№ 2-2122/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Норильск 20 октября 2021 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Боднарчука О.М.,
при секретаре судебного заседания Гаризан Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «НТЭК» о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к АО «НТЭК» о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил, указывая на то, что ответчик эксплуатирует поверхностный водоисточник - поверхностный водозабор оз. Самсонкино, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка. При этом ответчиком в 2019 году получено санитарно-эпидемиологическое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии проекта зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника требованиям Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». В нарушение требований п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 после получения санитарно-эпидемиологического заключения АО «НТЭК» не утвердило проект зон санитарной охраны в Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края. Следовательно, границы зон санитарной охраны указанного поверхностного водоисточника фактически не установлены. Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зоны санитарной охраны источника водоснабжения не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в поверхностном водоисточнике, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц, по химическому и биологическому фактору. Указанные выше нарушения норм санитарных правил и нормативов являются нарушениями требований санитарного законодательства, влекущими нарушения прав человека на обеспечение безопасной среды обитания, а также создают реальную угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие АО «НТЭК» по согласованию зон санитарной охраны для поверхностного водоисточника (поверхностный водозабор оз. Самсонкино, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка) в Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края; обязать ответчика устранить нарушения санитарных правил (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02) незамедлительно после вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца - Ушкова Л.А. в судебном заседании участия исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика - Стрельченко А.О. исковые требования не признал по доводам письменных возражений.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации города Дудинка, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края направили отзывы на исковое заявление, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения настоящего гражданского дела в отсутствие неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, что предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ч. 5 указанной статьи зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства (к каковым в соответствии с п. 1 Правил относятся организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение) обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пунктом 1.2 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы»), введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 и утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002, (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) определено, что данные Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Согласно п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и подземных источников.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, которым определена процедура утверждения ЗСО водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе установлены комплектность проекта ЗСО и сроки его утверждения, которые составляют не более двух месяцев (п. 13).
В соответствии с п. 2 Порядка утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.
Постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-П утверждено Положение о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, в соответствии с п. п. 3 п. 1.1 Министерство осуществляет надзор (контроль), в том числе в области водных отношений, а в силу п. п. 5 п. 3.1 - полномочно устанавливать, изменять и прекращать существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
СанПиНом 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае, в зависимости от вида источника (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничения использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В ходе рассмотрения судом настоящего дела установлено, что эксплуатация комплекса водопроводных сооружений на оз. Сансонкино в г. Дудинке осуществляется АО «НТЭК» в соответствии с установленными п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 требованиями.
По техническому заданию институтом «Красноярскгидропроект» Красноярским филиалом ЗАО «Сибирский ЭНТЦ» выполнен проект зон санитарной охраны поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения «оз. Самсонкино» № 849-ЗСО.
08.02.2015 в отношении указанного проекта получено заключение Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № о соответствии санитарным нормам и правилам СанПиН 2.1.4.1110-02.
17.08.2015 Проект № утвержден в Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, что подтверждается соответствующим Приказом №-од от 17.08.2015, а также информацией Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 18.10.2021, согласно которой зоны санитарной охраны спорного поверхностного источника хозяйственно-питьевого водоснабжения утверждены.
Фактически поводом для обращения истца в суд стало отсутствие утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края проекта зон санитарной охраны, разработанного в отношении проекта «ПТЭС. Район ТВС. Реконструкция систем питьевого водоснабжения г. Дудинки из оз. Самсонкино. Водозабор НС 1-го подъема и ЗСО», в отношении которого имеется санитарно-эпидемиологическое заключение № от 22.02.2019.
Между тем, как следует из возражений ответчика хозяйствующим субъектом было принято решение об отказе от реализации проекта строительства нового водозабора, в связи с чем проект ЗСО не был направлен в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края на утверждение.
Императивные требования ст. 43 Водного кодекса РФ предусматривают обязанность установления зон санитарной охраны в отношении используемых объектов водоснабжения.
Как достоверно установлено судом и не оспаривалось сторонами, перед подачей рассматриваемого иска истцом не проводились какие-либо проверочные мероприятия, направленные на установление фактической эксплуатации ответчиком спорного водозабора в отсутствие утвержденных зон санитарной охраны, в связи с чем представителю истца предлагалось представить такие доказательства суду.
Вместе с тем, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ на момент рассмотрения спора таких доказательств суду истцом не представлено.
Напротив, недопущение нарушений ответчиком при эксплуатации действующего водозабора подтверждается представленными ответчиками письменными доказательствам, включая разрешительную документацию, а также отзывами (информацией) Администрации города Дудинка и Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.
На основании вышеизложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных к ответчику исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Норильске к Акционерному обществу «НТЭК» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: О.М. Боднарчук
Мотивированное решение суда изготовлено 28.10.2021.
№ 2-2122/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г. Норильск 20 октября 2021 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Боднарчука О.М.,
при секретаре судебного заседания Гаризан Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Норильске в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к АО «НТЭК» о признании бездействий незаконными, обязании устранить нарушения санитарных правил,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в городе Норильске к Акционерному обществу «НТЭК» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: О.М. Боднарчук