Дело № 2-582/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 18 ноября 2020 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Б.,
при секретаре Каменевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сотниковой Н.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов деятельности в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Сотникова Н.В. обратилась в Бобровский районный суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа, возложении обязанности по включению периодов деятельности в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии – 25.08.2020 (л.д.4-5).
Согласно исковому заявлению с 01.08.1996 по настоящее время истец осуществляет медицинскую деятельность. 25.08.2020 истец обратилась в ГУ-УПФР в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии ранее достижения возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от 07.09.2020 <номер> ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом ответчик, по ее мнению, незаконно не зачел в ее специальный стаж периоды нахождения на специализации: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019, которые обязательны для прохождения. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды прохождения специализации, признать за ней право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить ей указанный вид с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии – с 25.08.2020. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с иском в размере 300 руб. (л.д.4-5).
Истец Сотникова Н.В., будучи надлежаще уведомлена о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась. Поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.22-23).
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Холодков М.А. в письменном ходатайстве, поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска полагает необходимым отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в суд.
Изучив представленные письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно трудовой книжке <номер> истец Сотникова Н.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения с 01.08.1996 в должности медицинской сестры Бобровского ТМО, которое неоднократно переименовывалось и в настоящее время имеет наименование БУЗ Воронежской области «Бобровская районная больница», где и работает по настоящее время (л.д. 7-9).
Согласно справки, уточняющей характер труда от 09.04.2020 <номер> истец на основании приказов работодателя с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019 проходила специализацию с отрывом от производства (л.д.10-12).
Согласно решению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) <номер> от 07.09.2020 и приложению к нему (л.д.13-15) истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине несоблюдения положений ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018 №350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий». При этом истцу в бесспорном порядке при расчете специального стажа зачтено ряд периодов работы в общей сумме составляющих 30 лет 03 месяца 14 дней и отказано во включении в специальный стаж, в частности, периодов нахождения истца на специализации с отрывом от производства: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019, как не предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно данному постановлению Правительства РФ для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01. 1992 по 31.10.1999 включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила), действовавшие в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Затем применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на вышеуказанный вид пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 11 июля 2002 N 516, не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный медицинский стаж.
В соответствии со ст. 12 Кодекса законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09.12.1971, утр. силу с 01.02.2002) при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (утр. силу с 01.01.2012) право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Согласно ст. 63 данных Основ законодательства предусмотрено право медицинских работников на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, на совершенствование профессиональных знаний и т.п. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.
В соответствии со ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (вступил в силу 28.11.2011) устанавливает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды прохождения истцом специализаций с отрывом от производства на основании приказов работодателя является обязательной частью ее трудовой деятельности.
Данные периоды общей продолжительностью 04 месяца 20 дней подлежат зачету в специальный трудовой стаж истца и необоснованно были исключены ответчиком из подсчета специального стажа в оспариваемом решении.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 7 к настоящему ФЗ «О страховых пенсиях» СРОКИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТАМИ 19 - 21 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 30 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ПО СТАРОСТИ НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА) определены следующим образом: для лиц, у которых возникло право на страховую пенсию в 2019, она назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, которая вступила в силу с 01.01.2019, досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» «Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону».
С учетом продолжительности специального трудового стажа истца, который ответчиком был зачтен в бесспорном порядке в размере 30 лет 03 месяца 14 дней и продолжительности периодов нахождения на специализациях, общей продолжительностью 04 месяца 20 дней, подлежавших зачету в специальный стаж, на день обращения за досрочным назначением пенсии – 25.08.2020 у Сотниковой Н.В. имелся специальный стаж продолжительностью 30 лет 08 месяцев 04 дня, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». То есть право на назначение указанного вида пенсии у нее возникло 21.12.2019 и требуемая пенсия могла быть назначена ей не ранее истечения шести месяцев, начиная с 21.12.2019, то есть не ранее 21.06.2020.
Соответственно, на день обращения истца за назначением пенсии 25.08.2020 года у нее имелись все предусмотренные действующим законом условия для назначения ей указанного вида пенсии и ей в этом ответчиком было незаконно отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 98, ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с иском, в размере 300 руб. (л.д.16).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Сотниковой Н.В..
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Сотниковой Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на специализации с отрывом от производства: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019 и назначить ей указанный вид пенсии с 25.08.2020.
Взыскать с Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Сотниковой Н.В. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б.Васильева
Дело № 2-582/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 18 ноября 2020 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Васильевой Т.Б.,
при секретаре Каменевой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сотниковой Н.В. к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о включении периодов деятельности в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Сотникова Н.В. обратилась в Бобровский районный суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным решения ответчика об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа, возложении обязанности по включению периодов деятельности в специальный стаж и возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии – 25.08.2020 (л.д.4-5).
Согласно исковому заявлению с 01.08.1996 по настоящее время истец осуществляет медицинскую деятельность. 25.08.2020 истец обратилась в ГУ-УПФР в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии ранее достижения возраста в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением ответчика от 07.09.2020 <номер> ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом ответчик, по ее мнению, незаконно не зачел в ее специальный стаж периоды нахождения на специализации: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019, которые обязательны для прохождения. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды прохождения специализации, признать за ней право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика назначить ей указанный вид с даты обращения с заявлением о назначении страховой пенсии – с 25.08.2020. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд с иском в размере 300 руб. (л.д.4-5).
Истец Сотникова Н.В., будучи надлежаще уведомлена о дате и времени судебного заседания, в суд не явилась. Поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.22-23).
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Холодков М.А. в письменном ходатайстве, поступившем в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска полагает необходимым отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, представленных в суд.
Изучив представленные письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно трудовой книжке <номер> истец Сотникова Н.В. осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения с 01.08.1996 в должности медицинской сестры Бобровского ТМО, которое неоднократно переименовывалось и в настоящее время имеет наименование БУЗ Воронежской области «Бобровская районная больница», где и работает по настоящее время (л.д. 7-9).
Согласно справки, уточняющей характер труда от 09.04.2020 <номер> истец на основании приказов работодателя с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019 проходила специализацию с отрывом от производства (л.д.10-12).
Согласно решению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) <номер> от 07.09.2020 и приложению к нему (л.д.13-15) истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине несоблюдения положений ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» и ч. 3 ст.10 ФЗ от 03.10.2018 №350-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий». При этом истцу в бесспорном порядке при расчете специального стажа зачтено ряд периодов работы в общей сумме составляющих 30 лет 03 месяца 14 дней и отказано во включении в специальный стаж, в частности, периодов нахождения истца на специализации с отрывом от производства: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019, как не предусмотренных Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального Кодекса РФ (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона (для женщин - 55 лет), при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Частью 2 ст. 30 указанного Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
Данное положение закона конкретизируется в постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно данному постановлению Правительства РФ для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01. 1992 по 31.10.1999 включительно применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Список) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее Правила), действовавшие в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.
Затем применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на вышеуказанный вид пенсии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 N 516.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 и от 11 июля 2002 N 516, не предусмотрено включение курсов повышения квалификации в специальный медицинский стаж.
В соответствии со ст. 12 Кодекса законов о труде РСФСР (утв. ВС РСФСР 09.12.1971, утр. силу с 01.02.2002) при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Согласно ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 г. № 5487-1 (утр. силу с 01.01.2012) право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Согласно ст. 63 данных Основ законодательства предусмотрено право медицинских работников на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки, на совершенствование профессиональных знаний и т.п. Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями.
В соответствии со ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Согласно ч. 4 ст. 196 Трудового Кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (вступил в силу 28.11.2011) устанавливает, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды прохождения истцом специализаций с отрывом от производства на основании приказов работодателя является обязательной частью ее трудовой деятельности.
Данные периоды общей продолжительностью 04 месяца 20 дней подлежат зачету в специальный трудовой стаж истца и необоснованно были исключены ответчиком из подсчета специального стажа в оспариваемом решении.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно приложению 7 к настоящему ФЗ «О страховых пенсиях» СРОКИ НАЗНАЧЕНИЯ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТАМИ 19 - 21 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 30 НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА (В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА СТРАХОВУЮ ПЕНСИЮ ПО СТАРОСТИ НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА) определены следующим образом: для лиц, у которых возникло право на страховую пенсию в 2019, она назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ, которая вступила в силу с 01.01.2019, досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» «Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону».
С учетом продолжительности специального трудового стажа истца, который ответчиком был зачтен в бесспорном порядке в размере 30 лет 03 месяца 14 дней и продолжительности периодов нахождения на специализациях, общей продолжительностью 04 месяца 20 дней, подлежавших зачету в специальный стаж, на день обращения за досрочным назначением пенсии – 25.08.2020 у Сотниковой Н.В. имелся специальный стаж продолжительностью 30 лет 08 месяцев 04 дня, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». То есть право на назначение указанного вида пенсии у нее возникло 21.12.2019 и требуемая пенсия могла быть назначена ей не ранее истечения шести месяцев, начиная с 21.12.2019, то есть не ранее 21.06.2020.
Соответственно, на день обращения истца за назначением пенсии 25.08.2020 года у нее имелись все предусмотренные действующим законом условия для назначения ей указанного вида пенсии и ей в этом ответчиком было незаконно отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 98, ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная при обращении в суд с иском, в размере 300 руб. (л.д.16).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Сотниковой Н.В..
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть в специальный стаж Сотниковой Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды нахождения на специализации с отрывом от производства: с 10.02.1997 по 04.04.1997, с 04.02.2002 по 01.03.2002, с 05.02.2007 по 02.03.2007, с 20.02.2012 по 16.03.2013, с 17.07.2019 по 18.07.2019 и назначить ей указанный вид пенсии с 25.08.2020.
Взыскать с Государственного Учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бобровском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу Сотниковой Н.В. судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Б.Васильева