дело № 2-1014/2020
44RS0002-01-2020-000766-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 сентября 2020 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Н.С.Иоффе,
с участием истцов Разгуляевой Е.И., Филатовой С.И., представителя истца Исмагиловой Г.И. – Трубникова В.В.,
при секретаре судебного заседания Глушковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разгуляевой Е. И., Филатовой С. И., Исмагиловой Г. И. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о признании права общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Разгуляева Е.И., Филатова С.И., Исмагилова Г.И. обратились в суд с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы с учетом уточнения о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 44:27:050511278, общей площадью 824 кв.м., расположенный по адресу: ..., по 1/3 доли за каждым. Требования мотивированы тем, что они являются правообладателями земельного участка с кадастровым номером 44:27:050511:278, расположенного по адресу ..., на котором находится жилой дом, принадлежащий им на праве долевой собственности. 19.11.2019 истцы обратились в Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы по вопросу предоставления в собственность указанного выше земельного участка. Распоряжением начальника управления № 2482-Р от 17.12.2019 в удовлетворении обращений было отказано по той причине, что в силу п. 2 ст. 37 ЗК РФ земельные участки, ограниченные в обороте, не представляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Также указано, что требуемый земельный участок частично расположен в границах земель общего пользования, являющихся в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Костромы, утвержденных решением Думы г. Костромы от 27.08.2015 № 174, автомобильной дорогой общего пользования местного значения – ..., в связи с чем, является ограниченным в обороте, и не может предоставляться на заявленном виде права. С данным отказом истцы не согласились, в связи с чем, обратились в суд с настоящим иском.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы.
В судебное заседание истец Исмагилова Г.И. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, действует через представителя Трубникова В.В., который в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истцы Разгуляева Е.И. и Филатова С.И. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы по доверенности Смирнов В.А. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, ранее участвуя в судебном заседании исковые требования не признал, считая их не подлежащими удовлетворению. В обоснование возражений указал на то, что часть спорного земельного участка в соответствии с генеральным планом города Костромы входит в зону расширения границы дороги, то есть в зону дороги местного значения, что свидетельствует о том, что земельный участок в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. У истцов имеется право оформить земельный участок в аренду.
Третьи лица муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации г. Костромы, Управление Росреестра по Костромской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, обозрев гражданское дело № 2-613/2019 и инвентарное дело, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что собственниками жилого дома, расположенного по адресу: ..., 1917 года строительства, являются Разгуляева Е.И. (1/3 доля), Филатова С.И. (1/3 доля), Исмагилова Г.И. (1/3 доля), право собственности зарегистрировано.
Жилой дом находится на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале 44:27:050511. Участок на кадастровый учет ранее поставлен не был, границы на местности не были установлены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.
Решением Ленинского районного суда г. Костромы от 09.04.2019, вступившим в законную силу 14.05.2019, установлено местоположение границ земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 44:27:050511, со следующими характеристиками: адрес: ..., площадь 824 кв.м., территориальная зона: зона малоэтажной, индивидуальной жилой застройки (Ж-1), категория земель: земли населенных пунктов, в следующих координатах характерных точек: н1 (Х295067,27; Y 1215879,35), н2 (Х 295062,75; Y 1215893,70), н3 (Х 295049,37; Y 1215890,04), н4 (Х 295047,21; Y 1215894,63), н5 (Х 295045,51; Y 1215894,06), н6 (Х 295038,02; Y 1215891,60), н7 (Х 295033,82; Y 1215890,21), н8 (Х 295021,32; Y 1215886,09), н9 (Х 295026,33; Y 1215876,65), 1 (Х 295034,90; Y 1215863,99), 2 (Х 295059,81; Y 1215876,10), н1 (Х 295067,27; Y 1215879,35), в соответствии с межевым планом, выполненным кадастровым инженером Корчагиной И.В. от 19 ноября 2018 года.
В настоящее время жилой дом находится на земельном участке площадью 824 кв.м., кадастровый №, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Истцы обратились с заявлением в Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о предоставлении указанного выше земельного участка в собственность в порядке ст. 39.17 ЗК РФ.
Распоряжением начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы № 2482-р от 17.12.2019 им было отказано в предоставлении указанного выше земельного участка, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок ограничен в обороте и не может предоставляться на заявленном виде права.
В судебном заседании стороны не оспаривали, что граница образованного земельного участка, проходит по углу жилого дома, принадлежащего истцам.
Решением суда было установлено, что по имеющимся в ГКН сведениям, границы земельных участков с кадастровыми номерами 44:27:05011:8 и 44:27:05011:21 «режут» расположенный на земельном участке жилой дом, который существовал до внесения в ГКН сведений о границах участков 44:27:05011:8 и 44:27:05011:21. При этом, суду была представлена копия землеустроительного дела земельного участка, расположенного по адресу: ..., от 2005 года, выполненного ООО «Глонасс-Гео» (заказчик ФГУ «Костромское ГООХ»), в котором имеется исполнительная съемка и схема земельных участков, из которых видно, что земельный участок с кадастровым номером 44:27:05011:21 не накладывается на участок № по ..., смежная граница проходит по установленному между участками ограждению - забору. Из заключения кадастрового инженера Корчагиной И.В. также следует, что согласно данным, содержащимся в ГКН, имеется наложение земельного участка 44:27:05011:8 на образовавшийся из него земельный участок 44:27:05011:20, состоящий на уточненном кадастровом учете.
Местоположение границ образованного участка было определено кадастровым инженером с учетом сложившегося на протяжении длительного времени землепользования, спора с правообладателями смежного земельного участка не имеется. Также кадастровым инженером были учтены предусмотренные генеральным планом г.Костромы мероприятия по расширению проезжей части ул. Озерной – со стороны земель общего пользования граница земельного участка сформирована с отступом от существующего металлического забора.
Предметом настоящего иска являются требования о признании права собственности на земельный участок по адресу: ..., на котором расположено принадлежащее истцам домовладение и право на который перешло к ним в порядке наследования.
На основании анализа установленных фактических обстоятельств дела, норм действующего законодательства, суд полагает, что требования истцов подлежат удовлетворению.
Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 26 октября 1917 г., частная собственность на землю была отменена, вся земля, в том числе крестьянская, безвозмездно отчуждалась, обращалась во всенародное достояние и бесплатно передавалась в пользование всех трудящихся на ней.
Закрепление земли в государственную собственность и возможность предоставления ее только в пользование, в том числе гражданам, были отражены в Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., Земельном кодексе РСФСР 1922 г.
В соответствии со ст. ст. 11, 12 Земельного кодекса РСФСР 1922 года предусматривалось право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно в виде, в том числе, права на земельный участок в одном или нескольких местах (хутор, отруб, чересполосные участки).
Согласно статье 21 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. владение землей допускалось только на правах пользования.
При этом в силу примечания 1 к статье 59 Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. бывшие собственники, имущество которых было экспроприировано на основании революционного права или перешло во владение трудящихся до 22 мая 1922 г., не имеют права требовать возвращения этого имущества.
В соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1964 г., Земельным кодексом РСФСР 1970 г. земля также являлась исключительной собственностью государства и могла предоставляться только в пользование.
В соответствии с п.п. 2, 3 Постановления Совета Министров СССР от 26.08.1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28.08.1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» (действовавшего до 1989 года), земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся за счет земель городов, поселков, госземфонда и земель гослесфонда в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков. Размер участков в каждом отдельном случае определяется исполкомами областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, в зависимости от размера дома и местных условий, в пределах следующих норм: в городах - от 300 до 600 кв. метров; вне города - от 700 до 1200 кв. метров.
Инструкцией о порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР 25 декабря 1945 г., устанавливалось, что в целях уточнения права владения строениями и учета строений бюро инвентаризации ведут по установленным формам реестры и производят регистрацию строений, в том числе строений отдельных граждан на праве личной собственности или праве застройки (§ 1).
Объектом регистрации является домовладение в целом с самостоятельным земельным участком, под отдельным порядковым номером по улице, переулку, площади независимо от числа совладельцев данного домовладения (§ 5 Инструкции).
Регистрации подлежат те строения с обслуживающими их земельными участками, которые закончены строительством и находятся в эксплуатации.
Право пользования земельным участком, обслуживающим строение, отдельно не регистрируется (§ 6 Инструкции).
В связи с установлением в 90-е годы XX века нового правового регулирования и введением права частной собственности граждан на земельные участки был принят ряд нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и последующих актов. Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусмотрено, что граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещается обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.
Регулирование этих отношений, предусмотренное введенным в действие с 29 октября 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации, также предоставляет каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок (пункт 5 статьи 20 и пункт 3 статьи 21) и подтверждает, как это установлено Федеральным законом от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в первоначальной редакции) граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании п. 5 ст. 20 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 1 марта 2015 г., граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ) гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Согласно Земельному кодексу 1922 года, Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года, ст. 87 Земельного кодекса РСФСР, действовавшей с 1970 года; ст. 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшей с 1991 года; ст. 35 Земельного кодекса РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ также закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Толкование приведенных правовых положений применительно к рассматриваемому спору позволяет прийти к выводу о том, что к истцам перешло право пользования спорным земельным участком. При этом суд учитывает принцип земельного законодательства о единстве судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов.
Также суд принимает во внимание длительность фактического пользования и владения домовладением по адресу: ... наследодателями и самими истцами (с 1917 г.), отсутствие в течение всего периода времени возражений со стороны ответчика относительно пользования земельным участком и домовладением указанными лицами.
Поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом, находился в фактическом бессрочном пользовании наследодателей до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», в связи с приобретением в порядке наследования права собственности на спорный жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, то суд приходит к выводу о том, что за истцами возможно признание права собственности на такой земельный участок по 1/3 доли за каждым.
Также право истца на предоставление спорного земельного участка в собственность следует и из п. 4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривающего право гражданина Российской Федерации приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного возражения ответчика по данному вопросу судом отклоняются.
Также несостоятельными являются и доводы ответчика о невозможности предоставления спорного земельного участка в частную собственность в силу того, что земельный участок в соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничен в обороте.
Спорный земельный участок, в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18.12.2008 № 212 (ред. от 18.12.2014), частично расположен в пределах территории, предназначенной для реконструкции и эксплуатации автомобильной дороги местного значения - улицы Озерной. Данная улица местного значения отображена на Карте планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети, разработанной в составе Генерального плана города Костромы. Улица Озерная обозначена в качестве магистральной улицы районного значения регулируемого движения, планируемая ширина которой составляет 20 метров. Указанная ширина улицы была спроектирована при разработке Генерального плана города Костромы в рамках подготовки Карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области развития улично-дорожной сети в соответствии с СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Минрегиона России от 28.12.2010 № 820.
Согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы, утвержденному решением Думы города Костромы от 27.08.2015 № 174 (строка 282), улица Озерная отнесена к автомобильным дорогам общего пользования местного значения города Костромы.
Вместе с тем, приведенные обстоятельства не свидетельствуют о невозможности признания права собственности за истцами на испрашиваемый земельный участок.
Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.
Таким образом, данный проект носит декларативный, предположительный характер, в связи с чем, сам по себе факт нанесения красных линий не может влиять на права заявителей.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки, в том числе: предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (пп. 7); расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пп. 13).
При этом указанная редакция пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлена в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ.
Положения о земельном участке под жилым домом, расположенным по адресу: ..., о том, что он попадает в границы развития улично-дорожной сети, были внесены в Генеральный план города Костромы также только в 2014 г.
Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере земельных правоотношений.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Суд также исходит из того, что в настоящее время в границах земельного участка истцов какие-либо места общего пользования, автодороги, транспортные развязки отсутствуют, доказательств, что в настоящее время спорный земельный участок изъят для государственных либо муниципальных нужд суду не представлено, равно как отсутствует и решение органа местного самоуправления о резервировании земельного участка в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 56 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».
Суд, удовлетворяя исковые требования, принимает во внимание и то, что из материалов дела также видно, что земельный участок под домовладением был сформирован еще в 20-х годах прошлого столетия.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Разгуляевой Е. И., Филатовой С. И., Исмагиловой Г. И. к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о признании права общей долевой собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Разгуляевой Е. И., Филатовой С. И., Исмагиловой Г. И. право общей долевой собственности на земельный участок, с кадастровым номером № по адресу: ..., площадью 824 кв.м. по 1/3 доли за каждой.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.С.Иоффе
Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020