дело № 2-346/20
УИД 19RS0010-01-2020-000574-55 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации24 сентября 2020 года Ширинский районный суд с. Шира
В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., с участием:
истца Кузина В.А., его представителя Челдышева В.Г.,
представителя ответчика Папинен Н.Г.,
при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузина В.А. к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Ширинское дорожное ремонтно – строительное управление» (ГУП РХ «Ширинское ДРСУ») и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия (Минимуществу Хакасии) о понуждении заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Стороною истца, в обоснование заявленных требований, указано в исковом заявлении, что в 1999 году матери ФИО1 истца был выдан ордер на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В 2019 году ФИО1 умерла, до ее смерти истец постоянно проживал с нею. Администрацией Ширинского сельсовета истцу было отказано в заключении договора социального найма в отношении указанного жилого помещения, при этом пояснено, что оспариваемая квартира принадлежит ГУП РХ «Ширинское ДРСУ». Вместе с тем, ответчик уклонился от предложения истца заключить договор социального найма в отношении этой квартиры. Поэтому истец заявил в судебном порядке требование понудить ответчика ГУП РХ «Ширинское ДРСУ» заключить с ним договор социального найма квартиры по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Минимущество Хакасии.
В судебном заседании истец и его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснив, что заключение договора соцнайма истцу необходимо для регистрации по месту жительства в оспариваемой квартире, а указанное обстоятельство, в свою очередь, - для последующей приватизации квартиры или для участия в программе переселения из аварийного жилья.
Представитель ответчика ГУП РХ «Ширинское ДРСУ» исковые требования не признала, в обоснование возражений пояснив, что истец фактически выехал из оспариваемой квартиры для проживания в ином месте, каких-либо действий по содержанию квартиры не осуществлял. Также многоквартирный дом признан непригодным для проживания. Указанные обстоятельства препятствуют заключению с истцом договора социального найма.
Представители ответчика Минимущества Хакасии, а также представители привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрации Ширинского сельсовета, в судебном заседании отсутствовали.
Со стороны ответчика Минимущества Хакасии направлен суду письменный отзыв в отношении заявленных требований, доводы которого аналогичны доводам ответчика ГУП РХ «Ширинское ДРСУ».
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие данных участников процесса.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (абз. 2 п. 1 названной статьи).
В соответствии с ч. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями, государственного и муниципального жилищных фондов.
В силу ст. 10 Жилищного кодекса РФ, жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В свою очередь, в силу ст. 47 ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статья 51 Жилищного кодекса РСФСР определяла, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем и нанимателем гражданином, на имя которого выдан ордер.
Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что документами, подтверждающими наличие отношений социального найма, могут являться ордер и договор найма жилого помещения.
Стороною истца, в обоснование заявленных требований, представлен ордер №, выданный ДД.ММ.ГГГГ администрацией п. Шира, согласно которого ФИО1 и членам ее семьи: сожителю ФИО2 и <данные изъяты> Кузину В.А. предоставлена для проживания квартира с адресом: <адрес>.
Данный ордер выдан на основании выписки из протокола заседания профсоюзного комитета и администрации Ширинского ДРСУ от 25 мая 1984 года и Постановления муниципального образования на территории Ширинского поселкового совета № 173 от 05 ноября 1999 года.
Согласно информации, предоставленной Минимуществом Хакасии, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, относится к государственной собственности Республики Хакасия и принадлежит на праве оперативного управления ГУП РХ «Ширинское ДРСУ».
Правительством Республики Хакасия 05 марта 2019 года принято постановление № 28-п «О передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность Ширинского сельсовета», где также указано о передаче и оспариваемой квартиры.
Вместе с тем, данное постановление содержит указание на то, что право муниципальной собственности Ширинского сельсовета на это имущество возникает со дня утверждения передаточного акта в установленном законодательством порядке.
В свою очередь, каких – либо доказательств наличия подобного акта суду не представлено, а потому нет оснований полагать о выбытии данной квартиры из государственной собственности Республики Хакасия.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Кодексом (часть 1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Часть 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме (ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса РФ)
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса РФ, типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2005 года N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения", предметом данного договора является пригодное для проживания жилое помещение.
На основании ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия указанного выше решения) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Администрацией Ширинского сельсовета, на основании полномочий, установленных п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, принято постановление № 136 от 15 июня 2015 года, который жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный нормативный акт в установленном порядке оспорен не был.
На основании абз.2 п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
Изложенное в своей совокупности дает основания полагать, что на данный момент оспариваемая квартира, расположенная по адресу: <адрес>, непригодна для проживания, а потому не является жилым помещением в понятии, установленным Жилищным кодексом РФ и, соответственно, не может являться предметом заключаемого договора социального найма.
Поэтому требования о заключении на данный момент договора социального найма в отношении этой квартиры не могут быть удовлетворены, несмотря на возможное наличие ранее имевшихся между сторонами отношений, вытекающих из социального найма жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд не считает необходимым исследовать и оценивать по существу в данном судебном разбирательстве доводы стороны ответчика об утрате истцом прав нанимателя жилого помещения в связи с его выездом из этого помещения, как не имеющие правового значения в этом споре.
Также суд считает необходимым отметить следующее:
Предъявление любого требования в суд должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
По смыслу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав (интересов) истца (заявителя). Недостижимость названной цели избранным истцом способом судебной защиты исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, судебной защите подлежат только нарушенные либо оспариваемые права, при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного или оспариваемого права и характеру нарушения, а также гарантировать восстановление нарушенных прав.
Таким образом, истец должен доказать, что выбранный способ защиты права является единственным ему доступным и приведет к восстановлению нарушенных прав или к реальной защите законного интереса.
Вместе с тем, заявленные стороною истца требования, по мнению суда, права истца никоим образом не восстановят, поскольку указываемая им возможная приватизация квартиры в силу положений жилищного законодательства, в т.ч. Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", возможна только в отношении жилого помещения, т.е. помещения, пригодного для проживания.
Кроме того, в соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Из общего смысла жилищного законодательства следует, что основанием для наличия права истца на предоставление ему иного жилого помещения по договору социального найма вследствие признания дома непригодным для проживания, будет являться не наличие письменной формы договора, предусмотренной ч. 2 ст. 63 Жилищного кодекса РФ, требуемой истцом в данном споре, а само наличие правоотношений, возникших из социального найма, в том числе и до принятия Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, в данном деле отсутствуют сведения о наличии обращения истца к органу местного самоуправления для реализации своего жилищного права в порядке ст.ст. 86 – 87 Жилищного кодекса РФ, а также о наличии спора между истцом и органом местного самоуправления по данным обстоятельствам.
Изложенное, по мнению суда, дает основания полагать о том, что рассматриваемое требование, с имеющемся требованием и субъектным составом, не восстановит фактическое право истца.
В свою очередь, в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а оснований выйти за пределы данных требований у суда в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кузина В.А. к Государственному унитарному предприятию Республики Хакасия «Ширинское дорожное ремонтно – строительное управление» и Министерству имущественных и земельных отношений Республики Хакасия о понуждении заключить договор социального найма квартиры по адресу: <адрес> – отказать.
На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, т.е. с 30 сентября 2020 года.
Председательствующий:
судья Ю.А. Ячменев