Дело № 12-9/2015
Р Е Ш Е Н И Е
04 марта 2015 года г.Емва Республики Коми
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Петрова М.В. при секретаре Сенюковой О.В., с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, по доверенности Микулко В.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, Местной Православной религиозной организации Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат), находящейся по адресу: <адрес>, ОГРН 1021100001185,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица - Местной Православной религиозной организации Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО2 вынесено постановление <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с постановлением, Местная Православная религиозная организация Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) (далее - Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь) подала жалобу на вышеназванное постановление, в обосновании которой указала, что постановлением Совета Министров Коми АССР от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> «О памятниках истории и культуры Коми АССР», здание бывшего собора в <адрес> отнесено к памятникам архитектуры. В соответствии с приказом Министерства культуры Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> № 522-од «О списке объектов недвижимости Республики Коми, обладающих признаками объекта культурного наследия» ансамбль Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря и сестринский корпус входит в список объектов недвижимости Республики Коми, обладающих признаками объекта культурного наследия. Согласно договору <№> о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения от <ДД.ММ.ГГГГ> собор Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря имеет статус памятника местного (республиканского) значения и передан Религиозному объединению в бессрочное пользование на основании Решения Министерства по управлению госимуществом и приватизации <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>. С момента заключения договора в храме и в помещениях сестринского корпуса проводятся ремонтно-восстановительные работы разрушенных зданий сестринского корпуса и Собора прп. Зосимы и Савватия, которые до настоящего времени не завершены, в связи с чем не выполнены все работы, в том числе и по соблюдению требований пожарной безопасности. При вынесении протокола не учтен п. 7.2 НПБ 108-96 о защите молельного зала, алтаря и других обрядовых помещений. В соответствии с п. 5 протокола указано, что в помещении трапезной сестринского корпуса <№> отопительная печь эксплуатируется с нарушениями, чем нарушен п. 81 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№>, введенных в действие с <ДД.ММ.ГГГГ>, однако в чем выразились данные нарушения в предписании не указано, в связи с чем непонятно, какие необходимо устранять нарушения. В обосновании жалобы указано на решение Арбитражного суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу №<№>, которым пункты 1,2,3,4,5,6,7 (по зданию монастыря), 14,17 (по зданию сестринского корпуса), 29,30 (общих мероприятий) предписания Отделения государственного пожарного надзора <адрес> Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Коми признаны недействительными. Также указано на решение Арбитражного суда Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> по делу № <№>, которым предписание <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> «По устранению нарушений требований пожарной безопасности», выданное Крестовоздвиженскому Кылтовскому женскому монастырю Русской Православной церкви (Московского Патриархата) старшим дознавателем отдела Государственного пожарного надзора <адрес> Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Республике Коми признано недействительным. Считают также, что здание по адресу <адрес> (сестринский корпус) является жилым домом и не находится в собственности или в аренде у Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря; а здание Собора (<адрес>) находится в разрушенном состоянии, не эксплуатируется и также не находится в собственности или в аренде у Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря, в связи с чем в силу ст. 38 Федерального закона <№> Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь не может быть привлечен к административной ответственности.
В судебном заседании представители Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК Фомичев В.Ю. и Бузажи А.С. полагали, что постановление вынесено законно и обоснованно, поскольку как в ходе неоднократных официальных визитов, так и в качестве паломников сотрудники МЧС убеждались в том, что в Соборе проводятся службы с пребыванием большого количества людей, в сестринском корпусе круглосуточно находятся служительницы монастыря. Факт проведения служб в Соборе подтверждается сообщением на телефон доверия МЧС от представителя Кылтовского монастыря ФИО1
Представители привлекаемого к административной ответственности юридического лица по доверенности Шевелев А.Л. (в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>) и Микулко В.Б., не оспаривая факт использования спорных объектов недвижимости Крестовоздвиженским Кылтовским женским монастырем, полагали, что данное юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности, поскольку у должностных лиц Отдела надзорной деятельности <адрес> нет подтверждающих документов о собственнике данных объектов недвижимости. При этом также оспаривали постановление по существу, полагая, что из текста постановления непонятно, как устранять нарушения, указанные в пункте 5. Также пояснили, что в настоящее время у Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря нет денежных средств для оформления необходимых документов для установления права собственности на спорные объекты недвижимости, службы в здании Собора не проводятся.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, административное дело № <№> суд приходит к следующему.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяет Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 69-ФЗ).
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Постановлением Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> юридическое лицо - Местная Православная религиозная организация Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Согласно положениям Федерального закона № 69-ФЗ, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В соответствии с частью 1 статьи 38 ФЗ № 69 ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под памятниками понимаются, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений.
Согласно статье 6 названного Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.
Общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях регулируются Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, нормами государственной противопожарной службы МВД России «НПБ 108-96. Культовые сооружения. Противопожарные требования», введенных в действие Приказом ГУГПС МВД России от 18 июня 1996 года № 32.
В соответствии с пунктом 1.2 НПБ 108-96 при реконструкции, реставрации и капитальном ремонте культовых сооружений, являющихся историческими и культурными памятниками, необходимо учитывать требования законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.
Требования органов управления Государственной противопожарной службы в отношении культовых зданий - памятников истории и культуры и мероприятия, компенсирующие отступления от требований норм и правил, должны решаться совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры.
Из представленных материалов дела следует, что приказом Министерства культуры Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ> № <№> утвержден список объектов недвижимости Республики Коми, обладающих признаками объекта культурного наследия, согласно которому Ансамбль Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря отнесен к выявленным объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) (л.д.46-49).
<ДД.ММ.ГГГГ> между директором Коми Республиканской государственной Дирекцией по охране и использованию недвижимых памятников истории и культуры и Крестовоздвиженской Кылтовской женской монашеской общиной заключен договор <№> о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения, собор Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря был передан религиозному объединению в бессрочное пользование на основании Решения Министерства по управлению госимуществом и приватизации от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> (л.д. 50-55).
Согласно указанному договору религиозное объединение приняло на себя ответственность за сохранность передаваемого памятника, его территории, движимых памятников и культурных ценностей и обязалось использовать их для своих уставных целей в соответствии с указанным договором, в свою очередь государственный орган обязан осуществлять проверку соблюдения условий использования памятника Религиозным объединением в соответствии с Договором, взял на себя функции государственного заказчика на выполнение ремонтно-реставрационных работ на памятнике, если они не делегированы вышестоящим органом охраны памятников федеральному казенному предприятию или государственному учреждению по согласованию с Религиозным объединением.
В соответствии с п.2.2.1. указанного выше договора религиозное объединение обязано содержать здание памятника и все связанное с ним имущество, являющееся движимыми или культурными ценностями, в надлежащем техническом состоянии, нести, связанные с этим и установленные законодательством расходы, в том числе по оплате коммунальных услуг, а также обеспечивать охранные и противопожарные меры.
Оспариваемым постановлением Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь привлечен к административной ответственности за следующие выявленные нарушения:
Сестринский корпус: В помещении трапезной № <№>, в кельях, в чердачном помещении, на лестничной клетке светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников. Двери лестничных клеток на первом и втором этаже не оборудованы устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах. Средства пожарной автоматики не обозначены знаками пожарной безопасности: не обозначены звуковые оповещатели тревоги. Для облицовки полов на путях эвакуации общий коридор 1-ого этажа и общий коридор второго этажа, применено напольное покрытие (доска) с показателями класса пожарной опасности выше, чем КМ2. В помещении склада (трапезная № <№>), в коридоре на втором этаже в распределительной коробке эксплуатируются электрические провода с видимыми нарушениями изоляции. В помещении трапезной <№> отопительная печь эксплуатируется с нарушениями. В помещении трапезной <№> предтопочный лист отопительной печи имеет размеры менее 0,5*0,7 м. На 1-om этаже сестринского корпуса отсутствует второй эвакуационный выход. На 2-ом этаже сестринского корпуса отсутствует второй эвакуационный выход
Здание храма: Здание храма не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации. Здание храма не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Общие мероприятия: Не определено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте. На объекте отсутствует журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей. Работники допускаются к работе без прохождения противопожарного инструктажа. Не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для сестринского корпуса, для храма.
Согласно письму Министерства культуры РК от <ДД.ММ.ГГГГ>, данному в ответ на извещение МЧС России по РК, по результатам рассмотрения акта проверки и предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря, у Министерства нет возражений по п.1-3,5-7,10-15 предписания. При этом Министерством вырежено мнение по п.п. 4, 8-9 предписания, которое было учтено должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления (л.д. 60-61).
Таким образом, плановая проверка Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору проведена с привлечением органов государственной охраны памятников истории и культуры в системе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что постановлением Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК юридическое лицо привлечено за выявленные нарушения, не касающиеся реконструкции, реставрации или капитального ремонта культовых сооружений, а устранение выявленных нарушений не требует значительных финансовых затрат.
Данные обстоятельства дела подтверждаются собранными письменными доказательствами, в т.ч. распоряжением о проведении внеплановой проверки; актом проверки; протоколом об административном правонарушении; предписанием об устранении нарушений норм пожарной безопасности, а также показаниями представителей сторон.
Вместе с тем, из письма Межрайонной ИФНС <№> по РК, данному по запросу суда, следует, что по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> сведения о регистрации в качестве юридического лица Крестовоздвиженской Кылтовской женской монашеской общины, с которым заключен Договор на передачу недвижимого имущества, в федеральной базе данных ЕГРЮЛ отсутствуют (л.д. 92-101).
Таким образом, указание в Договоре <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, заключенном между директором Коми Республиканской государственной Дирекцией по охране и использованию недвижимых памятников истории и культуры и Крестовоздвиженской Кылтовской женской монашеской общиной на передачу последней недвижимого имущества, суд находит не основанным на нормах законах, т.к. ни в указанном договоре, ни в Едином государственном реестре юридических лиц нет сведений о названном юридическом лице.
Из выписки из ЕГРЮЛ от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что Местная Православная религиозная организация Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) как юридическое лицо зарегистрирована <ДД.ММ.ГГГГ> (л.д.109-116).
Данный факт свидетельствует о том, что на момент заключения вышеназванного Договора <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> с Крестовоздвиженской Кылтовской женской монашеской общиной под руководством Запорощенко Стефаниды Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь как юридическое лицо уже существовал, также под руководством Запорощенко Стефаниды.
Согласно ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Уведомлениями, предоставленным Княжпогостским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, подтверждается отсутствие сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о собственниках объектов недвижимости - Собор и сестринский корпус по адресу: <адрес> (л.д.86, 88).
Указом Епископа Сыктывкарского и Воркутинского <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, адресованным всем благочинным церковных округом, настоятелям приходов, наместникам, настоятелям и настоятельницам монастырей Сыктывкарской и Воркутинской Епархии рекомендовано активизировать работу по оформлению земельных участков под храмами, молитвенными домами и иными зданиями, принадлежащими приходам и монастырям, в собственность вверенных приходов и монастырей… Также рекомендовано срочно начать работу по оформлению в собственность земельных участков, на которых находятся разрушенные православные храмы … (л.д.120)
При установленных обстоятельствах, исходя из показаний, как должностных лиц, так и представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд приходит к выводу о том, что Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в настоящее время фактически владеет и использует помещения Собора и сестринского корпуса. В связи этим, суд находит несостоятельным довод подателя жалобы о том, что Крестовоздвиженский Кылтовсковский женский монастырь не является собственником данных объектов недвижимости, а органами пожнадзора не установлен правопреемник Крестовоздвиженской Кылтовской женской монашеской общины, с которой в 1998 году, был заключен охранный Договор №<№> поскольку отделом Государственного пожарного надзора в ходе проверок установлено фактическое использование спорных объектов недвижимости Крестовоздвиженским Кылтовским женским монастырем. При этом фактическое пользование данным объектом подателями жалобы не оспаривается. Длительное неоформление документов, в части изменения стороны в Договоре <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о сохранности и использовании недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения, и, как следствие, отсутствие письменных доказательств, подтверждающих право владения именно Крестовоздвиженским Кылтовским женским монастырем не может служить основанием для освобождения от ответственности данного юридического лица, фактически использующего помещения, от соблюдения норм пожарной безопасности. При этом суд учитывает, что в спорных жилых помещениях круглосуточно находятся люди (сестринский корпус), проводятся службы (здание Собора) с пребыванием людей, что подтверждается показаниями должностных лиц, сообщением на телефон доверия от представителя Кылтовского монастыря ФИО1, поэтому несоблюдение правил пожарной безопасности создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара в результате эксплуатации зданий в связи с чем в силу норм действующего законодательства, лицами фактически эксплуатирующими помещения, должны соблюдаться нормы пожарной безопасности.
Разночтения в документах в наименовании юридического лица, фактически использующего помещения, также не может служить основанием для освобождения его как от соблюдения требований пожарной безопасности, так и для привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что допущенные Местной Православной религиозной организации Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и правильно квалифицированы должностным лицом при вынесении постановления, вид и размер административного наказания юридическому лицу определены в соответствии с законом.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено, оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, с соблюдением прав и гарантий лица привлекаемого к ответственности, о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежаще, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в минимальном размере санкции ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем оснований к отмене постановления нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3, 30.6 - 30.10 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Отдела надзорной деятельности <адрес> УНД ГУ МЧС РФ по РК <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> о привлечении Местной Православной религиозной организации Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь Сыктывкарской и Воркутинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья М.В. Петрова