№ 2-703/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Иловля 22 ноября 2021 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,
при секретаре Чуйкине Д.А.,
с участием истца Брякиной Е.П.,
ответчика Брякина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брякиной Е. П. к Брякину В. В. о признании долга по кредитному договору общим обязательством супругов и взыскании денежных средств,
установил:
Брякина Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Брякину В.В. о признании долга по кредитному договору общим обязательством супругов и взыскании денежных средств.
Свои доводы мотивирует тем, что она состояла в зарегистрированном браке с ответчиком Брякиным В.В. с 17 апреля 2014 года. Брачные отношения между ними прекращены с 12.01.2021. В период брака, 21 июня 2019 года она заключила кредитный договор №1946121/0170 с АО «Российский Сельскохозяйственный банк», получив кредит в сумме <данные изъяты>. На момент подачи иска задолженность по кредитному договору №1946121/0170 от 21.06.2019 составляет <данные изъяты>. Считает, что денежные средства потрачены на нужды и в интересах семьи. После фактического прекращения брачных отношений, а именно с 12.01.2021 она за свой счёт продолжала исполнять кредитные обязательства. За период с 12.01.2021 по день подачи иска она оплатила по кредитному договору <данные изъяты>.
Просит суд признать долговые обязательства Брякиной Е.П., возникшие по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21.06.2019, заключенному с АО «Российский Сельскохозяйственный банк», совместным обязательством супругов Брякиной Е.П. и Брякина В.В., произвести раздел кредитных обязательств в равных долях между Брякиной Е.П. и Брякиным В.В., возложить на Брякину Е.П. и Брякина В.В. в равных долях обязанность по погашению задолженности по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21.06.2019 с даты подачи искового заявления по день окончания исполнения обязательства, и взыскать с Брякина В.В. денежные средства в сумме <данные изъяты>, соответствующие 1/2 доли, уплаченной Брякиной Е.П. суммы в счёт погашения кредитных обязательств по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21.06.2019.
Истец Брякина Е.П. в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснив, что 17 апреля 2014 года вступила в брак с Брякиным В.В. 21 июня 2019 года она заключила Соглашение о кредитовании с АО «Российский Сельскохозяйственный банк», о чём супруга поставила в известность. Полученными кредитными средствами распорядилась следующим образом: <данные изъяты> потрачены на погашение долга по кредитному договору, заключенному между её матерью Шакулиной В.Н. и банком ВТБ, так как ранее данная сумма была потрачена на организацию свадебных мероприятий по случаю вступления в брак её и ответчика; <данные изъяты> - на погашение долга ответчика по двум кредитным соглашениям; <данные изъяты> - на приобретение лодок. Оставшаяся сумма была израсходована на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг. Семейные отношения с ответчиком прекращены 12 января 2021 года. Брачный договор между ними не заключался, соглашение о порядке раздела совместно нажитого имущества также не заключалось. Просит удовлетворить исковые требования в полном объёме.
Ответчик Брякин В.В. исковые требования не признал. Подтвердил, что состоял в зарегистрированном браке с истцом Брякиной Е.П. О заключении супругой Брякиной Е.П. кредитного договора от 21.06.2019 он знал, давал устное согласие на заключение договора. Ему известно, что за счёт заёмных средств была погашена задолженность по двум кредитным соглашениям, заключенным между ним и АО «Российский Сельскохозяйственный банк», в сумме около <данные изъяты>. На что были потрачены оставшиеся кредитные денежные средства, ему не известно. Считает, что кредитные средства израсходованы не на нужды семьи. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица АО «Российский Сельскохозяйственный банк», извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительной причине неявки не сообщил. Руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что с 17 апреля 2014 года по 04 апреля 2021 года Брякин В.В. и Брякина Е.П. состояли в зарегистрированном браке. Данные обстоятельства объективно подтверждены записью акта о заключении брака №41 от 17 апреля 2014 года (л.д. 32), решением мирового судьи судебного участка № 127 Иловлинского судебного района Волгоградской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №10 Иловлинского судебного района Волгоградской области, от 02 марта 2021 года (л.д. 31), и сторонами не оспариваются.
Из объяснений истца Брякиной Е.П. и ответчика Брякина В.В. установлено, что в период брака супруги Брякины не заключали брачный договор и соглашение, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и в случае его расторжения.
В период брака на основании Соглашения №1946121/0170 от 21 июня 2019 года, заключенного с АО «Российский Сельскохозяйственный банк», Брякиной Е.П. получен кредит на сумму <данные изъяты>, срок возврата кредита – не позднее 21 июня 2024 года (л.д.9-14). Согласно п. 11 договора кредит является нецелевым.
В силу пункта 1 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами. Общие долги супругов при разделе общего имущества супругов распределяются между супругами пропорционально присужденным им долям (пункт 3 указанной статьи).
Пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция согласия супруга на действия другого супруга по распоряжению общим имуществом.
Однако положения о том, что такое согласие предполагается также в случае возникновения у одного из супругов долговых обязательств перед третьими лицами, действующее законодательство не содержит.
Напротив, в силу пункта 1 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга, допускается существование у каждого из супругов собственных обязательств. При этом согласно пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для иных лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Следовательно, в случае заключения одним из супругов договора займа или совершения иной сделки, связанной с возникновением долга, такой долг может быть признан общим лишь при наличии обстоятельств, вытекающих из пункта 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Семейного кодекса РФ под общими обязательствами (долгами) супругов понимаются обязательства, которые возникли по инициативе супругов в интересах всей семьи, или обязательства одного из супругов, по которым все полученное им было использовано на нужды семьи.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на стороне, претендующей на распределение долга.
Исходя из положений приведённых выше правовых норм, для распределения долга в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Семейного кодекса Российской Федерации обязательство должно являться общим, то есть возникнуть по инициативе обоих супругов в интересах семьи, либо являться обязательством одного из супругов, по которому все полученное было использовано на нужды семьи.
С учётом изложенного, юридически значимым обстоятельством при разрешении спора о признании кредитного обязательства общим долгом супругов является установление цели получения Брякиной Е.П. кредитных денежных средств, а также были ли потрачены денежные средства, полученные Брякиной Е.П. по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21 июня 2019 года, заключенному с АО «Российский Сельскохозяйственный банк», на сумму <данные изъяты>, на нужды семьи.
При этом суд учитывает, что поскольку Брякина Е.П. является заёмщиком денежных средств, то именно она должна доказать, что всё полученное ею по кредитному соглашению № 1946121/0170 от 21 июня 2019 года было использовано на нужды семьи.
Как следует из п. 11 кредитного соглашения №1946121/0170 от 21 июня 2019 года, заключенного между АО «Российский Сельскохозяйственный банк» и Брякиной Е.П., кредит на сумму <данные изъяты> является нецелевым.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что указанное кредитное соглашение было заключено Брякиной Е.П. с согласия ответчика Брякина В.В.
Вместе с тем, ответчик Брякин В.В. настаивал, что ему не известно, на что потрачены кредитные средства.
Довод истца Брякиной Е.П. о том, что полученные по кредитному соглашению №1946121/01710 от 21.06.2019 денежные средства были потрачены на нужды семьи, был предметом судебного разбирательства, но своего подтверждения, по мнению суда, не нашёл.
Из объяснений истца Брякиной Е.П. следует, что из полученных по кредитному соглашению от 21.06.2019 денежных средств, она распорядилась следующим образом: <данные изъяты> потрачены на погашение долга по кредитному договору, заключенному между её матерью Шакулиной В.Н. и банком ВТБ, так как ранее данная сумма была потрачена на организацию свадебных мероприятий по случаю вступления в брак её и ответчика; <данные изъяты> - на погашение долга ответчика по двум кредитным соглашениям; <данные изъяты> - на приобретение лодок. Оставшаяся сумма была потрачена на приобретение продуктов питания, оплату коммунальных услуг.
Из приходных кассовых ордеров №№ 6727 и 6731 от 21 июня 2019 года усматривается погашение задолженности по кредитным соглашениям, заключенным между Брякиным В.В. и АО «Российский Сельскохозяйственный банк», на общую сумму <данные изъяты> (л.д.42, 43).
Сторонами не оспаривается, что погашение задолженности Брякина В.В. по кредитному соглашению имело место за счёт заёмных средств, полученных Брякиной Е.П. по кредитному соглашению от 21.06.2019.
Наличие долговых обязательств между Шакулиной В.Н. и Брякиными не представлено. В связи с чем, расходование кредитных средств в сумме <данные изъяты> на погашение долга Шакулиной В.Н. не может быть признано совершённым в интересах семьи.
Доказательств приобретения лодок, продуктов питания и оплаты коммунальных услуг за счёт кредитных средств также не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцом Брякиной Е.П. не доказан факт расходования денежных средств, полученных по кредитному соглашению № 1946121/0170 от 21 июня 2019 года, на нужды и в интересах семьи.
Исковые требования о распределении остатка непогашенной задолженности по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21.06.2019 между сторонами не основаны на законе, поскольку данные требования по существу изменяют условия соответствующего кредитного договора, а в силу требований гражданского законодательства изменение названных условий допускается только в случае заключения всеми сторонами соответствующего договора дополнительного соглашения, а при наличии воли у всех сторон договора на заключение названного соглашения, подтверждение его судебным постановлением не требуется.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания долга по кредитному соглашению №1946121/0170 от 21.06.2019 общим обязательством супругов Брякиных и приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Брякиной Е.П. к Брякину В.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Брякиной Е. П. к Брякину В. В. о признании долга по кредитному договору общим обязательством супругов и взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 26 ноября 2021 года.
Судья Т.Г.Елисеева