Дело № 2а -771 /2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« 21» марта 2017 г. г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
председательствующего судьи Никольской А.В.,
при секретаре Рыбиной Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Королева В. В. к Министерству труда соцзащиты Российской Федерации об оспаривании действий органа государственной власти
установил:
Королев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда соцзащиты Российской Федерации об оспаривании действий должностного лица (органа государственной власти, в связи с нарушением ч.3 ст.5, п.4 ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ( далее Федеральный закон №59-ФЗ от 02.05.2006г.), а именно в части неполучения ответа по существу поставленного вопроса, а также нарушение ч.6 ст.8 Закона №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части запрета направления обращения граждан в орган, действия которого оспариваются.
При подготовке дела к судебному заседанию Королев В.В. свои требования уточнил ( уточненное заявление от 14.03.2017г.), указав, что административный истец, полагает, что документирование и администрирование медико-социальной экспертизы Главным бюро МСЭ по Тамбовской области создает условие для совершения коррупционных правонарушений. С целью единообразного применения Приложения 2 к приказу Министерству труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2015г. №228н административный истец обратился к Министерству труда и социальной зашиты РФ с вопросом связанным с обеспечением прозрачности документирования принятых решений медико - социальной экспертизы.
"17"января 2017 г. было направлено обращение в Министерство труда и социальной зашиты. Обращение содержало следующий текст:
«Приложением 2 к Приказу Министерству труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2015г. №228н (далее ПРИКАЗ) определен порядок составления Акта медико-социальной экспертизы. Прошу Вас дать разъяснения о порядке применения ПРИКАЗА. Согласно ПРИКАЗА в п.35 вносятся данные всех документов (сведений) послуживших основанием для принятия решения бюро МСЭ. В Акте №2231.14.68/2016г. в п.35 указаны: паспорт, заявление, направление. Вопрос: Выписки, Эпикризы стационаров(амб-) медицинских лечебных учреждений должны быть указаны в п.35 в соответствии с требованиями ПРИКАЗА?».
Административный истец указывает, что перед Министерством труда и социальной защиты РФ был поставлен вопрос, связанный с прозрачностью документирования принятых решений МСЭ и целесообразности описи медицинских документов, находящихся на исследовании в Главных бюро, и послуживших основанием для принятия решения об установлении группы инвалидности.
По мнению административного истца, Министерство труда и социального развития РФ имеет право и обязанность предусмотренные частью 1 ст.10 Федеральным законом от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». При этом, Королев В.В. указывает на нормы действующего законодательства: п.п.1-4 ч.1 ст.10 и ч.ч.1, 2, 5, 6 ст.9 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006г.
Королев В.В. просит установить нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 02.05.2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и возложить обязанность на Минтруд устранить недостатки установленные судом, выявленных при рассмотрении обращения Минтрудом, в порядке предусмотренном Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Возложить обязанность на Минтруд дать разъяснения по п.35. Приложения 2 к Приказу Министерству труда и социальной зашиты РФ от 13 апреля 2015г. №228н о целесообразности описи в Акте МСЭ медицинских документов послуживших основанием для принятия решения бюро медико- социальной экспертизы для обеспечения прозрачности принятых решений.
В судебное заседание административный истец Королев В.В. не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление (в виде электронного документа), в котором просит рассмотреть административный иск в отсутствие истца.
Административный ответчик Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (далее Минтруд России) уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд возражения по административному иску, дополнения к возражениям по административному иску Королева В.В., а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Минтруда России.
Заинтересованное лицо Королев А.В. не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда и соцзащиты РФ ( далее ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России) уведомлено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлены в суд возражения на административный иск и дополнения к возражениям на административный иск Королева В.В. Представитель по доверенности Бурова Т.В. просит рассмотреть дело по административному иску Королева В.В. к Минтруду России в свое отсутствие и в удовлетворении административного иска Королеву В.В. отказать.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и заинтересованных лиц, в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ.
Административным ответчиком Минтруда России представлены в суд письменные возражения и дополнения к возражениям относительно заявленных исковых требований Королева В.В., указав следующее.
Как следует из административного искового заявления, уточненного административного искового заявления истца, Королев В.В., Королев А.В. обратились в Минтруд России 17.01.2017. При этом истец ссылается в своем исковом заявлении на то, что данный факт подтверждает «электронный паспорт Обращения в Министерство труда и социальной защиты от 17.01.2017» (далее - электронный паспорт обращения).
Однако, прилагаемая истцом распечатка электронного файла, по мнению истца свидетельствующая о направлении обращения от 17.01.2017 в Минтруд России, является рабочим файлом, прилагаемым к ответу на обращение гражданина, направляемому посредством электронной почты.
В подтверждение данного вывода обращаем внимание суда на то, что в прилагаемом истцом электронном паспорте обращения указано: «from_ organization="MHHHCTepcTBo труда и социальной защиты Российской Федерации" <...> to_organization="KoponeB А. В."», и далее «document ктё="Ответы на ОГ Департамента по делам инвалидов"». Данные
словосочетания свидетельствуют о том, от какой организации кому был направлен данный электронный паспорт, а также то, что вместе с данным письмом направлялся ответ на обращение, уведомляющий заявителя о переадресации обращения (далее - ответ на обращение).
Кроме того, в электронном паспорте обращения указаны исходящий номер ответа на обращение гражданина № 13-5/ООГ-54 (имеется в материалах дела), ФИО сотрудника Минтруда России - исполнителя ответа на обращение Королева А.В. - Овчинникова А.В., а также ФИО заместителя директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России, подписавшего ответ на данное обращение - Афонина К.П.
В случае, если приложенные истцом распечатки электронного паспорта обращения являлись бы подтверждением непосредственно самого обращения, направленного в адрес Минтруда России, то в электронном паспорте не было бы указания ФИО исполнителей, поскольку данное обращение еще не было бы поручено конкретному Департаменту, курирующему поставленные в обращении вопросы, а также не было бы указания на номер ответа на обращение.
Вместе с тем, а электронном паспорте ответа на обращение указана дата 2017-01-17 и время 15:58:49. Данные дата и время также указаны в карточке отправки ответа на обращение Королева А.В. (прилагается).
Вышеизложенные сведения доказывают, что приложенный истцом к заявлению электронный паспорт обращения является электронным паспортом ответа на обращение (прилагается) и не подтверждает обращение Королева А.В. или Королева В.В. в Минтруд России от 17.01.2017, поскольку данная дата является датой направления Королеву А.В. ответа на его обращение.
Одновременно сообщаем, что 17.01.2017 в Минтруд России никаких обращений Королева В.В., Королева А.В. не поступало, а также в подтверждение изложенного прилагаем копию списка поступивших за период с 07.04.2016 по настоящее время непосредственно в Минтруд России, а также переадресованных из других органов государственной власти обращений Королева В.В, Королева А.В. и зарегистрированных в системе электронного документооборота Минтруда России.
Единственное обращение с текстом, идентичным тексту обращения, приложенному истцом в материалы дела, поступило в Минтруд России 15.12.2016 и было зарегистрировано за № ОГ-58553. На данное обращение Королеву А.В. было направлено письмо от 13.01.2017 № 13-5/ООГ-54, констатирующее переадресацию его обращения в компетентный орган.
Также обращаем внимание суда на то, что Истец не представил в
материалы дела иных доказательств направления в адрес Минтруда России
обращения, датированного именно 17.01.2017.
Как следует из административного искового заявления, в 2016 году Королев В.В. был освидетельствован в Федеральном казенном учреждении «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области») с целью установления инвалидности. По результатам медико-социальной экспертизы был составлен Акт № 2231.14.68/2016. Не согласившись с перечнем документов (сведений), послуживших основанием для принятия решения бюро МСЭ и указанных в Акте № 2231.14.68/2016, Королев В.В. обратился в Минтруд России за разъяснением.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно статье 8 Федерального закона № 181-ФЗ функции по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложена исключительно на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро, определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.
Другие органы и организации, в том числе Минтруд России, не правомочны устанавливать гражданам инвалидность и предписывать решения вышеуказанным учреждениям МСЭ.
Согласно пункту 41 Правил контроль за решениями бюро МСЭ осуществляют главное бюро МСЭ, контроль за решениями главного бюро МСЭ осуществляет Федеральное бюро МСЭ.
Решение Федерального бюро является окончательным на ведомственном уровне, и оно в соответствии с вышеназванными Правилами может быть обжаловано в суд.
Пунктом 132 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. № 59н, установлено, что контроль за соблюдением специалистами бюро, главного бюро, Федерального бюро положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги осуществляется соответственно руководителем бюро, главного бюро, Федерального бюро.
Контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро (134 пункт Административного регламента).
В связи с этим граждане по вопросам нарушения положений Административного регламента по срокам проведения медико-социальной экспертизы, по оформлению документов обращаются соответственно к руководителю бюро, главного бюро, Федерального бюро.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 31 Он «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» главное бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью филиалов - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах и в случае признания их решений необоснованными изменяет либо отменяет данные решения.
Обращение Королева Владислава Викторовича, поступившее от лица его брата Королева Александра Викторовича на официальный сайт Минтруда России - www.rosmmtrud.ru, было зарегистрировано в Минтруде России 15.12.2016 г. вх. № ОГ-58553 (копия прилагается).
Данное обращение не содержало сведений о коррупционных факторах в деятельности ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области», а также из текста обращения не следовало, что Королев В.В. или Королев А.В. оспаривают решение ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области».
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона №59-ФЗ устанавливает право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Кроме того, по смыслу ст.10 ФЗ N 59-ФЗ, одним из элементов полного рассмотрения обращения гражданина является уведомление гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Данное обращение было рассмотрено и переадресовано в ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» рассмотреть обращение Королева А.В. от 15.12.2016 г. вх. № ОГ-58553 в рамках компетенции и, в случае выявления оснований, принять меры для устранения выявленных нарушений в соответствии с законодательством. Заявитель о данном поручении был проинформирован (карточка отправки обращения в адрес Королева А.В. прилагается).
В соответствии с ч.1 статьи 9 и пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона №59-ФЗ обязанность рассмотрения обращения гражданина и дача письменного ответа по существу в другие органы в соответствии с их компетенцией с уведомлением гражданина о таком перенаправлении его обращения ( пункт 5 ч.1 ст.10 Федерального закона №59-ФЗ).
Обращение Королева В.В., поступившее от лица Королева А.В., рассмотрено ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области», заявителю дан ответ письмом от 01.02.2017 № 01-21/238. Права Королева В.В., Королева А.В., гарантированные Федеральным законом № 59-ФЗ, не нарушены.
Минтруд России просит суд отказать Королеву В.В. в удовлетворении требований, предъявленных к Минтруду России.
Определением суда в качестве заинтересованного лица привечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области».
Заинтересованное лицо - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России представило в суд письменные возражения относительно заявленных исковых требований, согласно которым считает требования необоснованными по следующим основаниям.
Королев В. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, впервые был признан инвалидом в 2010 году. Решением экспертной комиссии ему установлена третья группа, причина «заболевание получено в период военной службы», сроком на один год. Далее при очередных освидетельствованиях с 2011 по 2015г.г. Королеву В.В. была установлена третья группа инвалидности сроком на один год. При проведении медико-социальной экспертизы 31.10.2016 г. Королев В.В. признан инвалидом третьей группы причина «заболевание получено в период военной службы», бессрочно.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы и признания гражданина инвалидом определен Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее Постановление Правительства).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти».
В соответствии с п. 16 Постановления Правительства организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий, с учетом всех медицинских заключений, эпикризов и выписок стационарных лечебных учреждений.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы определен Постановлением и Административным регламентом утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. № 59н (далее Административный регламент).
Для предоставления государственной услуги, результатом которой является установление группы инвалидности, при направлении медицинской организацией необходимы следующие документы:
а) паспорт гражданина Российской Федерации (документ, удостоверяющий личность);
б) заявление;
в)направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06.
При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 17 октября 2012 г. N 322н (далее - протокол), и составляется акт медико-социальной экспертизы гражданина по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 17 апреля 2012 г. N373h (далее - акт).
Протокол и акт могут быть оформлены на бумажном носителе и (или) в форме электронных документов.
В соответствии с Постановлением Правительства контроль за решениями бюро МСЭ осуществляет главное бюро МСЭ, контроль за решениями главного бюро МСЭ осуществляет Федеральное бюро МСЭ. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Административным регламентом установлено, что контроль за соблюдением специалистами бюро, главного бюро, Федерального бюро положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги (далее - текущий контроль), осуществляется постоянно в процессе предоставления ������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?
Контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро (п. 134). Функции контроля за решениями бюро МСЭ, главных бюро МСЭ, а так же федерального бюро МСЭ на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не возложены.
Таким образом, переадресация обращения Королева В.В. от лица Королева А.В. направленного в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не противоречит нормам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России данное обращение было направлено в соответствии с требованиями части 3 ст. 8 данного Федерального закона.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан.
Обращение Королева В.В., от лица его брата Королева А.В. поступило на официальный сайт Минтруда России 15.12.2016 г.
В соответствии с требованиями части 3 ст. 8 данного Федерального закона, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, обращение Королева В.В. поступившее от лица Королева А.В. по принадлежности для рассмотрения в рамках компетенции было направлено в ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России.
В адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Тамбовской области» Минтруда России данное обращение поступило 24.01.2017 г.
В соответствии со ст.12 настоящего Федерального закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Обращения было рассмотрено, 01.02.2017г. в адрес заявителя направлен письменный ответ.
Таким образом, по вопросу рассмотрения обращения гражданина Королева В.В. от лица Королева А.В., права заявителя гарантированные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не нарушены. Порядок рассмотрения обращения полностью соблюден.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов мест органа, организации, наделенных отдельными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решение, действие органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в Минтруда и соцзащиты российской Федерации, порядок его рассмотрения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты Российской, утвержденной приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 04.02.2015 N 60н (далее - Инструкция).
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ).
В силу части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 этого Федерального закона установлены требования, предъявляемые к рассмотрению обращения.
Согласно части 1 данной статьи государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; запрашивает необходимые для его рассмотрения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
При этом в силу статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Частями 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 данного Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В силу частей 3, 4 статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ в том случае, если письменное обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, или решение вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, письменное обращение (его копия) направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 (далее - Положение о Министерстве), Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты граждан пожилого возраста и ветеранов, социального обслуживания населения, проведения медико-социальной экспертизы. При этом Минтруд России не относится к учреждениям, уполномоченным проводить медико-социальную экспертизу, а также не вправе осуществлять контрольные и надзорные функции в указанной сфере деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно статье 8 Федерального закона № 181-ФЗ функции по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты возложена исключительно на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Порядок и условия признания лица инвалидом федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро, определены Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 (далее - Правила).
Согласно пункту 41 Правил контроль за решениями бюро МСЭ осуществляют главное бюро МСЭ, контроль за решениями главного бюро МСЭ осуществляет Федеральное бюро МСЭ.
Другие органы и организации, в том числе Минтруд России, не правомочны устанавливать гражданам инвалидность и предписывать решения вышеуказанным учреждениям МСЭ.
Пунктом 132 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. № 59н, установлено, что контроль за соблюдением специалистами бюро, главного бюро, Федерального бюро положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги осуществляется соответственно руководителем бюро, главного бюро, Федерального бюро.
Контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро (134 пункт Административного регламента).
В связи с этим граждане по вопросам нарушения положений Административного регламента по срокам проведения медико-социальной экспертизы, по оформлению документов обращаются соответственно к руководителю бюро, главного бюро, Федерального бюро.
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.10.2012 № 31 Он «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» главное бюро медико-социальной экспертизы по субъекту Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью филиалов - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах и в случае признания их решений необоснованными изменяет либо отменяет данные решения.
В судебном заседании установлено, что Королев В.В. был освидетельствован в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области» Минтруда России 31.10. 2016 г. и признан инвалидом третьей группы, причина «заболевание получено в период военной службы», бессрочно.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" - Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Частью ч.1 ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ установлено, что гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Доводы Королева В.В., что 17.01.2017 года он обратился в Минтруд России за разъяснением с помощью электронного документа, не нашли своего подтверждения в судебном заседании опровергаются следующим:
Прилагаемая истцом распечатка электронного файла, является рабочим файлом, прилагаемым к ответу на обращение Королева В.В., направляемому посредством электронной почты, в прилагаемом истцом электронном паспорте обращения указано: «from_ organization="MHHHCTepcTBo труда и социальной защиты Российской Федерации" <...> to_organization="KoponeB А. В."», и далее «document ктё="Ответы на ОГ Департамента по делам инвалидов"». Данные словосочетания свидетельствуют о том, от какой организации кому был направлен данный электронный паспорт, а также то, что вместе с данным письмом направлялся ответ на обращение, уведомляющий заявителя о переадресации обращения (далее - ответ на обращение).
Кроме того, в электронном паспорте обращения указаны исходящий номер ответа на обращение гражданина № 13-5/ООГ-54 (имеется в материалах дела), ФИО сотрудника Минтруда России - исполнителя ответа на обращение Королева А.В. - Овчинникова А.В., а также ФИО заместителя директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России, подписавшего ответ на данное обращение - Афонина К.П.
В карточке отправки ответа на обращение Королева А.В. указана дата 2017-01-17 и время 15:58:49, что совпадает с датой и временем, с указанными в электронном паспорте ответа на обращение - 2017-01-17 и время 15:58:49.
Вышеизложенные сведения доказывают, что приложенный истцом к заявлению электронный паспорт обращения является электронным паспортом ответа на обращение и не подтверждает обращение Королева А.В. или Королева В.В. в Минтруд России от 17.01.2017, поскольку данная дата является датой направления Королеву А.В. ответа на его обращение.
Отсутствие обращения 17.01.2017 в Минтруд России Королева В.В., Королева А.В. подтверждается копией списка поступивших обращений за период с 07.04.2016 по март 2016 года в Минтруд России, а также переадресованных из других органов государственной власти обращений Королева В.В, Королева А.В. и зарегистрированных в системе электронного документооборота Минтруда России.
Документально подтверждено обращение Королева В.В, Королева А.В. с текстом обращения, указанному истцом в административном иске, поступило в Минтруд России 15.12.2016 и было зарегистрировано за № ОГ-58553. На данное обращение Королеву А.В. было направлено письмо от 13.01.2017 № 13-5/ООГ-54, констатирующее переадресацию его обращения в компетентный орган.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" ( ч. 3 ст.7 данного Закона).
В силу части 3 ст.8 Закона №59-ФЗ от 02.05.20106г. -письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Пункт 3 статьи 5 Федерального закона №59-ФЗ устанавливает право гражданина на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, а также уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Анализируя вышеизложенное, суд находит заявленные требования административного истца Королева В.В. необоснованными, поскольку нарушение его прав, свобод и законных интересов неустановленно в судебном заседании. Суд не усмотрел со стороны административного ответчика Минтурда и соцзащиты Российской Федерации незаконного бездействия, поскольку факт обращения к административному ответчику не подтвержден.
Кроме того, суд приходит к выводу, что права заинтересованного лица Королева А. В., который является родным братом Королева В. В., и осуществляет сопровождение истца по медицинским лечебным учреждениям, не нарушены, каких –либо требований у него к административному ответчику нет, и его личные права не затрагиваются при разрешении указанного дела.
В удовлетворении заявленных требований административному истцу Королеву В.В. следует отказать.
Руководствуясь :ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Королева В. В. к Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья: А.В.Никольская