Дело № 2-1285/2019
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,
с участием прокурора Губайдуллиной К.Ш.,
при секретаре Морозовой Л.В.,
с участием представителя ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области – Гладкова Г.В. (по доверенности), представителей третьего лица Комитета по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации городского округа Электросталь Московской области – Зайцева А.Э. и Зеленой С.С. (по доверенностям),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Электростали в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Электросталь Московской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения,
у с т а н о в и л :
30.04.2019 г. в суд обратился прокурор г.Электростали в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Электросталь Московской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Электростали проведена проверка по коллективному обращению многодетных семей г.о.Электросталь Московской области по факту отсутствия необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных администрацией г.о.Электросталь Московской области.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований п.п.4, 5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.25 ст.16 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области». По результатам проведенной проверки, с целью устранения выявленных нарушений, 20.06.2018 главе г.о.Электросталь Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, которое рассмотрено и признано обоснованным, при этом нарушения до настоящего времени не устранены. При этом довод администрации города Электросталь на отсутствие финансирования и значительность затрат не состоятелен, поскольку отсутствие у органов местного самоуправления финансовой возможности для выполнения возложенных законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них.
Прокуратурой города в порядке надзора и в целях контроля устранения выявленных нарушений сделан запрос главе г.о.Электросталь о мерах, принятых к устранению выявленных нарушений. Согласно полученному 11.02.2019 ответу, реальных мер к устранению выявленных нарушений не принято.
Так, комитетом имущественных отношений администрации г.о.Электросталь Московской области во исполнение требований п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ и Закона Московской области № 73/2011-ОЗ от 01.06.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», в декабре 2016 г. выделено 85 земельных участков в <адрес> многодетным семьям, поставленным на учет в г.о.Электросталь с целью получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
При этом, несмотря на систематические обращения многодетных семей в администрацию г.о.Электросталь, начиная с начала 2017 г., с требованием об обеспечении земельных участков необходимой инфраструктурой, несмотря на принятые прокуратурой города меры, направленные на побуждение администрации г.о.Электросталь устранить выявленные нарушения, по состоянию на 25.04.2019 к вышеназванным земельным участкам не подведена соответствующая инфраструктура: отсутствует электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, а также отсутствует транспортная инфраструктура в виде дорог местного значения и подъездных путей к земельным участкам.
Администрацией г.о.Электросталь в течение длительного времени игнорируются как требования закона об обеспечении земельных участков инфраструктурой, так и обращения представителей многодетных семей.
Прокуратурой города проведена проверка по обращению Борисовского И.А. – представителя многодетных семей, который обратился в администрацию г.о.Электросталь с требованием обеспечить земельные участки инфраструктурой. Установлено, что Борисовский И.А. 20.02.2019 обратился в администрацию г.о.Электросталь с письменным заявлением, что подтверждается распиской. Указанное заявление зарегистрировано в администрации г.о.Электросталь в тот же день. Ответ на обращение подготовлен и направлен 29.03.2019 за подписью заместителя Главы г.о.Электросталь Денисова В.А. за № Б-1197, то есть с нарушением установленного законом срока. По результатам проведенной проверки 11.04.2019 прокурором города вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, которое в настоящее время находится на рассмотрении.
Кроме того, прокуратурой города проведена проверка по коллективному обращению многодетных семей по вопросу исполнения контракта по проведению работ транспортной и инженерной инфраструктуры на территории индивидуальной жилой застройки для многодетных семей.
Установлено, что Комитетом по строительству, архитектуре и жилищной политике администрации г.о.Электросталь в рамках муниципальной программы «Развитие и повышение эффективности управления муниципальным имуществом г.о.Электросталь Московской области» в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона с ООО «АГОРА-Холл» 18.07.2018 заключен муниципальный контракт № на выполнение проектно-изыскательских работ транспортной и инженерной инфраструктуры на территории индивидуальной жилой застройки для многодетных семей, расположенных по <адрес>. В рамках указанного контракта требовалось: по 1 этапу выполнение инженерных изысканий; по 2 этапу разработка альбома принципиальных решений по проекту для согласования с заказчиком, разработка проектно-сметной документации; по 3 этапу государственная экспертиза сметной документации и результатов инженерных изысканий. Цена контракта составила 2 754 562,61 руб. В соответствии с п.3.1 срок выполнения работ в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта. В ходе проверки установлено, что согласно акту сдачи-приемки услуг от 24.08.2019 исполнителем выполнены работы по 1 этапу контракта. Указанные работы выполнены с нарушением срока. Согласно акту сдачи-приемки услуг исполнителем выполнены работы по 2 этапу контракта. Указанные работы также выполнены с нарушением срока. 04.12.2018 между Комитетом по строительству, архитектуре и жилищной политике администрации г.о.Электросталь и ООО «АГОРА-Холл» заключено соглашение к муниципальному контракту, согласно условиям которого контракт расторгнут. Работы по 3 этапу контракта не выполнены. Заказчиком произведена оплата выполненных работ в размере 1 999 319,69 руб. Несмотря на ненадлежащее исполнение ООО «АГОРА-Холл» условий контракта, председателем Комитета по строительству, архитектуре и жилищной политике администрации г.о.Электросталь Сутягиным И.А. в нарушение требований ч.2 ст.34 Закона № 44-ФЗ, устанавливающих, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, изменение его условий не допускается, 24.08.2018 и 04.10.2018 подписаны акты сдачи-приемки услуг, на основании которых ООО «АГОРА-Холл» 06.09.2018, 22.10.2018, 23.10.2018 и 08.11.2018 перечислены денежные средства - 1 999 319,69 руб.
Своими действиями администрация г.о.Электросталь фактически изменила основные условия контракта, а именно объем работ определенный техническим заданием и стоимость контракта, что вновь явилось препятствием для реализации прав многодетных семей на улучшение жилищных условий. По результатам проведенной проверки 05.04.2019 прокурором города вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией г.о.Электросталь возложенных на нее, как на орган местного самоуправления, обязательств, что приводит к нарушению социальных прав семей, имеющих трёх и более детей.
В качестве правового обоснования прокурор сослался на положения Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области № 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области», Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ст.12 ГК РФ, ст.45 ГПК РФ, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и просил признать бездействие администрации г.о.Электросталь Московской области, выразившееся в нарушении требований п.п.4,5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.25 ст.16 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области» в отношении земельных участков, выделенных многодетным семьям города для индивидуального жилищного строительства – незаконным; обязать администрацию г.о.Электросталь Московской области устранить выявленные нарушения требований законодательства об органах местного самоуправления путём организации на этих земельных участках электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также устройства автомобильной дороги местного значения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
06.06.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации городского округа Электросталь Московской области (ст.43 ГПК РФ).
04.07.2019 г. прокурором требования уточнены, о чем к производству суда принято заявление, в соответствии с которым прокурор просит признать бездействие администрации г.о.Электросталь Московской области, выразившееся в нарушении требований п.п.4, 5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.25 ст.16 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области» в отношении земельных участков, выделенных многодетным семьям города для индивидуального жилищного строительства – незаконным; обязать администрацию г.о.Электросталь Московской области устранить выявленные нарушения требований законодательства об органах местного самоуправления путём организации на земельных участках: № водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также устройства автомобильной дороги местного значения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании помощник прокурора Губайдуллина К.Ш. обоснование иска, требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области – Гладков Г.В. (по доверенности) против иска возражал по основаниям представленного в дело отзыва, в котором со ссылкой на п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, на Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных уэлектроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также устройства автомобильной дороги местного значения в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Губайдуллина К.Ш. обоснование иска, требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Электросталь Московской области – Гладков Г.В. (по доверенности) против иска возражал по основаниям представленного в дело отзыва, в котором со ссылкой на п.6 ст.39.5 Земельного кодекса РФ, на Закон Московской области от 01.06.2011 № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» отражено, что предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков; расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. Ответчик сослался на п.17 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», на Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83. Ответчик указал, что в целях реализации функций органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в границах городского округа организовано электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение. Нормы права, на которых истец основывает свои требования, не содержат прямой обязанности органов местного самоуправления по организации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения на каждом земельном участке, выделенном многодетным семьям. Действующим законодательством предполагается обеспечение земельных участков необходимыми инженерными сетями за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год. Администрация считает, что заявленные таким образом исковые требования: «об организации на земельных участках электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения» не подлежат удовлетворению. Указано также, что 28.06.2018 состоялся аукцион на выполнение проектно-изыскательских работ транспортной и инженерной инфраструктуры, по результатам которого 18.07.2018 между Комитетом по строительству, архитектуре и жилищной политике Администрации г.о.Электросталь Московской области и ООО «АГОРА-Холл» заключен муниципальный контракт на выполнение проектных работ. В рамках Контракта Исполнителем были выполнены проектно-изыскательные работы транспортной и инженерной инфраструктуры (первые два этапа работ из трех). В процессе выполнения работ выявлены обстоятельства, при которых получение заключения государственной экспертизы явилось невозможным без проведения дополнительных видов работ. 04.12.2018 сторонами подписано соглашение о расторжении муниципального контракта. В настоящее время принимаются меры по созданию необходимой инфраструктуры на предоставленных земельных участках. Ответчик просит в удовлетворении требования о признании бездействия Администрации городского округа Электросталь Московской области в нарушении требований п. 4, 5, 25 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ, п.25 ст.16 Закона Московской области от 30.12.2014 № 191/2014- 03 «О благоустройстве в Московской области» в отношении земельных участков, выделенных многодетным семьям города для индивидуального жилищного строительства - незаконными - отказать в части, ввиду отсутствия нарушений требований п.4, 25 ч.1 ст.16 Закона № 131-ФЗ и п.25 ст.16 Закона о благоустройстве в Московской области. В удовлетворении требования об организации на земельных участках, указанных в иске, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, а также устройства автомобильной дороги местного значения в течении 1 года с момента вступления решения суда в законную силу - отказать полностью.
В судебном заседании представители третьего лица Комитета по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации городского округа Электросталь Московской области – Зайцев А.Э. и Зеленая С.С. (по доверенностям), просили в части транспортной инфраструктуры установить срок три года; поддержали представленные в дело возражения, в которых приведены доводы, аналогичные доводам ответчика; указано также, что обязательства, возложенные на Комитет по строительству, дорожной деятельности и благоустройству, выполняются соразмерно объему предусмотренных в бюджете городского округа средств. В связи с вышеизложенным, третье лицо просит суд установить срок для организации на земельных участках, выделенных многодетным семьям города для индивидуального жилищного строительства, необходимой транспортной инфраструктуры в течение 3 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Представленными в дело постановлениями Администрации городского округа Электросталь Московской области от 03.02.2017 № 58/2, от 03.02.2017 № 59/2, от 08.02.2017 № 60/2, от 10.02.2017 № 69/2, от 10.02.2017 № 71/2, от 17.02.2017 № 90/2, от 22.02.2017 № 97/2, от 28.02.2017 № 115/2, от 16.03.2017 № 158/3, от 19.10.2018 № 957/10, с учетом внесенных постановлениями от 01.03.2017 № 119/3, № 120/3, № 121/3 и от 19.10.2018 № 957/10 изменений, подтверждено, что многодетным семьям, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, переданы бесплатно в собственность земельные участки из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», местоположение: <адрес>, с кадастровыми номерами: №;
Документами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что прокуратурой г.Электростали проведена проверка по коллективному обращению многодетных семей г.о.Электросталь Московской области по факту отсутствия необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных администрацией г.о.Электросталь Московской области.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований п.п.4, 5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.25 ст.16 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области».
По результатам проведенной проверки, с целью устранения выявленных нарушений, 20.06.2018 главе г.о.Электросталь Московской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении, которое рассмотрено и признано обоснованным.
Прокуратурой города в порядке надзора и в целях контроля устранения выявленных нарушений сделан запрос главе г.о.Электросталь о мерах, принятых к устранению выявленных нарушений. Из ответчика от 11.02.2019 установлено, что реальных мер к устранению выявленных нарушений не принято; по состоянию на 25.04.2019 к вышеназванным земельным участкам не подведена соответствующая инфраструктура: отсутствует электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, а также отсутствует транспортная инфраструктура в виде дорог местного значения и подъездных путей к земельным участкам.
При этом, за изменение условий муниципального контракта постановлением прокурора от 05.04.2019 г. в отношении должностного лица - председателя Комитета по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации г.о.Электросталь Московской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а за нарушение срока рассмотрения обращения представителя многодетных семей постановлением прокурора от 11.04.2019 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя Главы г.о.Электросталь.
Конституция РФ, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции РФ, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Конституция РФ также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции РФ и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции РФ), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.
Как указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11.11.2003 N 16-П, от 15.05.2006 N 5-П, от 18.05.2011 N 9-П, от 05.07.2017 N 18-П и др.).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда РФ должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции РФ (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой. При этом нельзя не учитывать, что решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений реализации функций местного самоуправления, основным предназначением которого является обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения конкретных муниципальных образований.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, устанавливая в соответствии с Конституцией РФ государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации (преамбула), определяет и нормативную основу компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения и их дифференциацию по видам муниципальных образований.
В числе вопросов местного значения городского округа в части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ закреплены, в частности: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5); утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (п.25).
Направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства.
В соответствии с положениями Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" в вопросы местного значения городского округа входит организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Законом Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" установлено, что предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (п.2 ст.3); при предоставлении земельных участков многодетным семьям в соответствии с настоящим Законом расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников (ст.6.2).
Приказом Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 утверждены "Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", согласно п.17 которых при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена. В целях отбора земельных участков рекомендуется использовать следующие критерии; 1) транспортная доступность; 2) удовлетворительная экологическая обстановка (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов, в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.); 3) существующая обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) наличие или сроки строительства объектов социальной инфраструктуры, коммунального обслуживания и торговли; 5) другие критерии в зависимости от целей предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.
Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 (ред. от 05.07.2018) утверждены "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", регулирующие отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В соответствии с названными Правилами, при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления (п.4). Орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия (п.5 Правил).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом РФ случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п.4 и п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как отмечено Конституционным Судом РФ, местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17.06.2004 N 12-П; определения от 12.04.2005 N 142-О, от 13.06.2006 N 194-О, от 02.11.2006 N 540-О и от 10.10.2013 N 1591-О).
Эта правовая позиция Конституционного Суда РФ актуальна и при решении вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в случаях, установленных субъектом РФ. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
Вышеприведенные нормы законодательства указывают, что при предоставлении Администрацией г.о.Электросталь Московской области постановлениями от 03.02.2017 № 58/2, от 03.02.2017 № 59/2, от 08.02.2017 № 60/2, от 10.02.2017 № 69/2, от 10.02.2017 № 71/2, от 17.02.2017 № 90/2, от 22.02.2017 № 97/2, от 28.02.2017 № 115/2, от 16.03.2017 № 158/3, от 19.10.2018 № 957/10, с учетом внесенных постановлениями от 01.03.2017 № 119/3, № 120/3, № 121/3 и от 19.10.2018 № 957/10 изменений, многодетным семьям бесплатно в собственность земельные участки из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства», указанные земельные участки уже должны были быть обеспечены необходимыми инженерными сетями (электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведением), автомобильной дорогой местного значения.
Между тем, при предоставлении в 2017 году поименованных в иске земельных участков многодетным семьям в границах г.о.Электросталь, необходимой инженерной инфраструктурой, автомобильной дорогой местного значения земельные участки не были обеспечены (в связи с чем доводы ответчика о том, что в границах городского округа организовано электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведение решающего значения не имеют), и Администрацией г.о.Электросталь Московской области расходы в целях соблюдения требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не были предусмотрены.
Как следует из документов дела, муниципальный контракт между заказчиком Комитетом по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации г.о.Электросталь Московской области и исполнителем ООО «АГОРА-Холл» на выполнение проектно-изыскательских работ транспортной и инженерной инфраструктуры на территории индивидуальной жилой застройки для многодетных семей, расположенных по <адрес>.
В рамках указанного контракта требовалось выполнение работ в три этапа: 1. Выполнение инженерных изысканий (инженерно-геологических, инженерноэкологических, инженерно-геодезических); 2. Разработка альбома принципиальных решений по проекту для согласования с Заказчиком. Разработка проектно-сметной документации; 3. Государственная экспертиза сметной документации и результатов инженерных изысканий. Цена контракта - 2 754 562,61 руб.; срок выполнения работ - в течение 90 календарных дней с даты заключения контракта.
Между тем, по данному контракту были выполнены лишь первые два этапа и с нарушением сроков. Работы по третьему этапу не выполнены, 04.12.2018 г. муниципальный контракт расторгнут. И при этом, несмотря на ненадлежащее исполнение ООО «АГОРА-Холл» условий контракта, должностным лицом заказчика в нарушение требований ч.2 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающих, что цена контракта является твердой на весь срок контракта, изменение его условий не допускается, 24.08.2018 и 04.10.2018 подписаны акты сдачи-приемки услуг, на основании которых ООО «АГОРА-Холл» 06.09.2018, 22.10.2018, 23.10.2018 и 08.11.2018 перечислены денежные средства в размере 1 999 319,69 руб.
Т.е., своими действиями администрация г.о.Электросталь фактически изменила основные условия контракта, а именно: объем работ, определенный техническим заданием, и стоимость контракта.
По результатам проверки, постановлением прокурора от 05.04.2019 г. в отношении должностного лица - председателя Комитета по строительству, дорожной деятельности и благоустройства Администрации г.о.Электросталь Московской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом вышеизложенного суд не принимает доводы возражений ответчика Администрации г.о.Электросталь Московской области.
Представление прокурора г.Электростали от 20.06.2018 в адрес Главы г.о.Электросталь об устранении нарушений, выявленных в ходе прокурорской проверки: не подведение к предоставленным многодетным семьям земельных участков соответствующей инфраструктуры – отсутствует электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, а также отсутствует транспортная инфраструктура в виде дорог местного значения и подъездных путей к земельным участкам, Администрацией г.о.Электросталь не выполнено до настоящего времени, что подтверждается ответом главы города от 11.02.2019 г.; не оспорено и в ходе судебного разбирательства по данному делу ни ответчиком, ни третьим лицом, указавшими, что в настоящее время в качестве временной меры принято решение обустроить технологический подъезд на территорию индивидуальной жилой застройки для многодетных семей; решением Совета депутатов г.о.Электросталь Московской области от 29.05.2019 «О внесении изменений в бюджет г.о.Электросталь Московской области на 2019 года и плановый период 2020 и 2021 годы», был утвержден денежный лимит в размере 2,5 млн. рублей из местного бюджета на устройство технологического подъезда (состоящего из шлака и щебня) к массивам для многодетных семей для принятия мер по созданию необходимой инфраструктуры на предоставленных земельных участках; в настоящий момент идет подготовка конкурсной документации для проведения в ближайшее время электронного аукциона на устройство данного технологического подъезда и определения подрядчика; вопрос о выделении из местного бюджета денежных средств на строительство автомобильной дороги местного значения будет внесен для рассмотрения на очередной Совет депутатов г.о.Электросталь Московской области.
Таким образом, судом установлено незаконное бездействие Администрации г.о.Электросталь Московской области, выразившееся в нарушении требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области № 191/2014-03 от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области»: в неорганизации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, в неустройстве автомобильной дороги местного значения в отношении земельных участков, выделенных многодетным семьям города Электростали для индивидуального жилищного строительства, что также не отвечает установленным в ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целям государственной политики в интересах детей и принципам, на которых таковая основана; нарушает права семей, имеющих трех и более детей, не способствует реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения устойчивого естественного роста численности населения РФ; улучшения жилищных условий семей.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.ст.21, 27, ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, органами местного самоуправления, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, т. е., понуждение к совершению действий, - в связи с чем возникает необходимость в судебном порядке понудить ответчика устранить в полном объеме выявленные нарушения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Электросталь в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на ответчика обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства об органах местного самоуправления путём организации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения на выделенных многодетным семьям города Электростали для индивидуального жилищного строительства земельных участках с указанными в иске кадастровыми номерами, также устройства автомобильной дороги местного значения, - подлежат удовлетворению.
В силу ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить такой срок - в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Третье лицо просит установить трехлетний срок для организации на земельных участка, выделенных многодетным семьям города для индивидуального жилищного строительства, необходимой транспортной инфраструктуры, ссылаясь на проект дорожной карты по данному вопросу; стороной ответчика указано, что примерные сроки обеспечения выделенных земельных участков транспортной инфраструктурой составляют 3 календарных года. Указанный трехлетний срок суд полагает явно неразумным, нарушающим права многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, суд учитывает при этом, что, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, исполнение судебного решения, по смыслу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, что обязывает федерального законодателя создавать стабильную правовую основу для отношений в сфере исполнительного производства и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N 8-П, от 12.07.2007 N 10-П, от 26.02.2010 N 4-П, от 14.05.2012 N 11-П, от 22.04.2013 N 8-П, от 27.06.2013 N 15-П и др.).
Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отмечавший, что эффективность средств правовой защиты означает, в частности, что они должны предотвращать предполагаемое нарушение или прекращать его, равно как и предоставлять адекватную компенсацию за уже произошедшее нарушение (постановления от 26.10.2000 г. по делу "Кудла (Kudla) против Польши", от 30.11.2004 г. по делу "Кляхин против России" и др.); в ситуации же, при которой правовая система государства позволяет, чтобы окончательное, обязательное судебное решение осталось недействующим к ущербу одной из сторон, право на судебную защиту становится иллюзорным, тогда как, по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод, исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть "суда" (постановления от 19.03.1997 г. по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", от 07.05.2002 г. по делу "Бурдов против России", от 18.05.2004 г. по делу "Продан (Prodan) против Молдовы", от 06.10.2005 г. по делу "Шиляев против России", от 01.06.2006 г. по делу "Буй (Buj) против Хорватии" и др.).
По изложенному, суд считает разумным и достаточным установить срок для исполнения решения в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, как об этом просит прокурор.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск прокурора г.Электростали в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа Электросталь Московской области, выразившееся в нарушении требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Московской области № 191/2014-03 от 30.12.2014 «О благоустройстве в Московской области»: в неорганизации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, в неустройстве автомобильной дороги местного значения в отношении земельных участков, выделенных многодетным семьям города Электростали для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Администрацию городского округа Электросталь Московской области устранить выявленные нарушения требований законодательства об органах местного самоуправления путём организации электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения на выделенных многодетным семьям города Электростали для индивидуального жилищного строительства земельных участках с кадастровыми номерами: 1№ а также устройства автомобильной дороги местного значения, - в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Рыжова Г. А.
В окончательной форме решение принято 11 октября 2019 года.
Судья Рыжова Г. А.