Дело (УИД) 29RS0026-01-2019-001323-89
Производство № 2а-11/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 февраля 2020 года
с. Холмогоры
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Поддубняк Г.А.,
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 года в селе Холмогоры административное дело по административному иску Мартьянова В.А. к Администрации муниципального образования «Матигорское» о признании незаконным бездействия в непринятии мер по включению в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, по признанию спорного жилого помещения непригодным для проживания,
установил:
административный истец Мартьянов В.А. в лице представителя по доверенности Дыкоменко Т.В. обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Матигорское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, деревня Ичково, дом 89, в непринятии мер по признанию жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; включить его в реестр муниципального имущества МО «Матигорское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности в течение одного месяца со дня включения жилого дома в реестр муниципального имущества МО «Матигорское», за счет средств бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №47, по результатам которой принять решение о дальнейшем использовании дома.
В обоснование административного иска административный истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является нанимателем жилого помещения, зарегистрирован по месту жительства в <адрес> <адрес>, <адрес>, которая ранее находилась в собственности Сельскохозяйственной артели колхоза-племзавода «Новая жизнь», где он осуществлял трудовую деятельность.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 17 апреля 2009 года, Сельскохозяйственная артель колхоз-племзавод «Новая жизнь» признана несостоятельным (банкротом), ликвидирована, жилищный фонд передан муниципальному образованию «Копачевское» по акту приема-передачи от 27.09.2010 года.
В квартире, являющейся единственным жилым помещением, проживать невозможно, в виду аварийности жилого дома, опасно для жизни в связи с реальной возможностью его обрушения. Однако, данный дом не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы; административный истец неоднократно обращался в Администрацию МО «Матигорское», Администрацию МО «Холмогорский муниципальный район», о проведении обследования квартиры, которое проведено не было (л.д.11-15).
10.01.2020 года административный истец Мартьянов В.А. в лице представителя по доверенности Дыкоменко Т.В. представил дополнительное исковое заявление, указав в обоснование иска, что, поскольку спорный жилой дом после реорганизации путем объединения в границах преобразуемых муниципальных образований, располагается на территории МО «Матигорское», являющегося правопреемником МО «Копачевское», у административного ответчика возникла обязанность принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом №89 в д. Ичково, Холмогорского района, Архангельской области, включить его в реестр муниципального имущества (л.д.155-156).
В суд административный истец Мартьянов В.А. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного истца Дыкоменко Т.В., действующая на основании доверенности, административный иск, с учетом дополнения к нему, поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении в полном объёме.
Представитель административного ответчика – Глава муниципального образования «Матигорское» Короткий А.А., требования административного искового заявление не признал, пояснив суду, что жилой дом №89 в д. Ичково, Холмогорского района Архангельской области принадлежал колхозу «Новая жизнь» и находился на территории муниципального образования «Копачевское». В соответствии с областным законом Архангельской области от 28 мая 2015 года №290-17-ОЗ, муниципальное образование «Копачевское» было реорганизовано в форме слияния с муниципальным образованием «Матигорское» и при передаче имущества, в собственность муниципального образования «Матигорское» не передавался. О том, что жилищный фонд сельскохозяйственной артели колхоза-племзавода «Новая жизнь», в том числе, жилой дом №89 в д. Ичково, передан муниципальному образованию «Копачевское» по акту-приема передачи от 27.09.2010 года, Администрация МО «Матигорское» узнала из материалов настоящего административного дела, из запрошенных судом материалов дела в Арбитражном суде Архангельской области по делу №А05-3303/2009 о признании несостоятельным (банкротом) сельскохозяйственной артели колхоза-племзавода «Новая жизнь», вследствие чего было установлено, что в многоквартирном доме зарегистрированы в квартирах 10 человек, в том числе, в <адрес> – Мартьянов В.А., в данном жилом доме длительное время никто не проживает. В настоящее время, с целью включения жилого дома №89 в д. Ичково в региональную программу по переселению из аварийного жилья, Администрацией на данный жилой дом был изготовлен технический паспорт для постановки его на кадастровый учет после оформления земельного участка под многоквартирным домом, проведена строительная экспертиза, в соответствие с выводами которой определен физический износ дома 74%, его следует считать непригодным для проживания людей, аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением №7 от 05.02.2020 года, жилой дом включен в реестр муниципальной собственности МО «Матигорское». Кроме того, после проведения кадастровых работ по земельному участку, постановки жилого дома на кадастровый учет, Администрация готова провести обследование межведомственной комиссией данного дома, в том числе <адрес>, в которой зарегистрирован Мартьянов В.А..
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» - в суд не явился, извещен надлежащим образом, согласно письменного отзыва просит рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению (л.д.139-143).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (части 1 и 2 статьи 46).
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд, в том числе, с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил, что исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), в том числе, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, многоквартирный жилой дом №89 в д. Ичково, Холмогорского района, Архангельской области, принадлежал колхозу «Новая жизнь», впоследствии – сельскохозяйственной артели колхоза-племзавода «Новая жизнь». Квартира №, в которой зарегистрирован Мартьянов В.А., была предоставлена ему в связи с трудовыми отношениями с колхозом.
Согласно поквартирной карточке, Мартьянов В.А. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>л.д.78-79).
Согласно данных паспорта, Мартьянов В.А. зарегистрирован в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-49).
Доказательств наличия заключенного договора социального найма на данное жилое помещение, вопреки доводам административного искового заявления, административным истцом не представлено.
Из объяснений представителя административного истца Дыкоменко Т.В. следует, что Мартьянов В.А. в указанной квартире не проживает с 2014-2015 г. из-за аварийности жилого дома.
Согласно определению Арбитражного Суда Архангельской области от 29 сентября 2010 года, сельскохозяйственная артель колхоза-племзавода «Новая жизнь» признана несостоятельной (банкротом), в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации (л.д.100-102).
В соответствии с копией акта приема-передачи от 27 сентября 2010 года жилищный фонд сельскохозяйственной артели колхоза-племзавода «Новая жизнь», в том числе жилой дом №89 в д. Ичково, передан муниципальному образованию «Копачевское» (л.д.135-137).
Согласно ст.1 Областного закона Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О преобразовании отдельных муниципальных образований Холмогорского муниципального района Архангельской области путем их объединения» в соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") преобразовать путем объединения следующие муниципальные образования Холмогорского муниципального района Архангельской области (далее - преобразуемые муниципальные образования): 3. сельское поселение "Копачевское" Холмогорского муниципального района Архангельской области и сельское поселение "Матигорское" Холмогорского муниципального района Архангельской области в сельское поселение "Матигорское" Холмогорского муниципального района Архангельской области в границах преобразуемых муниципальных образований, указанных в настоящем подпункте, с административным центром в деревне Харлово.
Вновь образованные муниципальные образования имеют наименования соответственно сельское поселение "Белогорское", сельское поселение "Емецкое", сельское поселение "Матигорское" (ст.3).
Границы вновь образованного сельского поселения "Матигорское" совпадают с границами преобразуемых сельских поселений "Копачевское" и "Матигорское", исключая границы их совместного примыкания, и охватывают по площади территории соответствующих преобразуемых муниципальных образований (ст.3).
Днем создания вновь образованных муниципальных образований является 1 июня 2015 года (ст.4).
Вновь образованные муниципальные образования со дня их создания становятся правопреемниками соответствующих преобразуемых муниципальных образований в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Архангельской области и иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, физическими и юридическими лицами (ст.5).
Как следует из Перечня недвижимого имущества, переданного в собственность муниципальному образованию «Матигорское», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Копачевское» Холмогорского района Архангельской области двадцать пятая сессия (третьего созыва) №101 от 30 декабря 2015 года, жилой многоквартирный дом №89 д. Ичково МО «Копачевское» <адрес> Архангельской области, не указан в перечне имущества, переданного в результате преобразования сельских поселений «Копачевское» и «Матигорское» (л.д.59-62).
Учитывая право во взаимосвязи с положениями ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми к компетенции органа местного самоуправления сельского поселения в области жилищных отношений относится определение порядка управления и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, а также то обстоятельство, что жилой дом №89 д. Ичково находился в муниципальном жилом фонде МО «Копачевское», Совет депутатов муниципального образования «Копачевское» обладал правом утверждения перечня недвижимого имущества – жилищного фонда – передаваемого в результате преобразования муниципального образования «Копачевское» вновь созданному муниципальному образованию «Матигорское».
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением 3 к Постановлению № 3020-I.
Вместе с тем, судом установлено, что распоряжением Администрации муниципального образования «Матигорское» Муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 5 февраля 2020 года №7 «О включении в реестр недвижимого имущества муниципальной собственности МО «Матигорское» и принятии к учету в состав муниципальной имущественной казны» постановлено: 1. Включить в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Матигорское» объект недвижимого имущества: - многоквартирный жилой дом №89, расположенный по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, МО «Матигорское», д. Ичково, 196 года постройки, общей площадью 351,2 квадратных метра.
Согласно Заключению эксперта ООО «Респект» от 03 февраля 2020 года №8/20-СЭ, физический износ жилого дома №89 д. Ичково, Холмогорского района, Архангельской области, составляет 74%, оценка технического состояния несущих конструктивных элементов – аварийное, а несущих – весьма ветхое; жилой дом следует считать не пригодным для проживания людей, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу, так как проведение капитального ремонта является нецелесообразным, из-за полной замены всех конструктивных элементов.
Как следует из материалов дела, в ответ на письменное обращение Мартьянова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ (исх. от 24.09.2018г. №), составлен акт обследования <адрес> по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией, назначенной распоряжением администрации муниципального образования «Матигорское» №175 от 12.10.2016 года, проведено обследование <адрес> указанного дома и установлено, что квартира расположена на втором этаже двухэтажного, восьмиквартирного деревянного жилого дома. Дом на балансе администрации МО «Матигорское» не стоит. Данных о сроках проведения капитального ремонта не имеется. Технический паспорт на данный жилой дом отсутствует. В жилом помещении остекление оконных проемов не нарушено. На потолке частично отпадает и отслаивается штукатурка, краска, видны следы протечек. Печи имеют не значительные трещины. Система электроснабжения: провес проводов, узел учета электроэнергии технически устарел. Дверные косяки в некоторых комнатах имеют не значительный перекос. В квартире и во всем многоквартирном жилом доме длительное время никто не проживает, что привело к ухудшению состояния жилого помещения (л.д.40, 45-46).
Из письменного ответа Администрации МО «Матигорское» Мартьянову В.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, следует о невозможности провести экспертизу специализированной организацией для признания <адрес> на предмет её пригодности (непригодности) для проживания, из-за отсутствия подъезда – зимней переправы - к д. Ичково (л.д.41).
Из объяснений представителя административного ответчика Короткого А.А. следует, что заключение по акту обследования от 18 сентября 2018 года, межведомственная комиссия не принимала, поскольку для принятия решения необходимо было заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, поскольку отсутствовал технический паспорт на дом, на кадастровый учет данный дом также не принят, бесхозяйным не признавался.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, жилое помещение которых признано в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит, предоставляется жилое помещение из муниципального или государственного жилищного фонда вне очереди. Порядок признания непригодности жилого помещения определяется Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
В соответствии с п. 49 указанного Положения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения межведомственной комиссии принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Судом установлено, что процедура оценки жилого помещения – <адрес>, не соответствуют требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, акт обследования жилого помещения – <адрес>, не соответствуют форме, установленной приложением № 1 к Положения, отсутствует заключение межведомственной комиссии.
Однако, процедура оценки жилого помещения и заключение межведомственной комиссии, выраженное в акте от 18.09.2018 года, письменные уведомления от 24.09.2018г. №622, от 30.11.2018г. №819, административным истцом Мартьяновым В.А. не оспаривались.
В соответствии с Распоряжением Администрации муниципального образования «Матигорское» Муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 07 июля 2016 года №138: 1. Признать в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий следующих граждан: - Мартьянова В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состав семьи 1 человек (л.д.37).
С учетом установленных обстоятельств, в соответствие с требованиями ст.178 ч.1 КАС РФ, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Матигорское», выразившееся в непринятии мер по включению в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, д. Ичково, дом 89, в непринятии мер по признанию спорного жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: о возложении обязанности принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, включению его в реестр муниципального имущества МО «Матигорское» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена, прежде всего, обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным Кодексом.
Исполнение этой процессуальной обязанности необходимо, поскольку в силу положений части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных названным Кодексом.
Вместе с тем, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти, органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (п. 8 и п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение).
Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Согласно п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из приведенных положений законодательства следует, что надлежащее содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также осуществление иных полномочий органов местного самоуправления, в том числе на осуществление безопасных условий проживания граждан на территории муниципального образования «Матигорское», в соответствии с жилищным законодательством относится к полномочиям административного ответчика.
Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы заявителя.
Полномочия обращения административного истца Мартьянова В.А. в защиту нарушенного права жителей многоквартирного жилого дома, не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд, учитывая установленные по делу обстоятельства и приведенное законодательство, в связи с тем, что непринятие своевременных мер административным ответчиком может повлечь за собой необратимые последствия в виде обрушения несущих конструкций спорного жилого дома или его части, в связи с нахождением жилого дома в аварийном состоянии, большим физическим износом, полагает необходимым возложить на административного ответчика в лице межведомственной комиссии по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Матигорское», обязанности провести в срок, предусмотренный п.46 Положения, оценку соответствия жилого помещения – <адрес>, Архангельской области, установленным требованиям с принятием решения, в порядке, предусмотренном п.47 Положения.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что административный истец не лишен права на защиту своих жилищных прав путем обращения с иском о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, поскольку сам по себе факт учета гражданина в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Отсутствие документов, подтверждающих передачу дома на баланс администрации сельского поселения, и регистрация соответствующего права не влияла на возможность осуществления административным истцом гарантированного законом права на жилище и его безопасность.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Мартьянова В.А. удовлетворить частично.
Обязать межведомственную комиссию по оценке и обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования «Матигорское» провести в срок, предусмотренный п.46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, оценку соответствия жилого помещения – <адрес>, установленным в указанном Положении требованиям и принять решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
В удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по включению в муниципальную собственность многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, д. Ичково д. 89; в непринятии мер по признанию спорного жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; о возложении обязанности принять в муниципальную собственность многоквартирный жилой дом, включение его в реестр муниципального имущества в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, возложения обязанности в течение одного месяца со дня включения жилого дома в реестр муниципальной собственности, за счет средств бюджета организовать проведение оценки соответствия жилого дома установленным требованиям, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области.
Председательствующий
Г.А. Поддубняк
Мотивированное решение вынесено 14 февраля 2020 года.