Решение по делу № 33-8427/2014 от 20.08.2014

Судья - Тонких В.В.

Дело № 33 - 8427

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Ворониной Е.И. и судей Ефремовой О.Н., Опалевой Т.П. при секретаре Семченко И.Г. с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Бабушкиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 22 сентября 2014 г. дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю на решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 апреля 2014 года, которым постановлено:

Взыскать с казны Российской Федерации в пользу Соловьева А.В. компенсацию морального вреда в размере *** рублей, в остальной части исковых требований отказать.

Обязанность по исполнению решения суда возложить на Министерство финансов Российской Федерации.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения истца Соловьева А.В., заключение прокурора Бабушкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соловьев А.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Пермскому краю, Министерству финансов РФ, УФК по Пермскому краю о возмещении морального вреда в размере *** рублей за ненадлежащее содержание в ИВС и морального вреда в размере *** рублей за нарушение его прав, свобод и законных интересов при рассмотрении жалобы. В обоснование исковых требований указал, что в период с 08 по 12 апреля 2010 года истец, являясь инвалидом 2 группы в связи с ампутацией ноги, содержался под стражей в ИВС УВД г. Перми в условиях, несоответствующих требованиям Конституции РФ, Правилам внутреннего распорядка ИВС.

В исковом заявлении истец просит признать его содержание в ИВС в условиях, нарушающих права человека, унижающими человеческое достоинство, в связи с плохим содержанием его в ИВС существовала реальная угроза его здоровью, были причинены нравственные страдания.

В судебном заседании истец настаивал на доводах искового заявления.

Представитель Министерства финансов РФ УФК по Пермскому краю в суд не явился. В письменном отзыве иск не признал.

Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю с иском не согласилась.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого поставлен вопрос в апелляционной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю. При этом в апелляционной жалобе указывается на то, что истцом не представлено доказательств причинения ему нравственных и физических страданий. В ИВС истец содержался два дня, жалоб на условия содержания от Соловьева А.В. не поступало, нормативными документами, регламентирующими деятельность ИВС, оборудование специальных камер для лиц с явными признаками инвалидности в ИВС не предусмотрено, в связи с чем, полагает, что размер компенсации в возмещение морального вреда, определенный судом является завышенным.

В судебную коллегию поступили письменные возражения от прокуратуры Свердловского района г. Перми на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания, представителя ГУ МВД России по Пермскому краю просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие и поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца Соловьева А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Бабушкиной О.В. об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене либо изменению решения суда.

При этом решение суда в соответствии со ст.327-1 ГПК РФ проверяется в пределах доводов жалобы.

Согласно ст. 3 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 г., никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В соответствии со ст.21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Согласно ст. 1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В силу ст.4 указанного Закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Согласно ст.7 Закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В силу ст.9 Закона, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В ИВС в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного производства но не более чем на срок, предусмотренный законодательством РФ.

Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых, в том числе для обеспечения режимных и иных требований, а также мероприятий предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 23 Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Им предоставляется индивидуальное спальное место, выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно ст. 24 Закона администрация мест содержания под стражей обязана выполнять санитарно - гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 42 Приказа МВД РФ от 22.11.2005г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» установлено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие правилам гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневным бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определенным Правительством РФ.

В соответствии с п. 43 Приказа предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями, матрацем, подушкой, одеялом;

В соответствии с п. 45 Приказа камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом, скамейками по лимиту мест в камере; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что в период с 20 - 00 часов 08 апреля по 21 - 20 часов 10 апреля 2010 года истец содержался в ИВС УВД г. Перми. Как следует из Книги учета лиц, содержащихся в ИВС, истец поступил в ИВС на основании ст. 91 УПК РФ, по подозрению в совершении преступления предусмотренного ст. 135 ч. 3 УК РФ. При приеме в ИВС жалоб на состояние здоровья не высказывал, за медицинской помощью в период содержания в ИВС не обращался. При этом указано, что у истца «нет правой ноги ниже колена, протез». В дальнейшем истец был направлен в СИЗО.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства судом было установлено, что в период содержания Соловьева А.В. в ИВС УВД г. Перми ему не были выданы постельные принадлежности, истец был помещен в камеру № 1 размером 3 на 4 метра, т.е. 12 кв.м. в которой одновременно находилось более 6 человек, в камере были установлены 4 двухъярусные кровати на 8 спальных мест, в камере отсутствовала вентиляция, туалет был оборудован без соблюдения требований приватности. Кроме того, в камере отсутствовал бачок для питьевой воды и умывальник. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в частности, ответом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 11.02.2013 года на имя Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, отзывом Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в рамках настоящего гражданского дела, результатами мониторинга ИВС ОВД г. Перми (л.д.43-47). Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.

Удовлетворяя частично требования истца, суд исходил из положений Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995, Приказа МВД РФ от 22.11.2005 № 950, устанавливающих порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, лишенных свободы. Судом на основании представленных доказательств, пояснений сторон было установлено, что нарушения положений перечисленных нормативных актов и обстоятельства, о которых указывал истец, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что факт нахождения истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, является законным и обоснованным.

С учетом установленных судом первой инстанции обстоятельств, наличие которых не оспаривается, сам факт отсутствия жалоб со стороны истца в период его содержания в ИВС на условия содержания, юридического значения в данном случае не имеет и не является основанием к отказу в иске.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых норм, регламентирующих оборудование в ИВС специальных камер для лиц с явными признаками инвалидности также юридического значения в данном случае не имеют, поскольку на ответчика судом не возложена ответственность за не помещение Соловьева А.В. в специально оборудованную камеру с учетом его инвалидности, в данном случае, удовлетворяя исковые требования в части возмещения морального вреда, суд исходил из несоблюдения общих норм и требований к бытовым условиям содержания лиц в ИВС УВД г. Перми.

При определении размера компенсации морального вреда суд первой инстанции учел степень нравственных страданий, наличие инвалидности у истца.

Вывод суда по вопросу об определении размера денежной компенсации причиненного истцу морального вреда мотивирован, все обстоятельства дела, имеющие значение для разрешение этого вопроса, судом учтены, критерии определения размера компенсации морального вреда, предусмотренные ст. ст. 151, 1101 ГК РФ судом применены правильно.

С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для уменьшения размера компенсации морального вреда, на чем настаивает ответчик в своей апелляционной жалобе.

Доводы апелляционной жалобы о том, что доказательств того, что ненадлежащие условия содержания не повлекли причинение истцу нравственных страданий, не влекут отмену судебного решения, являются надуманными. Достоинство личности, соблюдение которого гарантируется любому гражданину в соответствии со ст. 21 Конституции РФ, относится числу нематериальных благ. Ненадлежащее содержание Соловьева А.В. в местах лишения свободы свидетельствует об умалении достоинства личности и как следствие не может не причинять ему нравственные и физические страдания, влекущие компенсацию морального вреда.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Свердловского районного суда г. Перми от 29 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Пермскому краю - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8427/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.09.2014Судебное заседание
23.09.2014Дело сдано в канцелярию
24.09.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее