РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2019 года п.Арсеньево Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца – Тульского природоохранного прокурора по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, помощника прокурора Арсеньевского района Тульской области Авдеевой Е.А.,
представителя административного ответчика – администрации МО Астаповское Арсеньевского района Тульской области, её главы Чечёткина С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-633/2019 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о возложении обязанности по проведению обследования гидротехнических сооружений,
установил:
исполняющая обязанности Тульского природоохранного прокурора советник юстиции Крыгина Л.Н., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области (далее – администрация МО Астаповское Арсеньевского района) о признании бездействия ответчика, выразившееся в ненадлежащей организации эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) – плотин прудов д. Ясенки, с. Ивановское и д. Вязок незаконным, а также о возложении обязанности организовать надлежащую эксплуатацию указанных ГТС в соответствие с разработанными и согласованными с органами федерального государственного надзора в области безопасности ГТС Правилами эксплуатации ГТС, привести их в надлежащее техническое состояние, и внести в Российский регистр указанные ГТС сведения о них.
В обоснование заявленных требований, истцом указано, что в 13 июня 2019 года Тульским природоохранным прокурором проведена контрольная проверка исполнения администрацией МО Астаповское Арсеньевского района законодательства о безопасности ГТС, по итогам которой выдано представление № 7-07/117-2019, в котором отражены выявленные нарушения. В частности было установлено, что административным ответчиком в полной мере не выполняются требования Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон о безопасности ГТС), выразившиеся в эксплуатации ГТС без декларации безопасности, и с нарушениями обязательных требований. Представлением требовалось безотлагательно его рассмотреть и принять действенные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствовавших. В сентябре 2019 года по итогам проверки выполнения ранее выданного представления установлено, что указанные в нем нарушения эксплуатации ГТС не устранены. Ненадлежащая эксплуатация ГТС создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в непосредственной близости от этих сооружений. В защиту указанных лиц Тульский природоохранный прокурор и обратился в суд с указанным административным иском.
Впоследствии исполняющая обязанности Тульского природоохранного прокурора советник юстиции Крыгина Л.Н. представила суду уточнение исковых требований, в которых просила признать бездействие административного ответчика, выразившееся в ненадлежащей организации эксплуатации ГТС – плотин прудов д. Ясенки, с. Ивановское и д. Вязок, незаконным, а также возложить на административного ответчика обязанность провести в срок до 1 июля 2019 года обследование этих гидротехнических сооружений с целью установления риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель административного истца – Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощник прокурора Арсеньевского района Тульской области Авдеева Е.А. отказалась от части требований, касающихся признания бездействия административного ответчика, выразившиеся в ненадлежащей организации эксплуатации ГТС – плотин прудов д. Ясенки, с. Ивановское и д. Вязок, незаконным, а также уточнила требование о возложении обязанности по проведению обследований указанных ГТС с целью установления риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в части срока исполнения этого обязательства – до 1 июля 2020 года.
Мотивированным определением суда от 26 ноября 2019 года, производство по административному делу в части требования о признании бездействия административного ответчика незаконным, прекращено.
Административный ответчик уточненные исковые требования признал полностью, показав, что действительно сможет провести обследование указанных ГТС в требуемый срок. До настоящего времени это сделать было невозможно потому, что для этих целей требуются средства, которые будут заложены в бюджет администрации только на следующий год. Иск признает.
Заслушав объяснение участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Таким образом, в настоящее время, по мнению прокурора, существует потенциальная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций на территориях, прилегающих к ГТС – платинам, расположенным на прудах д. Ясенки, с. Ивановское и д. Вязок Арсеньевского района Тульской области, и соответственно причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
В соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со ст. 3 Федеральный закон о безопасности ГТС к ГТС относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций: устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Собственник ГТС - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения ГТС. Безопасность ГТС, позволяющие обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности ГТС - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий ГТС.
Согласно ст. 8 Федеральный закон о безопасности ГТС обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих требований: - обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; - представление деклараций безопасности ГТС; - осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС; - непрерывность эксплуатации ГТС; - осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС; - необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС; - ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст. 9 Федеральный закон о безопасности ГТС собственник ГТС и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Судом достоверно установлено, что администрации МО Астаповское Арсеньевского района на праве собственности принадлежат следующие Г№ - ГТС с кадастровым номером №, площадью 1 120 м2, расположенное по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, д. Ясенки, ул. Колхозная, д. 1а; ГТС с кадастровым номером № площадью 1 260 м2, расположенное по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, д. Вязок, д. 12а; ГТС с кадастровым номером №, площадью 1 230 м2, расположенное по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, с. Ивановское, д. 23а, что подтверждается соответствующими свидетельствами (л.д. 12-14).
13 июня 2019 года Тульским природоохранным прокурором старшим советником юстиции Ратниковым М.В. внесено представление № 7-07/117-2019 (л.д. 26-30) об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС, которое требовалось безотлагательно рассмотреть и принять действенные меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствовавших.
Нарушениями законодательства о безопасности ГТС, в указанном представлении обозначены эксплуатация ГТС без декларации безопасности и с нарушениями обязательных требований.
Согласно письму главы администрации МО Астаповское Арсеньевского района Чечеткина С.Г. от 18 июня 2019 года № 02-32/258 (л.д. 31) в ответ на запрос Тульского природоохранного прокурора от 19 июня 2019 года № 7-07/115-2019, администрация рассмотрела представление 7-07/117-2019 от 13 июня 2019 года и сообщает, что по причине дотационного бюджета МО Астаповское, изыскать средства на разработку декларации безопасности указанных ГТС не возможно. В бюджет 2020 года будут заложены средства на разработку вероятного вреда от указанных ГТС и данная работа будет выполнена. За нарушение законодательства о безопасности ГТС к дисциплинарной ответственности привлечено ответственное должностное лицо.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о безопасности ГТС при отсутствии декларации безопасности гидротехнического сооружения на день вступления в силу настоящего Федерального закона декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется и представляется на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в течение пяти лет со дзаконня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением п. 5 ст. 1 настоящего Федерального закона (п. 1 ст. 5 указанного Федерального закона).
Данный Федеральный закон был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 4 июля 2016 года. Следовательно, действия указанного закона начинается с 3 октября 2016 года.
Таким образом, отсутствие декларации безопасности ГТС не является нарушением Федерального закона, поскольку законом предусмотрена возможность ее оформления до 3 октября 2021 года. Однако, соблюдение иных требований Федерального закона, является для владельцев ГТС обязательным.
Так, в судебном заседании было достоверно установлено, что администрация МО Астаповское Арсеньевского района постановлением № 39-ГТС-08/2 от 15 июля 2019 года признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ «Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации», и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Согласно указанному постановлению, администрация МО Астаповское Арсеньевского района признана виновной в нарушении тридцати пунктов законодательства о безопасности ГТС, нарушение которых создает условия возникновения чрезвычайных ситуаций, что является не допустимым.
Доказательств устранения всех выявленных нарушений законодательства о безопасности ГТС, суду не представлено, в частности отсутствуют сведения о проведении обследований указанных ГТС с целью установления риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исковые требования Тульского природоохранного прокурора о возложении на административного ответчика указанной обязанности, с учетом позиции самого административного ответчика и требований ст. 65 КАС, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Тульского природоохранного прокурора к администрации муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области о возложении обязанности по проведению обследования гидротехнических сооружений, удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Астаповское Арсеньевского района Тульской области обязанность произвести в срок до 1 июля 2020 года обследование гидротехнических сооружений: плотины пруда д.Ясенки, общей площадью 1 120 м2, с кадастровым №, расположенной по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, д.Ясенки, ул.Колхозная, д.1а; плотины пруда с.Ивановское, общей площадью 1 230 м2, с кадастровым №, расположенной по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, с.Ивановское, д.23а; платины пруда д.Вязок, общей площадью 1 260 м2, с кадастровым №, расположенной по адресу: Тульская область, Арсеньевский район, д.Вязок, д.12а, для установления риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда через Одоевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.
Председательствующий- В.В.Деркач