Решение по делу № 2-3083/2023 от 22.05.2023

. Дело № 2-3083/2023

44RS0002-01-2022-005717-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2023 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием представителя истца Зиновьевой Ю.В., ответчиков Кополовца С.И., Саваторова Ю.И., Чистяковой С.В., Смирнова А.Л., представителей ответчиков Отурина И.О., Саваторовой В.С., Терпигорьевой В.В., прокурора Михиной Д.А.,

при секретаре Павловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Саваторову Ю. И., Саваторовой И. В., Чистяковой С. В., Кополовцу С. И., <данные изъяты> в лице законных представителей, Кополовец Л. В., Крутикову В. А., Смирновой, Смирнову А. Л. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении права собственности на жилые помещения с выплатой денежной компенсации, выселении и снятии с регистрационного учета и по встречным искам Смирновой Т. Б. и Кополовца С. И. к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ... об установлении иной выкупной стоимости жилых помещений,

установил:

Муниципальное образование городской округ ... в лице администрации ... обратилось в суд с иском к Саваторову Ю.И., Чистяковой С.В., Грибовой Л.Д., Кополовец С.И., Смирновой Т.Б., Новиковой Е.Ю., Парфеновой Л.А., Котову В.В., в котором просило:

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Саваторова Ю.И. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 27/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 1 525 456 руб.; прекратить право собственности Саваторова Ю.И. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Чистяковой С.В. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 722 475 руб.; прекратить право собственности Чистяковой С.В. на 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Грибовой Л.Д. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., площадью 59 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 866 731 руб.; прекратить право собственности Грибовой Л.Д. на 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Кополовца С.И. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 58,7 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 3 006 055 руб.; прекратить право собственности Кополовца С.И. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Смирновой Т.Б. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,5 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 665 158 руб.; прекратить право собственности Смирновой Т.Б. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Новиковой Е.Ю. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,5 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 497 858 руб.; прекратить право собственности Новиковой Е.Ю. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Парфеновой Л.А. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 58,3 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 2 740 586 руб.; прекратить право собственности Парфеновой Л.А. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- принудительно изъять для муниципальных нужд у Котова В.В. в пользу муниципального образования городской округ ... земельный участок, общей площадью 1 351 кв.м, под многоквартирным домом по адресу: ..., пропорционально размеру площади жилого помещения, а также жилое помещение – ..., площадью 50,2 кв.м, по указанному адресу, путем выплаты возмещения в сумме 1 750 338 руб.; прекратить право собственности Котова В.В. на жилое помещение и земельный участок пропорционально размеру площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на земельный участок пропорционально размеру площади жилых помещений и на вышеуказанные жилые помещения.

Требования мотивированы тем, что согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации ... от dd/mm/yy «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлением администрации ... от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.

Правообладателями жилых помещений - квартир №, расположенных по адресу: ..., являются следующие граждане: Саваторов Ю.И. (..., 27/59 долей в праве), Чистякова С.В. (..., 16/59 долей в праве), Грибова Л.Д. (..., 16/59 долей в праве), Кополовец С.И. (...), Смирнова Т.Б. (...), Новикова Е.Ю. (...), Парфенова Л.А. (...), Котов В.В. (...), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации ... от dd/mm/yy -а «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019 - 2025 годы», постановлением Администрации ... от dd/mm/yy утверждена муниципальная программа ... «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городе округа ...» (далее - Программа), в соответствии с которой многоквартирный дом по адресу: ..., включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийным подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процесс эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийным подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения. Срок реализации программы 2020 - 2024 годы.

Администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастра номером 44:27:040214:347 и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ...а». Администрацией ... в адрес собственников жилых помещений сопроводительными письмами направлены копии постановлений администрации ..., требование о сносе или реконструкции вышеуказанного многоквартирного дома, проекты соглашений об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, что подтверждается приложенными к исковому заявлению документами. Подписанные соглашения в адрес администрации ... ответчиками не представлены.

В ходе рассмотрения дела представитель истца дополнил исковые требования, в соответствии с которыми просил также снять с регистрационного учета из указанных жилых помещений Чистякову С.В., Грибову Л.Д., выселить Луканина С.В. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Кополовца С.И. и выселить <данные изъяты>, Кополовец Л.В., Крутикова В.А. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Смирнову Т.Б., выселить Смирнова А.Л. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Новикову Е.Ю., выселить Цветкову Ю.В., Цветкова Д.Е. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Парфенову Л.А., выселить Парфенову Е.М., Короткову Д.М. из ... без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по данному адресу; снять с регистрационного учета Котова В.В.; признать Саваторову И.В. утратившей право пользования квартирой со снятием с регистрационного учета по данному адресу.

С учетом уточнения исковых требований к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Луканин С.В., <данные изъяты> в лице законного представителя, Кополовец Л.В., Крутиков В.А., Смирнов А.Л., Цветкова Ю.В., Цветков Д.Е. в лице законных представителей, Парфенова Е.М., Короткова Д.М. в лице законного представителя, Саваторова И.В., в качестве третьего лица привлечено Управление опеки и попечительства администрации ....

На основании определения от dd/mm/yy к производству суда принято встречное исковое заявление Смирновой Т.Б. к администрации ... об установлении и взыскании иной выкупной стоимости жилого помещения, взыскании судебных расходов.

В отдельное производство выделены исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Новиковой Е.Ю., Цветковой Ю.В., Цветкову Д.Е. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении и признании права собственности на жилые помещения, снятии с регистрационного учета, выселении.

В ходе рассмотрения дела Грибовой Л.Д. и Котовым В.В. предъявлены встречные исковые требования к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ... об обязании предоставить другие жилые помещения взамен занимаемых, которые приняты к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.

Протокольным определением суда от dd/mm/yy в отдельное производство выделены исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Саваторову Ю.И., Чистяковой С.В., Кополовец С.И., Смирновой Т.Б., <данные изъяты> в лице законного представителя, Кополовец Л.В., Крутикову В.А., Смирнову А.Л., Саваторовой И.В. об изъятии жилых помещений и земельного участка для муниципальных нужд, прекращении и признании права собственности на жилые помещения, снятии с регистрационного учета, выселении, признании утратившим право пользования жилым помещением, и по встречному иску Смирновой Т.Б. к администрации ... об установлении и взыскании выкупной стоимости жилого помещения, взыскании судебных расходов.

В дальнейшем представитель Смирновой Т.Б. по доверенности Терпигорьева В.В. уточнила встречные исковые требования. Просила определить размер возмещения за изымаемый для муниципальных нужд земельный участок и жилое помещение в размере 2 665 158 руб., а также с учетом суммы компенсации за не произведенный капитальный ремонт, определенной на основании проведенной судебной оценочной экспертизы, и взыскать с ответчика в пользу истицы выкупную стоимость объектов недвижимости с учетом рыночной стоимости объектов, а также с учетом суммы компенсации за не произведенный капитальный ремонт, расходы на оплату юридических услуг в размере 15 000 руб., расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

В деле в качестве третьих лиц участвовали Управление Росреестра по ..., Управление опеки и попечительства администрации ....

В судебном заседании представитель администрации ... по доверенности Зиновьева Ю.В. полностью поддержала исковые требования с учетом их уточнения, не признав встречные исковые требования.

Саваторов Ю.И., его представитель Саваторова В.С., Чистякова С.В. в судебном заседании исковые требования администрации ... признали частично, просили установить возмещение за изымаемое жилое помещение согласно заключению, представленному администрацией ..., исходя из их доли в праве на ... доме до ее перепланировки, а также с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом.

Кополовец С.И. и его представитель адвокат Отурин И.О. в судебном заседании также в судебном заседании исковые требования администрации ... признали частично, просили установить возмещение за изымаемое жилое помещение согласно заключению, представленному администрацией ..., а также с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом, предъявив к администрации ... на сумму указанной компенсации в размере 735 683 руб. встречный иск.

Представитель Смирновой Т.Б. по доверенности Терпигорьева В.В. и ответчик Смирнов А.Л. в судебном заседании поддержали встречные исковые требования Смирновой Т.Б., просили установить возмещение за изымаемое жилое помещение согласно заключению, представленному администрацией ..., с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом, в общей сумме 3 512 568 руб.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приняв во внимание заключение прокурора, согласно которому требования администрации ... подлежат частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежат удовлетворению с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, многоквартирный дом по адресу: ..., 1949 года постройки.

Саваторову Ю.И.dd/mm/yy) и Чистяковой С.В.dd/mm/yy) на праве собственности принадлежит соответственно 35/67 доли и 16/67 доли в праве собственности на ..., общей площадью 67,5 кв.м, в данном доме. Ранее им принадлежало соответственно 27/59 доли и 16/59 долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение – ..., которая имела площадь 59 кв.м. Оставшиеся 16/67 доли в праве принадлежат Грибовой Л.Д.

Данная квартира является коммунальной, трёхкомнатной, Саваторов Ю.И., Чистякова С.В. и Грибова Л.Д. занимают каждый в ней отдельную комнату.

В данном жилом помещении зарегистрированы Саваторов Ю.И., Саваторова И.В., Чистякова С.В.

Изменение площади ... доме произошло в связи с произведенной перепланировкой квартиры на основании акта приемки жилых помещений после завершения перепланировки и (или) переустройства от dd/mm/yy.

Распределение долей указанным выше образом основано на заключенном между сособственниками ... соглашении от dd/mm/yy.

Собственником ... доме с dd/mm/yy является Кополовец С.И. В квартире зарегистрированы: Кополовец С.И., <данные изъяты>, Кополовец Л.В., Крутиков В.А.

Смирновой Т.Б. на праве собственности с dd/mm/yy принадлежит ... указанном доме. В жилом помещении зарегистрированы Смирнова Т.Б. и Смирнов А.Л.

Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, справками МКУ ... «Центр регистрации граждан».

Согласно заключению межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от dd/mm/yy , многоквартирный дом по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации ... от dd/mm/yy «О признании многоквартирного ... аварийным и подлежащим сносу и его дальнейшем использовании» (с изменениями, внесенными постановлением администрации ... от dd/mm/yy ) признан необходимым снос многоквартирного ..., установлен срок отселения жителей из указанного дома до dd/mm/yy.

В целях реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... на 2019 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации ... от dd/mm/yy -а, постановлением администрации ... от dd/mm/yy утверждена муниципальная программа ... «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа ...», в соответствии с которой жилой дом по адресу: ... включен в перечень многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Паспортом Программы предусмотрено, что целями и задачами этой Программы являются: переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; предоставление собственникам жилых помещений многоквартирных домов, признанных до dd/mm/yy в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, возмещения за изымаемые жилые помещения.

Срок реализации Программы установлен на 2020 - 2024 годы.

В связи с признанием дома по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу, администрацией ... в адрес ответчиков были направлены письма с целью информирования о необходимости принятия решения о сносе вышеуказанного многоквартирного жилого дома.

Поскольку собственниками жилых помещений в установленный срок не принято решение о сносе аварийного многоквартирного дома, администрацией ... принято постановление от dd/mm/yy «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастра номером и жилых помещений, расположенных по адресу: Р. Ф., ..., городской округ ...а».

Копии данного постановления были направлены в адрес ответчиков с проектом соглашений об изъятии доли в праве на земельный участок и жилых помещений. Подписанные соглашения ответчиками в адрес администрации ... в течение установленного срока не представлены.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 названного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, частями 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1).

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части; 3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы; обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств; 5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году (ч. 2).

Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи (ч. 2.2).

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение (ч. 3).

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений; 4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки; 5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части; 6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан (ч. 6).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 9 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных н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

В соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от dd/mm/yy № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Указанная правовая позиция изложена в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации dd/mm/yy

Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом установленных обстоятельств применительно к приведенным выше правовым нормам и разъяснениям по их применению, суд приходит к выводу о том, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащие ответчикам жилые помещения, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиками избран способ обеспечения своих прав путем выкупа жилого помещения, то заявленные требования администрации ... в целом являются законными.

Против изъятия жилого помещения и земельного участка для муниципальных нужд, прекращения права собственности на жилое помещение с выплатой денежной компенсации, выселения ответчики не возражали.

Фактически между сторонами имеется спор относительно выкупной стоимости жилого помещения.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.

К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.

В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как было указано ранее, дом по адресу: ... был построен в 1949 г.

По сообщению администрации ... и ОГБУ «<данные изъяты> первый договор приватизации жилого помещения в указанном доме был заключен dd/mm/yy.

Документация по проведению капитального ремонта указанного многоквартирного дома за период до 2014 г. администрацией ... не представлена.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, отсутствие доказательств проведения капитального ремонта дома на момент первой приватизации квартиры в нем, суд приходит к выводу о том, что в выкупную стоимость изымаемого спорного жилого помещения подлежит включению сумма компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28 декабря 2019 г.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что ограничения, установленные ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по размеру выкупной цены изымаемого жилого помещения на ответчиков не распространяются.

В силу ч. 5 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Применительно к данном норме ответчики Саваторов Ю.И. и Чистякова С.В. согласны на возмещение за изымаемые жилые помещения, исходя из их доли в праве на ... доме до ее перепланировки.

В соответствии с представленными в дело отчетами об оценке рыночной стоимости размера возмещения за изымаемые объекты недвижимости с учетом убытков, которые должны будут понести правообладатели, выполненными <данные изъяты>» по заказу администрации ..., по состоянию на dd/mm/yy размер такого возмещения в отношении 27/59 доли в праве собственности, принадлежащей Саваторову Ю.И., на ... составляет 1 525 456 руб.; в отношении 16/59 доли в праве собственности, принадлежащей Чистяковой С.В., на ... – 722 475 руб.; в отношении ..., принадлежащей Кополовец С.И. – 3 006 055 руб.; в отношении ..., принадлежащей Смирновой Т.Б. – 2 665 158 руб.

С указанными отчетами ответчики согласны, каких-либо возражений не представлено.

С целью определения размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома, приходящейся на каждое жилое помещение, по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту <данные изъяты>.

Согласно заключению эксперта от dd/mm/yy размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома полагается следующий: собственнику 27/59 доли в праве на ... размере 226 202 руб.; собственнику 16/59 доли в праве на ... размере 144 931 руб.; собственнику ... размере 735 683 руб.; собственнику ... размере 847 410 руб.

При расчёте компенсации за непроизведенный капитальный ремонт экспертом учитывалось следующее.

Капитальный ремонт в жилых домах заключается в замене и восстановлении отдельных частей или целых конструкций и оборудования зданий в связи с их износом и разрушением. Износ отдельных конструктивных элементов и инженерного оборудования в процессе эксплуатации жилых домов неодинаков и зависит от природы материала, а поэтому сроки службы их по времени различны. Наиболее длительные сроки службы в каменных домах имеют фундаменты и стены. В силу этих причин в капитальном ремонтируемом каменном здании при замене конструктивных элементов последние должны предусматриваться из материалов более долговечных, приближающихся к срокам службы фундаментов и стен здания.

Все работы по капитальному ремонту жилых домов делятся на следующие группы: комплексный капитальный ремонт, охватывающий ремонтом отдельные конструктивные элементы, части здания или инженерное оборудование в доме; выборочный капитальный ремонт, заключается в ремонте отдельных конструктивных элементов, неисправность которых может ухудшить состояние смежных конструкций жилого дома и повлечь за собой их повреждение или полное разрушение. В данном случае, этот вид ремонта при расселении ветхого и аварийного жилья не рассматривается, поскольку происходит полная утрата недвижимого имущества.

Комплексный ремонт является основным видом капитального ремонта жилого здания и предусматривает одновременное восстановление изношенных конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и повышение степени благоустройства в них. Жилые дома дореволюционных и предвоенных лет постройки во многих случаях имеют неравнопрочные конструкции по срокам их службы.

Ремонт фундамента не подразумевает его полную замену, как других конструктивных элементов многоквартирного дома, поскольку заменить его (фундамент) физически не представляется возможным. В абсолютном большинстве случаев работы связанные с фундаментом относятся к чрезвычайным ситуациям возникшими при воздействии внешних факторов, таких как, например, несоблюдение минимальных расстояний или технологий строительства при рытье котлованов вблизи многоквартирного дома повлекшее за собой оползневые явления грунта в котловане и последующую деформацию из-за этого фундамента многоквартирного дома и т.п., что возникает крайне редко и не связано с плановым капитальным ремонтом жилого многоквартирного дома.

Поэтому при расчете компенсации за не произведенный капитальный ремонт затраты на воспроизводство фундамента не учитываются. Также не учитываются отделочные работы внутренних жилых помещений, включающие оконные и межкомнатные дверные проемы относящиеся к жилому помещению, поскольку это обязанность собственника помещений.

Сроки проведения капитального ремонта существенным образом зависят от долговечности материалов основных конструктивных элементов жилых и общественных зданий, т.е. от сроков службы, как отдельных конструктивных     элементов, так и от срока службы здания в целом.

Учитывая межремонтные сроки проведения капитального ремонта в жилом доме и нормативные сроки жизни короткоживущих конструктивных элементов дома эксперт может рассчитать сколько раз за установленный промежуток времени - 24 года, по каждому элементу дома должен быть проведен капитальный ремонт. Затем, исходя из удельного вклада в процентном выражении каждого короткоживущего элемента дома в общую стоимость воспроизводства (замещения) многоквартирного жилого дома в текущих ценах проводится расчет рыночной величины компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по каждому элементу и "всего жилого дома в таблице. В случае, если необходимый капитальный ремонт по срокам должен был сделан более 1 раза, то оставляем 1. Принятое значение основывается на логическом выводе, что если бы капитальный ремонт многоквартирного жилого дома и был бы проведен, то проведен только один раз, поскольку подобные объекты ставятся на капитальный ремонт с одномоментной заменой всех подлежащих ремонту конструктивных элементов, а в межремонтные сроки обслуживание многоквартирного дома проходит за счет текущего ремонта. А сроки следующего капитального ремонта еще не подошли.

Поскольку с начала эксплуатации жилого дома не производился капитальный ремонт, то учитывается коэффициент 1. Эксперт не принимал к расчету стоимость фундамента, несущих стен, перегородки, межкомнатных дверей, оконных проемов и отделку жилых помещений.

Оснований не доверять приведенному заключению эксперта у суда не имеется, заключение эксперта соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, является полным и обоснованным, эксперт был предупрежден судом об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт <данные изъяты> проводившая экспертизу, имеет высшее образование, стаж работы в оценочной деятельности с 2011 г., неоднократно проходила повышение квалификации.

Выводы эксперта сделаны на основе исследования материалов дела, непосредственного обследования объектов недвижимости и места его расположения на земельном участке, не вызывают сомнений в их правильности и обоснованности.

Каких-либо обоснованных возражений относительно проведенного судебного исследования представителем администрации ... не заявлено. Доказательств, которые бы опровергали выводы эксперта, в дело не представлено.

Таким образом, заключение судебного эксперта может быть положено в основу судебного решения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об установлении выкупной стоимости спорных жилых помещений с учетом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, рассчитанной судебным экспертом.

В силу ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При таких обстоятельствах, исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к остальным ответчикам подлежат частичному удовлетворению.

Принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, то лица, проживающие и зарегистрированные в спорных жилых помещениях, после выплаты соответствующего возмещения подлежат выселению и снятию с регистрационного учета.

С учетом положений ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с администрации ... в пользу Смирновой Т.Б. подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины за подачу встречного иска.

Кроме этого, Смирновой Т.Б. заявлено о взыскании с администрации ... понесенных расходов по оплате услуг представителя Панасюга Ю.Н. в размере 15 000 руб., в подтверждение которых представлен договор на оказание консультационных (юридических) услуг от dd/mm/yy, заключенный между Смирновой Т.Б. (заказчик) и Панасюга Ю.Н. (исполнитель), содержащий расписку в получении денежных средств.

На основании ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через своего представителя.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Установление размера оплаты услуг представителя относится к сфере усмотрения доверителя и поверенного и определяется договором. В данном случае суд полагает, что заявленная к взысканию сумма в размере 15 000 руб. является чрезмерной, не соответствующей объему проделанной представителем работы, о чем заявлено и противоположной стороной.

При разрешении требований о взыскании расходов по оплате услуг представителя судом учитывается позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в Определении от dd/mm/yy -О-О, в котором было отмечено, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требований ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч.1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

С учетом изложенного, принимая во внимание категорию дела, объем проделанной представителем Смирновой Т.Б. - Панасюга Ю.Н. работы (изучение документов, консультация, составление встречного иска), размер расходов на оплату услуг представителя, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги, принципы разумности и справедливости, суд определяет разумной за оказанные юридические услуги сумму в размере 5 000 руб., во взыскании остальной суммы должно быть отказано.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Саваторову Ю. И., Саваторовой И. В., Чистяковой С. В., Кополовцу С. И., <данные изъяты> в лице законных представителей, Кополовец Л. В., Крутикову В. А., Смирновой Т. Б., Смирнову А. Л. удовлетворить частично, встречные исковые требования Смирновой Т. Б. и Кополовца С. И. к муниципальному образованию городской округ ... в лице администрации ... удовлетворить.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Саваторова Ю. И. в пользу муниципального образования городской округ ... 27/59 доли в праве (доля указана до произведенной перепланировки) или 35/67 доли в праве (новая доля с учетом произведенной перепланировки) общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 1 751 658 руб.

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право собственности Саваторова Ю. И. на 35/67 доли в праве общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на 35/67 доли в праве общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- выселить Саваторову И. В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Чистяковой С. В. в пользу муниципального образования городской округ ... 16/59 доли в праве (доля указана до произведенной перепланировки) или 16/67 доли в праве (новая доля с учетом произведенной перепланировки) общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 867 406 руб.

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право собственности Чистяковой С. В. на 16/67 доли в праве общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на 16/67 доли в праве общей собственности на жилое помещение – квартиру, общей площадью 67,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- выселить Чистякову С. В. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Кополовца С. И. в пользу муниципального образования городской округ ... жилое помещение – квартиру, общей площадью 58,7 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 741 738 руб.

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право собственности Кополовца С. И. на жилое помещение – квартиру, общей площадью 58,7 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 58,7 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- выселить Кополовца С. И., <данные изъяты>, Кополовец Л. В., Крутикова В. А. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.

Принудительно изъять для муниципальных нужд у Смирновой Т. Б. в пользу муниципального образования городской округ ... жилое помещение – квартиру, общей площадью 50,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения, путем выплаты возмещения в размере 3 512 568 руб.

После выплаты указанного возмещения:

- прекратить право собственности Смирновой Т. Б. на жилое помещение – квартиру, общей площадью 50,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- признать право собственности муниципального образования городской округ ... на жилое помещение – квартиру, общей площадью 50,5 кв.м, расположенную по адресу: ..., кадастровый , и земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 1351 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., пропорционально размеру общей площади жилого помещения;

- выселить Смирнову Т. Б., Смирнова А. Л. из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения со снятием с регистрационного учета по указанному адресу.

В удовлетворении исковых требований муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... к Саваторову Ю. И., Чистяковой С. В., Кополовцу С. И., Смирновой Т. Б. об установлении иной выкупной стоимости жилого помещения отказать.

Взыскать с муниципального образования городской округ ... в лице администрации ... ) в пользу Смирновой Т. Б. (27<данные изъяты>) расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб., а всего взыскать 5 300 руб. (пять тысяч триста руб.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 5 октября 2023 годаО: Судья Ю.П. Королева

2-3083/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Муниципальное образование городской округ гор. Кострома в лице Администрации г. Костромы
прокурор
Ответчики
Саваторова Ирина Витальевна
Кополовец Людмила Вячеславовна
Саваторов Юрий Игорьевич
Луканин Сергей Владимирович
Котов Владимир Владимирович
Смирнова Тамара Борисовна
Парфенова Екатерина Михайловна
Информация скрыта
Крутиков Владислав Алексеевич
Парфенова Лариса Александровна
Смирнов Александр Леонидович
Кополовец Сергей Иванович
Короткова Дарина Максимовна в лице законных представителей
Чистякова Светлана Витальевна
Другие
Терпигорьева Вера Владимировна
Отурин Игорь Олегович
Поляков Сергей Александрович
Управление опеки и попечительства Администрации г. Костромы
Саваторова Вера Сергеевна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Ипкеева Екатерина Германовна
Ларионова Галина Петровна
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на странице суда
leninsky.kst.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
22.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2023Судебное заседание
28.09.2023Производство по делу возобновлено
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее