<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
официальный сайт Balashihinsky.mo@sudrf.ru
Дело № 2- 2227/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
11 марта 2021г. г.Балашиха, МО
Балашихинский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Пономарёвой В.В.
при секретаре Письменной Е.В.
с участием истца Шувалова И.М.,
представителе ответчика Антиповой В.А., Арсентьевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шувалова Ильи Михайловича к Министерству социального развития Московской области о признании утратившим силу и отмене решения о приостановлении выплаты компенсации, обязании выплатить компенсацию,
установил:
Истец Шувалова И.М. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании утратившим силу и отмене решения, обязании выплате компенсации.
В обосновании иска указывал на то, что является <данные изъяты>. В квартире зарегистрирован ребенок инвалид. Решением руководителя Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха на настоящий момент выплата компенсации ЕДК истцу приостановлена. В квартире образовалась задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг более 300000 руб. Сейчас только один истец производит оплату за квартиру. Наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Все зачисленные платежи произвели оплату жилья и коммунальных услуг подлежащих 50% компенсации, согласно существующих норм закона. Погашено более ? части сформировавшейся задолженности. Таким образом, с суммы оплаченных коммунальных платежей должна быть выплачена компенсация не менее 50%. Значит сумма компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг должна составлять 83970,23руб., поскольку за период с ДД.ММ.ГГГГ выплачено истцом 167940,47руб.
Истец просит суд с учетом уточнений в порядке ст.39 ГПК РФ признать незаконным или утратившим силу и отменить решение Балашихинского управления социальной защиты (БУСЗН) по приостановлению выплаты компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг (ЕДК) Шувалову И.М.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха выплатить Шувалову И.М. компенсацию (ЕДК) в сумме 83970,23 руб., что составляет 50%. от произведенных им платежей, по оплате жилья и коммунальных услуг, в сумме 167940,47 руб. за квартиру расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец Шувалов И.М. явился, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что выплата компенсации была приостановлена в ДД.ММ.ГГГГ. компенсацию не получал и с иском не обращался.
Представитель ответчика Министерство социального развития Московской области, по доверенности Антипова В.А., Арсентьева Т.И. в судебное заседание явились, против иска возражали, просили применить последствия пропуска срока исковой давности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном ломе, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей- инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовымиактами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".
Пунктом 18 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года №1082/46 предусмотрено, что компенсация предоставляется получателю при отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении соглашения по ее погашению.
В соответствии с пунктом 28 Порядка предоставление компенсации приостанавливается по решению руководителя территориального подразделения Министерства в случаях: неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и (или) коммунальных услуг в течение 2 месяцев подряд (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); невыполнения получателем условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг (по информации организаций жилищно-коммунального хозяйства); непредставления получателем документа или неполучения сведений, указанных в абзацах четырнадцатом и пятнадцатом пункта 5 настоящего Порядка соответственно.
Как следует из содержания пункта 29 Порядка, выплата компенсации приостанавливается на срок, не превышающий один месяц, для выяснения причин возникновения условий, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 28 настоящего Порядка. При наличии уважительных причин (стационарное лечение, смерть близких родственников, потеря работы) предоставление компенсации по решению руководителя территориального подразделения Министерства возобновляется с месяца, с которого она была приостановлена. При отсутствии уважительных причин, указанных в абзаце втором настоящего пункта, предоставление компенсации возобновляется по решению руководителя территориального подразделения Министерства после полного погашения получателем компенсации задолженности либо заключения соглашения о погашении задолженности. Предоставление компенсации возобновляется с первого числа месяца, в котором получателем была погашена задолженность по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг или заключено соглашение по ее погашению.
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Из материалов дела следует, что истец Шувалов И.М. является инвалидом <данные изъяты>.
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрированы постоянно истец Шувалов И.М., Шувалова Г.А., Шувалов К.И., Шувалова Т.И., Шувалов А.А.(л.д.9)
По адресу <адрес> снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ. (том 1 л.д.151).
Шувалов И.М. ДД.ММ.ГГГГ. являлся получателем денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по льготной категории «Инвалид <данные изъяты>».
Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ Шувалову И.М. выплата ЕДК была приостановлена, в связи с наличием задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и коммунальные услуги (Том 1 л.д.20-21).
На дату рассмотрения дела Шувалов И.М. состоит на учете в Егорьевском управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по льготной категории «Инвалид <данные изъяты>», «пенсионер» и пользуется мерами социальной поддержки ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ г.
Истец Шувалов И.М. в своих пояснениях указывает, что задолженность образовалась в связи с тяжелым материальным положением и просил признать незаконным или утратившим силу и отменить решение Балашихинского управления социальной защиты (БУСЗН) по приостановлению выплаты компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг (ЕДК) Шувалову И.М.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивая доводы сторон в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, считает, что у ответчика отсутствовали основания для приостановления выплаты денежной компенсации только на основании образовавшейся задолженности, поскольку само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду <данные изъяты>, мер социальной поддержки. Как видно из представленной в материалы дела справки ГУ-ГУ ПФР №29 по г.Москве и МО пенсия Шувалова И.М. по инвалидности составляет 11281руб.(Том1 л.д.10), что указывает на тяжелое материальное положение на которое ссылался истец исходя из ежемесячных коммунальных платежей в размере 12672,62руб.(Том 1 л.д.10-11), что явно недостаточно, для оплаты ежемесячных коммунальных платежей в полном размере с учетом всех зарегистрированных в жилом помещении. При таких обстоятельствах, суд считает, что решение Балашихинского управления социальной защиты (БУСЗН) по приостановлению выплаты компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг (ЕДК) Шувалову И.М. подлежит признанию незаконным.
Вместе с тем, суд считает, что требование Шувалова И.М. об обязании Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха выплатить Шувалову И.М. компенсацию (ЕДК) с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 83970,23 руб., что составляет 50% с от произведенных им платежей, по оплате жилья и коммунальных услуг, в сумме 167940,47 руб. за квартиру расположенную по адресу: <адрес> подлежит частичному удовлетворению на основании следующего.
Шувалов И.М. в уточненных требованиях в качестве периода для взыскания денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате коммунальные услуг Шувалов И.М. указывает с ДД.ММ.ГГГГ г.
При этом, данные требования были заявлены Шуваловым И.М. ДД.ММ.ГГГГ г. в судебном заседании, ранее требований о выплате компенсации за вышеуказанный период истцом не заявлялось.
В соответствии с ч.1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. В соответствии с абз. 2 п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В судебном заседании представителем ответчика было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для взыскания компенсации с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация ЕДК за период с ДД.ММ.ГГГГ. в размере 32502,76руб. исходя из суммы произведенных выплат в данный период, расчет представленный истцом судом не принимается, поскольку он арифметически не верен и произведен без учета существующего порядка начисления ЕДК мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт и коммунальные услуг.
На основании ст. 200 ГК РФ взыскание денежной компенсации мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, взноса на капитальный ремонт и коммунальные услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ подлежит исключения в связи с истечением срока исковой давности для взыскания ЕДК.
Довод истца о том, что в данном случае не могут применяться последствия пропуска срока исковой давности несостоятельны и не основаны на законе в том, числе противоречат ст.ст.196, 199, 200 ГК РФ.
Требование Шувалова И.М. о выплате компенсации за квартиру, расположенную по адресу <адрес>. не подлежит удовлетворению, поскольку Шувалов И.М. на дату рассмотрения дела состоит на учете в Егорьевском управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по льготной категории «Инвалид <данные изъяты>», «пенсионер» и пользуется мерами социальной поддержки ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ г., что не оспаривалось им и подтверждено в судебном заседании. За взысканием компенсации с ДД.ММ.ГГГГ. Шувалов И.М. не обращался о чем пояснял, в ходе рассмотрения дела, с первоначальным иском в рамках настоящего дела Шувалов И.М. обратился ДД.ММ.ГГГГ, тогда как выплата компенсации была приостановлена ДД.ММ.ГГГГ, что указывает на пропуск срока исковой давности для взыскания компенсации именно с ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы Шувалова И.М. о вынесении в адрес ответчика частного постановления суд находит несостоятельными, законных оснований для вынесения частного постановления в адрес Министерства социального развития МО судом не установлено.
По изложенным выше основаниям заявленные требования Шувалова И.М. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шувалова Ильи Михайловича удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Балашихинского управления социальной защиты (БУСЗН) по приостановлению выплаты компенсации оплаты жилья и коммунальных услуг (ЕДК) Шувалову И.М.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха произвести выплату Шувалову Илье Максимовичу компенсацию (ЕДК) в сумме 32502,76руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по оплате жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, за квартиру расположенную по адресу: <адрес>
В части удовлетворения требований Шувалова Ильи Максимовича об обязании произвести выплату в размере 51467руб. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Решение в окончательной форме принято 17 марта 2021г.
Федеральный судья В.В. Пономарёва