Решение по делу № 33а-54/2021 от 11.01.2021

Судья Цыкалова Н.А. Дело № 33а-54/2021

Дело № 2а-2022/2020

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Элиста 2 февраля 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Кутлановой Л.М. и Сангаджиевой Б.Т.,

при секретаре Убушиевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-2022/2020 по административному исковому заявлению Бамбушева Дмитрия Николаевича к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия об оспаривании отказа в выдаче государственного жилищного сертификата по апелляционной жалобе административного ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Министерство) на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Сангаджиевой Б.Т., объяснения представителя административного ответчика Емченова Б.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения административного истца Бамбушева Д.Н., проверив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бамбушев Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 2018 году администрацией Кетченеровского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Кетченеровское СМО РК) он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и 30 августа 2019 года включен в сводный список ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» как участник ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.

Решением комиссии Министерства №*** от 19 марта 2020 года ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата со ссылкой на нарушение п. 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее - Правила). При этом Министерство также рекомендовало администрации Кетченеровского СМО РК рассмотреть вопрос о наличии правовых оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. С данным решением он не согласен, поскольку им были представлены в администрацию Кетченеровского СМО РК все необходимые документы, в том числе обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося у него в собственности жилого дома. Полагает, что предусмотренных п. 22 Правил оснований для вынесения решения об отказе в выдаче ему государственного жилищного сертификата не имелось, и просит суд признать решение Министерства от 19 марта 2019 года №** незаконным.

В письменных возражениях Министерство просило в удовлетворении административного искового заявления Бамбушева Д.Н. отказать, указав, что Бамбушев Д.Н. и его члены семьи обеспечены жилым помещением, общая площадь которого превышает учетную норму по Кетченеровскому району, составляющую ** кв.м. на человека.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 г. административные исковые требования Бамбушева Д.Н. удовлетворены. Признан незаконным отказ Министерства №** от 19 марта 2020 года об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата и на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Бамбушева Д.Н. от 17 февраля 2020 года о выдаче государственного жилищного сертификата.

В апелляционной жалобе Министерство просит отменить вынесенное по делу решение и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права. Указывает, что Бамбушев Д.Н. и члены его семьи обеспечены жилым помещением выше учетной нормы по Кетченеровскому СМО РК, установленной решением Собрания депутатов Кетченеровского СМО РК №** от 6 марта 2007 года в размере *** кв. м. общей площади на 1 человека. Правом на социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, обладают граждане, отвечающие требованиям п. 5 Правил, и признанные участниками ведомственной программы в порядке, установленном пунктами 19-21 Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Ссылаясь на статьи 49 и 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, полагают, что данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен законом. При этом нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Емченов Б.И. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Административный истец Бамбушев Д.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы и просил решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 года оставить без изменения.

Представители заинтересованного лица – Администрации Кетченеровского РМО РК, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились в суд по неизвестной причине, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены вынесенного по делу решения.

Удовлетворяя административные исковые требования Бамбушева Д.Н., суд исходил из того, что решение Министерства №** от 19 марта 2020 года противоречит п. 22 Правил, которым не предусмотрен отказ в признании гражданина участником ведомственной целевой программы ссылкой на п. 16.2 Правил в связи с наличием в собственности жилого дома, а также нарушает права истца.

Суд апелляционной инстанции соответствующие выводы городского суда считает правильными.

Согласно подпункту "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В силу п. 16 (2) Правил в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Пунктом 44 (1) Правил предусмотрено, что в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается.

Согласно пункту 22 названных Правил основанием для отказа в признании гражданина участником ведомственной целевой программы является: несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, административный истец Бамбушев Д.Н. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году согласно удостоверению серии Р №***от 21 сентября 2005 года.

04 октября 2018 года Бамбушев Д.Н. обратился к главе Кетченеровского РМО с письменным заявлением о постановке его в очередь на улучшение жилищных условий как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением жилищной комиссии при Кетченеровском СМО РК от 10 октября 2018 года и решением главы Кетченеровского СМО РК №** от 11 октября 2018 года Бамбушев Д.Н. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

17 февраля 2020 года Бамбушев Д.Н. обратился к главе Кетченеровского РМО РК о выдаче ему государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», при этом представил обязательство от 6 февраля 2020 года, подписанное также членами его семьи, о безвозмездном отчуждении находящихся в его собственности жилого дома и земельного участка в муниципальную собственность в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата.

Таким образом, в силу п. 16.2 Правил административный истец, являющийся участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и принявший на себя обязательство о безвозмездном отчуждении находящихся в его собственности жилого дома и земельного участка в муниципальную собственность, обладает правом на получение государственного жилищного сертификата.

При таких данных, учитывая отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 22 Правил, решение Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК №** от 19 марта 2020 года об отказе в выдаче Бамбушеву Д.Н. сертификата ввиду наличия у него в собственности жилого дома, площадь которого превышает установленный законом норматив общей площади на семью из 3 человек, правильно признано судом незаконным.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 КАС РФ и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и потому не могут служить основанием к отмене вынесенного по делу решения.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия

о п р е д е л и л а:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республмки Калмыкия – без удовлетворения.

На апелляционное определение в течение шести месяцев со дня его принятия может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий

Л.Л. Лиджеева

Судьи

Л.М. Кутланова

Б.Т. Сангаджиева

33а-54/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бамбушев Д.Н.
Ответчики
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хоз-ву РК
Другие
администрация Кетченеровского РМО РК
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Сангаджиева Байрта Тимофеевна
Дело на сайте суда
vs.kalm.sudrf.ru
11.01.2021Передача дела судье
02.02.2021Судебное заседание
26.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Передано в экспедицию
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее