УИД 78RS0№-19
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 23 августа 2023 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Ужанской Н.А.
при участии прокурора ФИО2
с участием представителя ответчика ФИО3
при секретаре Алексеевой К.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Санкт-Петербурга в защиту интересов несовершеннолетнего ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга об обязании организовать обеспечение специализированным питанием,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Санкт-Петербурга обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО1 к Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга (далее- Комитет) об обязании организовать обеспечение специализированным лечебным питанием. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием: Генетическая фокальная эпилепсия. ДЦП, атонико-астатическая форма. Генетическая энцефалопатия (синдром делеции 3р25). Врожденный гипотиреоз. Гиперметропия средней степени. Сходящееся аккомодационное косоглазие. Врожденный частичный птоз. Нефроптоз. Микролиты обеих ног. В соответствии с протоколом врачебной комиссии ДПО № СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №» ребенку по жизненным показаниям показано использование специализированного лечебного питания «Пептамен Юниор». С учетом того, что ребенок до настоящего времени специализированным питанием не обеспечен, прокурор <адрес> Санкт-Петербурга, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение ребенка – инвалида ФИО1 специализированным продуктом диетического питания «Пептамен Юниор», согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ врачебной комиссии СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №» ДПО №.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №».
Прокурор в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представители ответчика - Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга ФИО3 в судебное заседание явилась, возражала против требований иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Третьи лица - Минздрав России, Комитет финансов Санкт-Петербурга, СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №» извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, полагает, что требования искового заявления подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Ст. 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствие с ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктами 3, 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.
В соответствии с пунктом 1.3-1. «Положения о Комитете по здравоохранению», утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 1070, Комитет является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление централизованных закупок в случаях, определенных Правительством Санкт-Петербурга. Одной из основных задач Комитета является, согласно п.2.1 Положения, реализация государственной политики в сфере охраны здоровья граждан.
В силу пункта 3.7 Положения Комитет организует оказание населению Санкт-Петербурга обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.
Согласно пункта 3.8 Положения, Комитет организует в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной в пункте 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, обеспечение гражданина, проживающего в Санкт-Петербурге, бесплатными лекарственными препаратами, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, необходимыми по медицинским показаниям, действующим законодательством возложена на субъект федерации – Санкт-Петербург в лице его компетентного исполнительного органа – Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает заболеванием: Генетическая фокальная эпилепсия. ДЦП, атонико-астатическая форма. Генетическая энцефалопатия (синдром делеции 3р25). Врожденный гипотиреоз. Гиперметропия средней степени. Сходящееся аккомодационное косоглазие. Врожденный частичный птоз. Нефроптоз. Микролиты обеих ног.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией врачей «Детской городская поликлиника №», принято решение о назначении ребенку жизненно необходимого лечебного питания «Пептамен Юниор» из расчета 108 банок в год.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией врачей Детского поликлинического отделения № СПб ГБУЗ «Детская городская поликлиника №», принято аналогичное решение о назначении ребенку лечебного питания «Пептамен Юниор» из расчета 9 банок на 30 дней (1 месяц), 18 банок на 60 дней (2 месяца), 27 банок на 90 дней (3 месяца), 54 банки на 180 дней (6 месяцев), 108 банок на 365 дней (1 год).
Вместе с тем, ФИО1 до настоящего времени лечебным питанием, необходимым ему по жизненным показаниям, не обеспечен.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 13 Федерального закона от 24. 11. 1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п.9 ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
В силу ст.6.2 этого же закона, в состав предоставляемого гражданам из и числа категорий, установленных ст.6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в частности, следующие услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями по рецептам не медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч.1 ст.137 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:
1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;
3) на основе клинических рекомендаций;
4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Согласно п. п. 4.7 Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 502н (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», к компетенции врачебной комиссии относится принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированным питанием по рецептам врачей бесплатно.
Установлено и участниками спора не отрицается, что детское питание «Пептамен Юниор» не входит в стандарты медицинской помощи при имеющемся у ФИО1 заболевании, а также в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Однако, по мнению суда, данное обстоятельство само по себе не может явиться основанием к отказу в иске, с учетом положений, закрепленных в выше указанных нормах. На подобный подход указано в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29-КГ19-1, указавшей на обязательность применения во взаимосвязи норм действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, принятия всех необходимых мер для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, обращение первоочередного внимания высшим интересам ребенка-инвалида. Этим же определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации допущена возможность выхода за стандарты медицинской помощи при решении вопроса об обеспечении социальной помощью ребенка- инвалида.
Поскольку действующие нормы права указывают на приоритет обеспечения ребенка-инвалида, суд делает вывод о том, что ФИО1 имеет право на предоставление ему социальных гарантий в виде обеспечения специализированным детским питанием, даже, если они и не предусмотрены действующими стандартами и перечнями. Доводы ответчика в данной части суд находит ошибочными. Приходя к такому выводу, суд также учитывает, что избранный медицинской комиссией вид специализированного питания не противоречит Перечню специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 3731-р.
Вместе с тем, в нарушение возложенной законом обязанности на Комитет по здравоохранению, организация обеспечения ФИО1 специализированным продуктом «Пептамен Юниор» не произведена, что привело к нарушению права на жизнь и здоровье ребенка.
Бездействие ответчика в данном случае не отвечает ни его задачам и функциям, а равно целям его учреждения, ни принципам деятельности государственной власти, ни установленным Конституцией РФ функциям государства, провозгласившего приоритет прав и свобод человека, осуществление которых не представляется возможным без их надлежащей защиты со стороны публичной власти.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для обеспечения несовершеннолетнего ФИО1 специализированным лечебным питанием в объеме, указанном в протоколе врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена нуждаемость ребенка в специализированном питании по жизненным показаниям.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга обязан организовать обеспечение ФИО1 специализированным продуктом лечебного питания «Пептамен Юниор» на весь срок лечения исходя из ежедневной дозировки 120 гр. в сутки, до отмены назначения, 9 банок в месяц, годовая потребность 108 банок в год.
Суд, на основании ст. 212 ГПК РФ, с учетом ходатайства прокурора, а также принимая во внимание необходимость применения указанного лечебного питания, по жизненным показаниями, отсутствие которого ставит жизнь и здоровья ребенка под угрозу, считает необходимым решение обратить к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 197- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования искового заявления <адрес> Санкт-Петербурга – удовлетворить.
Обязать Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга организовать обеспечение несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниями, специализированным продуктом лечебного питания смесью «Пептамен Юниор» для энтерального питания по жизненным показаниями на весь срок лечения из расчета потребности 108 банок в год.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья