Решение по делу № 3а-366/2016 от 04.02.2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Красногорск,

Московская область 20 октября 2016 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Налапкине А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-366/16 по административному исковому заявлению ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «МЕТРОВАГОНМАШ» (далее – ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности 3-х земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенных по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Колонцова, д. 4.

Административный истец просил суд принять решение об определении кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной в представленных им отчетах об оценке, получивших положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчеты.

В обоснование требований административный истец ссылался на то, что результаты государственной кадастровой оценки указанных земельных участков повлекли неправомерное увеличение земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.

Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден: решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области от 18 декабря 2015 года заявление ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> поступившее в комиссию 01 декабря 2015 года, отклонено.

В процессе рассмотрения дела в суде в связи с оспариванием представителем административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в отчетах об оценке, по ходатайству представителя административного истца судом была назначена экспертиза для проверки данных отчетов на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости данных объектов недвижимости.

Согласно экспертному заключению от 10 мая 2016 года оценщиком <данные изъяты> при составлении отчетов об оценке рыночной стоимости спорных земельных участков допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины их рыночной стоимости. В экспертном заключении от 10 мая 2016 года определена рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату их кадастровой оценки.

После получения заключения эксперта представитель административного истца уточнил заявленные требования, просил установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату оценки в экспертном заключении.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области представленных суду письменных объяснениях, не оспаривал право истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков равной их рыночной стоимости, однако полагал, что экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков допущены нарушения, вследствие которых экспертное заключение не может являться допустимым доказательством по данному делу.

В связи с принесенными Министерством имущественных отношений Московской области замечаниями эксперт была вызвана в судебное заседание, ответила на поставленные перед нею вопросы, провела - по определению суда - дополнительные исследования и представила дополнительное экспертное заключение.

После получения судом дополнительного экспертного заключения административный истец уточнил заявленные требования в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного истца поддержал уточненное административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика – Министерства имущественных отношений, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил.

Иные участвующие в деле лица, будучи надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания, не обеспечили явку в суд своих представителей, письменных возражений против удовлетворения требований административного истца суду не представили.

Суд считает возможным – на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав пояснения, допросив эксперта, исследовав материалы дела, полагает уточненное административное исковое заявление ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).

Согласно положениям ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 ЗК РФ, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения признаются налогоплательщиками налога (налогоплательщики).

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности юридического лица - собственника данного земельного участка.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, абз. 37 названной нормы результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18).

Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Для вновь образованного объекта недвижимости, в соответствии с положениями ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ, датой определения его кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности»).Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).

Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Судом установлено, что ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» на праве собственности принадлежат земельные участки:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права, (т. 1 л. д. 64, 66, 68).

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 года №566-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Московской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков указанной категории, а также средние значения удельных показателей кадастровой стоимости данных земель по муниципальным районам, городским округам Московской области – по состоянию на 01 января 2013 года.

Постановлением Правительства Московской области от 13 декабря 2013 года №1045/54 все полномочия Министерства экологии и природопользования Московской области в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений Московской области.

Утвержденная Распоряжением №566-РМ кадастровая стоимость спорных земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> – как следует из представленных кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости - составила соответственно <данные изъяты>

Земельный участок: с кадастровым номером <данные изъяты> - образован после даты формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки, его оценка производилась на дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости данных земель, утвержденного Распоряжением №566-РМ. Как усматривается из представленной суду кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> его кадастровая стоимость, определенная по состоянию на дату внесения номера в государственный кадастр недвижимости – 07 августа 2014 года составляла <данные изъяты>

В соответствии с представленным суду экспертным заключением от 10 мая 2016 года и дополнительным экспертным заключением от 05 сентября 2016 года рыночная стоимость спорных земельных участков на дату оценки каждого из них составляла:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В судебном заседании эксперт <данные изъяты> поддержала свое заключение.

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд, проанализировав экспертное заключение от 10 мая 2016 года (с учетом дополнительного экспертного заключения от 05 сентября 2016 года) в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает, что кадастровая стоимость спорных земельных участков может быть установлена равной их рыночной стоимости в размере, определенном по состоянию на дату оценки каждого из участков в заключении эксперта.

Оценивая данные экспертное заключение с учетом требований ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к доказательствам с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимосвязи этого доказательства в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять указанному заключению эксперта не имеется.

Экспертное заключение (от 10 мая 2016 года с учетом дополнительного заключения от 05 сентября 2016 года) содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим достаточный профессиональный стаж и квалификацию для данной деятельности, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.

Будучи допрошенной в судебном заседании эксперт <данные изъяты> дала исчерпывающие, по мнению суда, ответы на все поставленные перед нею вопросы.

Замечания представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области по поводу несоответствия заключения эксперта законодательству об оценочной деятельности в ходе допроса эксперта были экспертом отклонены с убедительной аргументацией своих доводов.

Каких-либо объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная ею методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости земельных участков, суду не представлено.

Сомнений в правильности или обоснованности данного заключения у суда не возникает, суд принимает выводы судебной экспертизы в качестве достоверного доказательства, устанавливающего рыночную стоимость спорных земельных участков.

Исходя из изложенного, административное исковое заявление ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» подлежит удовлетворению, а именно: рыночная стоимость спорных земельных участков должна быть определена в размере, установленном в экспертном заключении.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в силу положений абзаца шестого статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ.

В данном случае заявление ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков поступило в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 01 декабря 2015 года и именно эта дата подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости, а установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы с 01 января 2015 года.

Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Открытого акционерного общества «МЕТРОВАГОНМАШ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости 3-х земельных участков, поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области 01 декабря 2015 года, - удовлетворить.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных земельных участков с указанными кадастровыми номерами: <данные изъяты> включая дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области «01 декабря 2015 года», - в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков с указанными кадастровыми номерами, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2015 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Найденова Л.А.

3а-366/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО "Метровагонмаш"
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по МО
Министерство экологии и природопользования Московской области
Министерство имущественных отношений МО
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Фили
Другие
Бовкун Е.В.
ИФНС России по г. Мытищи МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
04.02.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.02.2016[Адм.] Передача материалов судье
08.02.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.02.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.03.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.04.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
11.04.2016[Адм.] Судебное заседание
07.06.2016[Адм.] Производство по делу возобновлено
30.06.2016[Адм.] Судебное заседание
30.08.2016[Адм.] Судебное заседание
20.09.2016[Адм.] Судебное заседание
20.10.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее