный отдел Федерального агентства водных ресурсов по Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект - ручей Малая Турма, в срок до 01.10.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обратиться в управление Росприроднадзора по Иркутской области с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект -ручей Малая Турма, в срок до01.10.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обратиться в Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству с заявкой о согласовании деятельности по сбросу сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений в водоохранной зоне ручья Малая Турма, в срок до 01.08.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) провести оценку воздействия планируемой деятельности по сбросу сточных вод, строительства и реконструкции гидротехнических сооружений в водоохранной зоне ручья Малая Турма, на водные биоресурсы, в срок до 01.08.2018.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) направить в Енисейское управление Ростехнадзора декларацию безопасности на консервацию гидротехнического сооружения IV класса опасности шламонакопитель № 1, в срок до 01.03.2019.
Обязать ПАО «РУСАЛ Братск» (<данные изъяты>) обеспечить гидротехническое сооружение - золоотвал, стационарным электроосвещением, в срок до 30.11.2018.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.С. Полякова