Дело № 2а-187/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой С.А., при секретаре судебного заседания Соловьеве А.А.,
с участием представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Чувашской Республике Руссановой О.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матмовского Андрея Константиновича к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о восстановлении пропущенного срока обжалования, отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 2601-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 19 мая 2017 года о депортации,
установил:
Матмовский А.К. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о восстановлении пропущенного срока обжалования, отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 2601-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 19 мая 2017 года о депортации.
Исковые требования мотивированы тем, что административный истец является уроженцем <данные изъяты>, прибыл на территорию РФ в 1995 году вместе с матерью ФИО1 и до настоящего времени за пределы территории РФ не выезжал. Проживал в <адрес> без постановки на регистрационный учет, а с ноября 2013 года по февраль 2015 года фактически проживал по адресу: <адрес>.
На территории Республики Азербайджан документами, удостоверяющими личность гражданина Республики Азербайджан, не документировался. Согласно ответу, поступившему из Консульского отдела Азербайджанской Республики в РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Матмовский А.К. не является гражданином Республики Азербайджан.
В настоящее время документов, подтверждающих гражданство Республики Азербайджан и Российской Федерации, не имеет, истец считает себя лицом без гражданства.
Личность Матмовского А.К. установлена ОУФМС России по Пензенской области в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
На территории Российской Федерации проживают близкие родственники истца: мать ФИО1 и брат ФИО2
Приговором Высокогорского народного суда Республики Татарстан от 17 сентября 1998 года Матмовский А.К. осужден по п. «б» статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 2 месяцам лишения свободы и 17 сентября 1998 года освобожден. 17 ноября 2002 года Верховным Судом Республики Татарстан Матмовский А.К. осужден по ст.ст. 222 ч.3, 313 ч.1, 162 ч.2, 226 ч.4 УК РФ к 13 годам 10 месяцам лишения свободы, освобождён 11 ноября 2013 года.
В 2002 году административный истец с 12 ноября 2002 года по 11 ноября 2013 года отбывал наказание в Ямало - Ненецком автономном округе. С 2013 года проживал в Пензенской области.
Приговором Ленинского районного суда г. Чебоксары от 9 июля 2015 года Матмовский А.К. осужден по ст. 161 ч.1 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Освобожден по отбытии наказания 22 мая 2017 года.
Распоряжением Минюста России от 19 мая 2017 года № 2601-рн пребывание в Российской Федерации Матмовского Андрея Константиновича признано нежелательным.
19 мая 2017 года Министерством внутренних дел по Чувашской Республике в отношении Матмовского А.К. вынесено решение о депортации.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22 мая 2017 года Матмовский А.К. помещен в Центр временного содержания иностранных граждан МВД по Чувашской Республики с 22 мая по 22 ноября 2017 года для последующей депортации. Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 22 ноября 2017 года срок содержания продлен до 22 февраля 2018 года.
Административный истец считает, что вышеуказанные решения Министерства Юстиции России и МВД по Чувашской Республике препятствуют осуществлению его прав и свобод. При принятии решении о нежелательности пребывания РФ и депортации не учтены родственные связи истца, а именно то, что его мать ФИО1 и брат ФИО2 являются гражданами Российской Федерации, и то, что он не имеет гражданства никакого государства, ранее имел гражданство СССР, более 22 лет проживает на территории РФ.
Решение о нежелательности пребывания в отношении Матмовского А.К., освободившегося с мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ, было принято только 19 мая 2017 года, в связи с чем он был ограничен в возможности получения квалифицированной юридической помощи для своевременного обращения суд. При этом Матмовскому А.К. не было подробно разъяснено о трёхмесячном сроке обжалования, он также не понимал, что будет находиться в Центре временного содержания иностранных граждан более трех месяцев.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Матмовский А.К. просил восстановить пропущенный срок обжалования, отменить распоряжение от 19 мая 2017 года № 2601-рн Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы и решение от 19 мая 2017 года МВД по Чувашской Республике о депортации.
Административный истец Матмовский А.К., извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не явился, на момент рассмотрения дела освобождён из Центра временного содержания иностранных граждан.
Представитель административного ответчика - МВД по Чувашской Республике Руссанова О.П. в судебном заседании исковые требования Матмовского А.К. не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований Матмовского А.К. в полном объеме.
Административный ответчик – Министерство юстиции по Российской Федерации, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не направил своего представителя для участия в деле.
Заинтересованное лицо - ФИО1, извещённая о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. ч. 4 - 7 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.
Согласно пункту 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.
Из материалов дела усматривается, что Матмовский А.К. неоднократно был судим за совершение преступлений: приговором Высокогорского народного суда Республики Татарстан от 17 сентября 1998 года по п. «б» ч статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации к 1 году 2 месяцам лишения свободы и 12 сентября 1998 года освобожден. 17 ноября 2002 года Верховным Судом Республики Татарстан осужден по ст.ст. 222 ч.3, 313 ч.1, 162 ч.2, 226 ч.4 УК РФ к 13 годам 10 месяцам лишения свободы, освобождён 11 ноября 2013 года.
Судом также установлено и подтверждено материалами дела, что Матмовский А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет непогашенную судимость за совершение преступления, предусмотренного 161 ч.1 УК РФ, отбывал наказание в ФКУ ИК -6 Управления ФСИН России по Чувашской Республике по приговору Ленинского районного суда г. Чебоксары от 9 июля 2015 года, которым был осужден к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. Освобожден по отбытии наказания 22 мая 2017 года.
Из пояснений старшего инспектора Федеральной службы исполнения наказания Минюста России Треньковой Л.Н. следует, что за время отбывания наказания в ФКУ ИК -6 УФСИН Росси по Чувашской Республике Матмовский А.К. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, имеет 130 взысканий, связь с родственниками не поддерживал.
Распоряжением Минюста России от 19 мая 2017 года № 2601-рн пребывание в Российской Федерации Матмовского Андрея Константиновича признано нежелательным, на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
На основании ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" 19 мая 2017 г. начальником отдела МВД России по Чебоксарскому району Чувашской Республики принято решение о депортации Матмовского Андрея Константиновича за пределы Российской Федерации.
Решение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) Матмовского А.К. в Российской Федерации со всей очевидностью является оправданным, справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяния заявителя и не противоречит правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой признается оправданным вмешательство в семейную жизнь в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, преступления, связанные с наркотиками (решение от 24 апреля 1996 г. "Бугханеми (Boughanemi) против Франции").
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации, отмечая, что непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение (постановление от 19 марта 2003 года N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса РФ, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений,.. .").
Принимая оспариваемое решение, Минюстом России отдан приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от наличия у иностранного гражданина устойчивых семейных связей на территории Российской Федерации.
При изложенных выше обстоятельствах достаточные основания для признания незаконными распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2017 года N 2601-рн о нежелательности пребывания (проживания) Матмовского А.К. в Российской Федерации не имеются.
Доводы Матмовского А.К. о том, что принятие оспариваемых им решений повлекло нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку его мать ФИО1 и брат ФИО2 являются гражданами Российской Федерации, повлечь удовлетворение его требований не могут.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, провозглашая право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2). В понимании Европейского Суда по правам человека это означает, что Конвенция не гарантирует иностранным гражданам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вмешательство в право лица на уважение частной и семейной жизни будет являться нарушением статьи 8 Конвенции, если только оно не преследует правомерные цели, указанные в пункте 2 данной статьи, и не оправдано крайней социальной необходимостью.
Из анализа статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 1 Протокола N 7 названной Конвенции, статей 12 и 13 Международного пакта "О гражданских и политических правах" следует, что нормы международного законодательства признают допустимым право государства ограничивать права и свободы граждан, в том числе иностранных, если вмешательство со стороны публичных властей осуществлено в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как было установлено ранее, Матмовский А.К. привлекался к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений, отбывал наказание в виде лишение свободы, что свидетельствует о его явном пренебрежении к общепринятым нормам и правилам социального поведения в Российской Федерации и установленному в России правопорядку.
При этом наличие у лица без гражданства родственников, проживающих на территории Российской Федерации, не освобождает его от обязанности соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не влечет в безусловном порядке признания распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решения о депортации нарушающим права Матмовского А.К., поскольку они приняты с соблюдением закона, уполномоченными органами государственной власти, в пределах полномочий, предоставленных действующим законодательством. Более того, такие решения являются необходимыми в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, служат цели предотвращения беспорядков или преступлений и направлены на охрану здоровья и защиты прав и свобод других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8 указанной статьи).
Оспариваемые распоряжение Минюста России № 2601-рн и решение о депортации вынесены 19 мая 2017 года.
Матмовский А.К. ознакомлен с распоряжением от 19 мая 2017 года в период отбывания наказания в виде лишения свободы, что подтверждается актом от 19 мая 2017 года об отказе Матмовского А.К. от подписи, а с решением о депортации от 19 мая 2017 года Матмовский А.К. ознакомлен 22 мая 2017 года, что подтверждается собственноручной записью об ознакомлении в решении.
В суд с настоящим административным заявлением Матмовский А.К. обратился 8 декабря 2017 года, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока на обращение в суд, что является самостоятельным основанием для отклонения требований искового заявления.
Доказательств того, что Матмовский А.К. был лишен возможности своевременно оспорить распоряжение и решение по указанным в административном иске основаниям, суду не представлено.
Отсутствие у Матмовского А.К. правовых знаний и его нахождение в центре временного содержания иностранных граждан препятствием для своевременного оспаривания распоряжения и решения о депортации не являлись, поскольку Матмовский А.К. был вправе воспользоваться соответствующей юридической помощью.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не установлено, срок на обращение пропущен значительно, то исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных требований, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска Матмовского Андрея Константиновича к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о восстановлении срока обжалования, отмене распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 19 мая 2017 года № 2601-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, отмене решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 19 мая 2017 года о депортации, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2018 года.
Судья С.А. Смирнова