Решение по делу № 33а-1984/2019 от 18.09.2019

РЎСѓРґСЊСЏ Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ Рђ.Рљ.         Дело в„– 33Р°-1984/2019

Докладчик Бажанов А.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

Председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Бажанова А.О. и Филимонова С.И.,

при секретаре Ермаковой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2019 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело № 2а-1974/2019 по апелляционной жалобе административного истца Горбунова А.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июля 2019 г.

Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия

установила:

Горбунов А.В. обратился с административным иском к Администрации городского округа Саранск об оспаривании решения о снятии с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить на указанном учёте.

В обоснование иска указал, что с ноября 2013 г. состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях как участник подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». Постановлением Администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 г. № <№> он с составом семьи из четырех человек снят с учета на основании пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Считая постановление нарушающим его права, просил признать его незаконным, возложить на административного ответчика обязанность восстановить его семью на указанном учете, поскольку его семья безвозмездную субсидию на приобретение жилья не получала и право на улучшение жилищных условий с использованием различных мер государственной поддержки в гарантированном государством размере не реализовала.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июля 2019 г. административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит указанное решение отменить, поскольку считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом первой инстанции неправильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела; административное дело рассмотрено с нарушением принципов, закрепленных статьей 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с неправильным применением статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; судебное решение постановлено при полном отсутствии доказательств законности и обоснованности оспариваемого решения административного ответчика; гарантированную федеральной программой социальную выплату, складывающуюся из средств федерального и местного бюджетов, молодая семья Горбуновых не получала (соответствующее свидетельство им не выдавалось), а предоставленная из средств республиканского бюджета социальная выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности в связи с рождением второго ребенка, в размере 129 075 рублей в рамках Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» (далее Закон № 57-З) и Положения о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 5 ноября 2008 г. № 504 (далее Положение) явилась лишь региональной мерой поддержки молодой семьи, нуждающейся в жилом помещении; получение молодой семьей оговоренной социальной выплаты не должно было лишить их права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и права на дальнейшее получение причитающейся от государства субсидии федерального значения. В рассматриваемом случае получение молодой семье названной социальной выплаты из местного бюджета должно было бы повлиять лишь на размер гарантированной программой социальной выплаты (за минусом уже предоставленной из местного бюджета), или даже на лишение средств регионального бюджета в финансировании субсидии, причитающейся молодой семье, но не на право в ее получении и на право состоять на учете; судом первой инстанции сделан неправильный и необоснованный вывод о соблюдении административным ответчиком установленного законом срока для вынесения оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель административного истца Мусатова З.Н., заинтересованное лицо Горбунова М.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации городского округа Саранск Лисина К.С. просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Административный истец Горбунова А.В., представитель заинтересованного лица Министерства спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации городского округа Саранск от 6 ноября 2013 г. № <№> Горбунов А.В. с составом семьи из трех человек поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья.

17 марта 2014 г. Горбунов А.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о включении его молодой семьи в составе: супруга Горбунова А.В., супруги Горбуновой М.А., ребенка Горбунова К.А. 2013 года рождения в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 21 марта 2014 г. № <№> семья Горбунова А.В. признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

29 ноября 2016 г. Горбуновым А.В. и Горбуновой М.А. приобретена в общую совместную собственность квартира общей площадью 35,1 кв.м по цене 1 620 000 рублей, из них собственные средства в размере 324 000 рублей и средства ипотечного кредита в размере 1 296 000 рублей.

17 ноября 2017 г. Госкомитетом Республики Мордовия по делам молодёжи с Горбуновым А.В. заключен договор о предоставлении социальных выплат гражданину на частичное или полное погашение кредита (займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей (основание – заявление Горбунова А.В.).

Горбунову А.В. в соответствии со статьёй 9-4 Закона Республики Мордовия № 57-З и Положением предоставлена социальная выплата на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности (1 290 752 руб. 64 коп.) в связи с рождением второго ребенка, в размере 129 075 рублей (перечислена 15 декабря 2017 г. на лицевой счет Горбунова А.В., открытый в Банке ВТБ 24).

23 октября 2017 г. Горбунов А.В. обратился к главе Администрации городского округа Саранск с заявлением о включении в состав его семьи на улучшение жилищных условий его дочери Горбуновой Е.А. 2017 года рождения.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 13 ноября 2017 г. № <№> семья Горбунова А.В., состоящая из трех человек, снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказано в принятии в состав семьи дочери Горбуновой Е.А. на основании части 2 статьи 51, пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 мая 2018 г. (вступило в законную силу 16 августа 2018 г.) указанное постановление отменено, на административного ответчика возложена обязанность восстановить семью Горбунова А.В. из трех человек восстановлена в списках очередности, нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) с 6 ноября 2013 г., принять дочь Горбунова А.В. – Горбунову Е.А. на указанный учет.

Во исполнение данного решения суда Администрацией городского округа Саранск вынесено постановлением от 7 сентября 2018 г. № <№>.

Постановлением Администрации городского округа Саранск от 1 апреля 2019 г. № <№> Горбунов А.В. с составом семьи из четырех человек снят с учета нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), в связи с получением бюджетных средств.

Разрешая административное дело суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, и закон, подлежащий применению, верно установил юридически значимые обстоятельства по делу, законно распределив бремя доказывания между сторонами; надлежащим образом оценил собранные по делу доказательства.

Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, содержанию исследованных доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления, не повлекшего нарушения прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

Срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, предусмотренный положениями части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Горбуновым А.В. соблюден.

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях при получении в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке (часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 9-1 Закона № 57-З с целью обеспечения условий для осуществления гражданами права на жилище за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия физическим лицам предоставляется в том числе такая мера государственной поддержки как социальная выплата на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9-1 Закона № 57-З право на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, предоставляется гражданам один раз (за исключением социальных выплат, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, предоставляемых на погашение одного ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа), а также социальных выплат, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, при рождении у многодетных семей шестого ребенка и последующих детей).

Постановлением от 5 ноября 2008 г. № 504 «О предоставлении социальных выплат заемщикам ипотечных жилищных кредитов (ипотечных займов)» (далее Постановление № 504) во исполнение пункта 1 статьи 9-1 главы 3 Закона Республики Мордовия от 1 июля 2005 г. № 57-З «О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия» Правительство Республики Мордовия утвердило Положение о порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия социальных выплат гражданам на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа) либо ипотечного кредита (ипотечного займа), полученного в целях его рефинансирования (перекредитования), в случае рождения (усыновления) ребенка и последующих детей, а также на имеющихся детей.

Постановлением № 504 (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) установлено, что правом на получение указанной социальной выплаты обладают в том числе молодые семьи - участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральных целевых программ «Жилище» на 2002 - 2010 годы, «Жилище» на 2011 - 2015 годы и «Жилище» на 2015 - 2020 годы.

Из содержания указанных норм права следует, что социальная выплата на улучшение жилищных условий молодых семей предоставляется один раз, ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанция, что Горбунов А.В., получив социальную выплату на частичное погашение ипотечного кредита в размере 10 % от остатка ссудной задолженности, воспользовался правом на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки.

Данный вывод основан на нормах действующего законодательства, при этом данная социальная выплата гарантирована семье административного истца, в соответствии с пунктом 4 Положения, в том числе при рождении (усыновлении) третьего ребенка общая сумма остатка кредита (займа) погашается на 30 процентов; при рождении (усыновлении) четвертого ребенка или последующих детей общая сумма остатка кредита (займа) погашается полностью.

Как верно указано судом первой инстанции указанная мера государственной поддержки избрана административным истцом добровольно, а, следовательно, последствия данного выбора, выразившиеся в утрате права на получение иной меры государственной поддержки, не могут быть поставлены в вину Администрации городского округа Саранск, и повлечь восстановление семьи Горбунова А.В. на учете. В связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемым постановлением административный ответчик лишил семью Горбунова А.В. права на улучшение жилищных условий путем получения гарантированной государством социальной выплаты федерального уровня направляемой на эти цели.

Довод апелляционной жалобы о том, что получение семьей Горбуновых социальной выплаты не должно было лишить их права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и права на дальнейшее получение причитающей от государства субсидии федерального значения, отклоняется, как основанный на неверном толковании положений пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 9-1 Закона № 57-З.

Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление принято с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, также не является основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку указанный в части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации срок не является пресекательным. Запрета на снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по истечении названного срока законом не установлено.

Довод представителя административного истца о том, что снятие с учёта нуждающихся лишает семью административного истца права и на получение меры социальной поддержки, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 9.1 Закона 57-З, отклоняется как несостоятельный т.к. пунктом 2 Положения претенденты на получение меры социальной поддержки на частичное и (или) полное погашение ипотечного жилищного кредита (ипотечного займа), должны быть признаны в соответствии с Законом № 57-З нуждающимися в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) на дату заключения договора о приобретении жилья (получения разрешения на строительство жилья) или на дату обращения за социальной выплатой. Следовательно, семья Горбуновых не утратила право на получение вышеназванной меры социальной поддержки, т.к. на момент заключения договора о приобретении жилья они были признаны в соответствии с Законом № 57-З нуждающимися в жилых помещениях.

Несостоятельными находит судебная коллегия и остальные доводы апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм законодательства, вместе с тем, все они сводятся к доводам, изложенным в обосновании административного иска, и судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, содержит ссылки на нормы, в соответствии с которыми оно принято.

Доказательств его незаконности, а также нарушения прав и законных интересов административным истцом ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии, не представлено.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для безусловной отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьёй 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, или оснований для оставления заявления без рассмотрения, предусмотренных статьёй 196 настоящего Кодекса, не усматривается.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Горбунова Алексея Владимировича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий              Р®.Рџ. Тамаров

СЃСѓРґСЊРё                                  Рђ.Рћ. Бажанов

С.И. Филимонов

33а-1984/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Горбунов Алексей Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа Саранск
Другие
Министерство спорта, молодежной политики и туризма Республики Мордовия
Горбунова Мария Александровна
Мусатова Зульфия Наилевна
Суд
Верховный Суд Республики Мордовия
Судья
Ленинский районный суд г. Саранска
Дело на сайте суда
vs.mor.sudrf.ru
17.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее