10RS0018-01-2023-000023-05
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Суоярви 17 февраля 2023 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кемпи Е.И.,
при секретаре Булатевич Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Орион», администрации Суоярвского муниципального округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Орион» (далее – ООО «Орион», Общество) по тем основаниям, что в ходе проверки по поступившему обращению ГКУ РК «Карелприрода» 27.01.2022 выявлено несанкционированное размещение отходов на территории земельного участка с кадастровым номером 10:16:0020407:260, видовой состав отходов включает в себя твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, порубочные остатки (ветки), строительные отходы. В адрес администрации муниципального образования «Суоярвский район» (с 01.01.2023 администрации Суоярвского муниципального округа) направлен запрос о необходимости принятия мер по ликвидации свалки и недопущения дальнейшего захламления территории. Согласно представленному администрацией ответу по договору аренды от 11.11.2020 № № указанный земельный участок передан ООО «Орион», которое оказывает услугу по транспортированию отходов на территории Суоярвского муниципального района и производит размещение отходов на зарегистрированном в Государственном реестре объектов земельном участке с кадастровым номером №. Указывая, что обнаруженная несанкционированная свалка, о которой было известно ООО «Орион», расположена на арендованной территории, просит обязать общество ликвидировать место несанкционированного размещения отходов, установив срок ликвидации и обязать уведомить истца об исполнении указанных работ.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Суоярвского муниципального округа, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО «Карельский экологический оператор».
В судебном заседании представители истца по доверенностям Пупышева Т.В., Горюнов А.Г. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно Горюнов А.Г. просил установить срок исполнения решения суда с учетом требований разумности до 01.08.2023.
Представитель ответчика администрации Суоярвского муниципального округа Сухорукова С.И., действующая на основании доверенности, полагала администрацию ненадлежащим ответчиком по делу с учетом заключенного с ООО «Орион» договора аренды земельного участка с кадастровым номером 10:16:0020407:260.
Представитель ООО «Орион» в судебное заседание не явился, извещен, в представленных письменных возражениях указал, что общество на земельном участке с кадастровым номером 10:16:0020407:260 никаких отходов не размещало, в силу целевого назначения земельного участка – для размещения свалки по утилизации и захоронению промышленных и строительных отходов, данный объект нельзя считать несанкционированным, кроме того, размещение отходов и мусора на нем материалами дела не подтвержден.
ООО «Карельский экологический оператор» своего представителя в судебное заседание не направил, извещен, представил письменный отзыв.
Суд, заслушав явившихся лиц, свидетеля, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) определяет, что охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктами 1 - 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Положения ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
Согласно абзацу 1 статьи 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что 11.11.2020 между администрацией муниципального образования «Суоярвский район» и ООО «Орион» по результатам открытого аукциона заключен договор аренды № находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 10:16:0020407:260, местоположение: Республика Карелия, Суоярвский район, площадью 10000 кв.м., разрешенное использование: для размещения свалки по утилизации и захоронению бытовых и промышленных отходов, под объектами размещения отходов потребления в границах, указанных в Выписке ЕГРН сроком на 20 лет (п.п. 1.1, 1.2, 2.1). Пунктами 4.3.3, 4.3.6, 4.3.7, 4.3.8, 4.3.14, 4.3.25 Договора предусмотрено, что арендатор обязан, в том числе: использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием; установить за счет собственных средств шлагбаум и вывеску на въезде и выезде на территорию свалки, знаки с указанием наименования собственника, места нахождения свалки, границ свалки, запрете складирования мусора вдоль дороги и обеспечить ограждение или траншею (обваловку) по периметру территории свалки в соответствии п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; обеспечить оборудование контрольно-дезинфицирующей установки с устройством бетонной ванны ходовой части мусоровоза в соответствии с п. 4.3, 4.4 СП 2.1.7.1038-01; установить шлагбаум между первой и второй площадками и аншлаги, обозначающие границы свалки в соответствии с п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01; содержать участок в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.7.1038-01; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Согласно Выписке из ЕГРН от 24.01.2023 земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности муниципального образования «Суоярвский район»; относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Дополнительным соглашением от 23.05.2022 № 1 к договору аренды № от 11.11.2020 внесены изменения в пункт 1.2: слова «для размещения свалки по утилизации и захоронению бытовых и промышленных отходов, под объектами размещения отходов потребления» заменены словами «для размещения свалки по утилизации и захоронению промышленных и строительных отходов»; п. 4.3.3 изложен в новой редакции: «4.3.3. Использовать участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Стоимость произведенных арендатором неотделимых улучшений участка возмещению арендодателем не подлежит»; пункты договора 4.3.5-4.3.20 признаны недействительными с момента подписания соглашения.
ООО «Орион» на основании лицензии № № от 09.06.2016 осуществляет деятельность по транспортированию и размещению отходов I - IV классов опасности на территории Суоярвского района.
28.10.2022 специалистами ГКУ РК «Карелприрода» вблизи пос. Поросозеро в Суоярвском муниципальном районе Республики Карелия установлено место несанкционированного размещения отходов, видовой состав которых включает в себя: твердые коммунальные отходы, крупногабаритные отходы, порубочные остатки (ветки), строительные отходы, на общей площади ориентировочно 8000 кв.м., объем отходов около 12000 куб.м., имеющее следующие географические координаты:
1 место:
62.72550, 32.77014
62.72549, 32.77123
62.72528, 32.77114
62.72488, 32.77150
62.72461, 32.77174
62.72459, 32.77155
62.72467, 32.77109
62.72506, 32.76996
62.72534, 32.77004
2 место:
62.72558, 32.77023
62.72555, 32.77100
62.72549, 32.77123
62.72550, 32.77014
3 место:
62.724592, 32.771849
62.724560, 32.772407
62.724432, 32.772385
62.724346, 32.771849
62.724481, 32.771629
62.724523, 32.771720.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с установленным порядком региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Документы, позволяющие определить собственников отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы дела не представлены.
В силу примечания к п. 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, являются несанкционированными свалками отходов (п. 4.13).
Поскольку объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 10:16:0020407:260 в ГРОРО не включен; в территориальной схеме обращения с отходами Республики Карелия, утвержденной Постановлением Правительства РК от 23.12.2019 № 494-П «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Республике Карелия» отсутствует; к объектам размещения твердых коммунальных отходов, введенным в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющим документации, предусмотренной законодательством РФ, которые могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с п.п. 2.1, 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, не относится, то размещение отходов в границах указанного земельного участка является несанкционированной свалкой, в связи с чем ссылка ООО «Орион» о целевом использовании земельного участка является несостоятельной.
Довод представителя ООО «Орион» о не подтверждении размещения отходов и мусора на земельном участке с кадастровым номером № опровергается материалами дела, а также показаниями свидетеля ФИО6
13.04.2022 в отношении ООО «Орион» прокуратурой Суоярвского района вынесено представление в связи с выявленными нарушениями требований федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, о результатах рассмотрения которого, а также устранении нарушений Общество в установленный месячный срок в прокуратуру не сообщило.
Письмом от 21.05.2022 администрации МО «Суоярвский район», направленном в адрес ООО «Орион», последнее было извещено о несоблюдении порядка устройства и эксплуатации полигона для твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером № и выявленных нарушениях пунктов договора аренды.
Поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора находится на земельном участке с кадастровым номером №, предоставленном ООО «Орион» по договору аренды, о выявленных нарушениях Общество было уведомлено, однако мер, направленных на приведение земельного участка в надлежащее санитарное состояние, на предупреждение и предотвращение его дальнейшего захламления не предприняло, проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки должно быть возложено на ООО «Орион», использующем земельный участок на законных основаниях.
При этом, арендатор обязан ликвидировать несанкционированную свалку на арендуемом земельном участке независимо от наличия его вины.
С учетом изложенного, требования истца об удовлетворении исковых требований к ООО «Орион» являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В удовлетворении исковых требований к администрации Суоярвского муниципального округа надлежит отказать.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения законодательства, представляют угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, с учетом специфики проведения работ, суд полагает необходимым в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда – до 01.08.2023, полагая его разумным и достаточным.
Возложение обязанности на ответчика об уведомлении истца об исполнении работ по ликвидации несанкционированной свалки суд полагает излишней, поскольку оно не предусмотрено ГПК РФ.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Суоярвского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828 от 15.01.2007) к обществу с ограниченной ответственностью «Орион» (ОГРН 1091001012079 от 23.09.2009) о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Орион» ликвидировать несанкционированную свалку отходов на арендованном земельном участке с кадастровым номером №, расположенную в Суоярвском муниципальном районе Республики Карелия в срок до 01.08.2023.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Орион» в доход бюджета Суоярвского муниципального округа государственную пошлину в размере 6 000 руб.
В удовлетворении исковых требований к администрации Суоярвского муниципального округа (ИНН 1000005427) отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.И. Кемпи |
Мотивированное решение составлено 27.02.2023.