Решение по делу № 2а-948/2016 от 11.08.2016

Дело <Номер обезличен>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2016 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Пугач О.Н.,

с участием: административного истца А.С.В., представителя административного истца К.Н.П., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>, от административного ответчика – Н.Л.А., действующей на основании доверенности от <Дата обезличена>, иные лица- не явились, извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <Номер обезличен> по административному иску А.С.В. к Администрации Сортавальского муниципального района о признании незаконным отказа в продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и обязании продлить срок разрешения на выполнение строительно-монтажных работ,

УСТАНОВИЛ:

Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что <Дата обезличена> А.С.В. направил в Администрацию Сортавальского муниципального района заявление о продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> на строительство индивидуального жилого дома с хозпостройками за земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>. В ответе административного ответчика, подученного истцом <Дата обезличена> об отказе в продлении разрешения указано на то, что согласно п.1 ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Земельный участок с кадастровым <Номер обезличен> является полевым земельным участком, и согласно п.3 ст.4 указанного Закона может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений. Административный истец с указанным отказом не согласен, полагает его незаконным. Со ссылками на положения п.5 ч.1 ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Республики Карелия <Номер обезличен>-ЗРК от <Дата обезличена>, указывается, что полномочие по продлению срока разрешения на строительство относится к полномочиям Администрации Сортавальского муниципального района. Исходя из положений п.20 ч.1 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкции, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Проверка факта начала строительства объекта исходя из положений п.20 ч.1 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ возлагается на уполномоченный орган местного самоуправления. Данный факт административным ответчиком не был проверен, в то время как степень готовности объекта незавершенного строительства площадью 165,6 кв.м составила 45% согласно кадастрового паспорта, представленного А.С.В. административному ответчику. Административный истец на основании ч.1 ст.4, ч.1 ст.219, пп.1 п.1 ст.227 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ) просит признать незаконным отказ Администрации Сортавальского муниципального района, выраженный в письме от <Дата обезличена> об отказе А.С.В. в продлении разрешения на выполнение строительно-монтажных работ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> и обязать Администрацию Сортавальского муниципального района продлить срок указанного разрешения до <Дата обезличена>.

В судебном заседании истец и его представитель К.Н.П., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям. Истец пояснил, что ему было разрешено строительство дома на земельном участке, предоставленном в аренду в <Дата обезличена> году, он получил разрешение на выполнение строительно-монтажных работ сроком до <Дата обезличена>, срок разрешения был затем продлен еще на 10 лет. В <Дата обезличена> был заключен следующий договор аренды, на земельном участке сделана отсыпка и установлен фундамент, построить дом к указанному сроку не представилось возможным в связи с тем, что приобретенный истцом сруб дома во время его транспортировки в результате ДТП был полностью поврежден, ущерб не возмещен. Представитель истца полагала, что отношения по аренде земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> возникли после заключения договора аренды от <Дата обезличена>, срок разрешении на выполнение строительно-монтажных работ был определен до <Дата обезличена>, у административного истца были уважительные причины, по которым он пропустил срок обращения за продлением указанного разрешения, необоснованно отказано в удовлетворении его обращения от <Дата обезличена>, т.к. строительство объекта начато.

Представитель административного ответчика Н.Л.А., действующая на основании доверенности, по иску возражала. Пояснила, что право аренды в отношении земельного участка по договору аренды от <Дата обезличена> не было зарегистрировано в установленном законом порядке, а даже если бы и возникло, то прекратилось по истечение 5 лет, по истечение этого срока подлежали прекращению и все разрешения, выданные в отношении использования данного участка. Сослалась на положения Градостроительного Кодекса, действовавшего на <Дата обезличена>, Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Республике Карелия разрешения на строительство, утв. Постановлением Правительства РК от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П, указав, что разрешению на выполнению строительно-монтажных работ должна предшествовать выдача разрешения на строительство, данного документа у истца не имеется. Пояснила, что право аренды в отношении земельного участка с кадастровым <Номер обезличен> у А.С.В. возникло только на основании договора аренды от <Дата обезличена>, ему в аренду предоставлен земельный участок под личное подсобное хозяйство, это полевой участок. Истец не обращался в Администрацию Сортавальского муниципального района за выдачей разрешения на строительства на указанном земельном участке, а при наличии такого обращения ему было бы отказано, т.к. полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений, также на данную территорию нет утвержденных Правил застройки и землепользования. У Администрации Сортавальского муниципального района нет полномочий продлевать срок действия разрешения на выполнение строительно-монтажных работ, права административного истца Администрация не нарушала.

Заинтересованное лицо - - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия – в судебное заседание представителя не направило, извещены, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве указали, что в ГКН внесены сведения о земельном участке с кадастровым <Номер обезличен>,на который <Дата обезличена> за А.С.В. зарегистрировано право аренды, а также <Дата обезличена> осуществлен государственный кадастровый учет расположенного на данном земельном участке объекта незавершенного строительства с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен>., степень готовности 45%.

Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <Адрес обезличен> и МУ «Архитектура и градостроительство г.Сортавала» в судебное заседание представителя не направили, извещены, дело просили рассмотреть в свое отсутствие, принятие решения оставляют на усмотрение суда.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Административный истец полагает незаконным и нарушающим его права отказ Администрации Сортавальского муниципального района, выраженный в письме от <Дата обезличена> на обращение истца от <Дата обезличена>, о продлении срока разрешения на выполнение строительно-монтажных работ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

Установлено, что на основании Постановления Главы администрации <Адрес обезличен> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, между Администрацией <Адрес обезличен> и А.С.В. <Дата обезличена> подписан договор аренды земельного участка общей площадью <Номер обезличен> по адресу: <Адрес обезличен>, разрешенное использование – под личное подсобное хозяйство сроком на 5 лет. В нарушение положений ст.164 ГК РФ (в редакции на указанный момент) государственная регистрация договора аренды не была произведена, что согласно ст.165 ГК РФ (в редакции на указанный момент) влекло ее ничтожность.

В силу ст.167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Также следует отметить следующее. В соответствии со ст. 6 ЗК РФ (в редакции, действующий на 2003 год) земельные участки являются объектами земельных отношений. Земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Таким образом, земельный участок, как объект недвижимости, должен обладать определенными признаками: местонахождение, площадь, границы. В соответствии с ч. 3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным. В указанном выше договоре аренды указан только населенный пункт, площадь определена в квадратных метрах. Тем самым, идентифицировать данный земельный участок с определенной точностью не представляется возможным.

А.С.В. представлено разрешение на выполнение строительно-монтажный работ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданное инспекцией архитектурно-строительного надзора РФ в г.Сортавала. Им разрешено выполнение строительства индивидуального жилого дома, а также хозпостроек на указанном выше земельном участке.

Выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости была отнесена ст. 23 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от <Дата обезличена> N 73-ФЗ, к компетенции органов местного самоуправления. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в силу положений ст.22 данного Кодекса, было отнесено установление порядка выдачи разрешений на строительство, за исключением объектов федерального значения и объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения; принятие решений о строительстве объектов недвижимости значения субъектов РФ и о подготовке документов для получения разрешений на их строительство.

Постановлением Правительства РК от 25.06.2001 №121-П был утвержден Порядок выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Республике Карелия (далее – Порядок). Органам местного самоуправления Республики Карелия предписано при подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов недвижимости на подведомственной территории руководствоваться настоящим Порядком.

В силу п.4 Порядка, разрешения на строительство выдают в установленном порядке органы местного самоуправления, согласно п.17 - разрешение на строительство является необходимым документом для получения заказчиком (застройщиком) разрешения на выполнение строительно - монтажных работ, выдаваемого органом государственного архитектурно - строительного надзора Республики Карелия. Разрешение на строительство должно содержать сведения, приведенные в приложении (п.19 Порядка), и форма разрешения на строительство приведена в приложении <Номер обезличен> (п.20). Приложением <Номер обезличен> к Порядку утверждена форма разрешения на строительство.

Административным истцом не представлено доказательств выдачи ему разрешения на строительство в установленном порядке.

А.С.В. указывает, что разрешение на выполнение строительно-монтажных работ продлено до <Дата обезличена>.

Вместе с тем, указанный Порядок утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РК от 23.05.2005 № 61-П, тем самым, в <Дата обезличена> разрешение на выполнение строительно-монтажных работ не могло быть продлено. Кроме того, юридически значимым является то обстоятельство, что с <Дата обезличена> вступил в действие Градостроительный Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-Ф, который ст.8 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности отнесено, в т.ч., выдача разрешение на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что право аренды в отношении указанного выше земельного участка у А.С.В. на основании договора аренды земельного участка от <Дата обезличена> не возникло, сделка от <Дата обезличена> ничтожна, правовых последствий не породила, в т.ч., права на строительство на земельном участке, а разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от <Дата обезличена> выдано с нарушением как норм действующего в тот момент гражданского, так и градостроительного законодательства. При действительности же права аренды истца по договору аренды от <Дата обезличена>, данное право прекратилось <Дата обезличена>, и срок действия разрешения на выполнение строительно-монтажных работ прекратился не позднее указанной даты.

<Дата обезличена> между Администрацией Сортавальского муниципального района и А.С.В. заключен договор аренды земельного участка <Номер обезличен> с кадастровым номером 10:07:0020404:57 общей площадью 16023 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес обезличен>, урочище Рихиканга, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под личное подсобное хозяйство. Государственная регистрация аренды произведена <Дата обезличена>.

Данный земельный участок расположен за пределами границ населенного пункта, т.е., является полевым земельным участком, что административным истцом не оспаривается, подтверждается материалами дела. Согласно п.3 ст.4 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и сооружений. Соответственно, строительство на данном земельном участке запрещено.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ. В соответствии со статьей 2 данного Кодекса одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Согласно пояснений представителя ответчика на спорную территорию Правила землепользования и застройки не утверждены.

А.С.В. в Администрацию Сортавальского муниципального района по вопросу выдачи разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым <Номер обезличен> после заключения договора аренды земельного участка от <Дата обезличена> не обращался.

То обстоятельство, что на спорном земельном участке А.С.В. возведен объект незавершенного строительство с кадастровым <Номер обезличен> площадью <Номер обезличен> и степенью готовности 45%, с учетом указанных выше норм и обстоятельств не дает суду оснований считать, что отказ Администрации Сортавальского муниципального района А.С.В., выраженный в письме от <Дата обезличена> в продлении срока разрешения на выполнение строительно-монтажных работ <Дата обезличена> <Номер обезличен>, является незаконным и нарушает права, свободы либо законные интересы административного истца. Тем самым, оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, оснований для удовлетворения административного иска А.С.В. суд не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать А.С.В. в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена>

2а-948/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Антонов С.В.
Ответчики
АСМР
Администрация СМР
Другие
Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы гос.регистрации кадастра и картографии по РК
МУ Архитектура и градостроительство г.Сортавала
Управление Федеральной службы гос.регистарции кадастра и картографии по РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
11.08.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.08.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.08.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.08.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2016[Адм.] Судебное заседание
08.09.2016[Адм.] Судебное заседание
13.09.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2016[Адм.] Дело оформлено
15.09.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее