РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Поляковой И.В.,
с участием представителя истца – адвоката Анкудиновой Т.И., действующей на основании удостоверения № 3188 от 13.05.2016 и ордера № 13 от 12.02.2020,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области Руссковой Л.Ю., действующей на основании доверенности № СМ-09/10111 от 20.12.2019, сроком по 31.12.2020,
в отсутствие представителей третьи лиц АО «Иркутскэнергоремонт», ПАО «Иркутскэнерго»,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-441/2020 по исковому заявлению Романова В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, понуждении к назначению пенсии,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец Романов В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., указал, что 13.11.2019 он обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району о назначении ему досрочной страховой пенсии, предоставил все необходимые документы. 18.11.2019 ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе было вынесено решение № 470 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Согласно решению ПФ стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 составил 1 год 11 месяцев 13 дней, с учетом постановления Конституционного суда - 2 года 08 месяцев 27 дней, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев. Считает, что данное решение вынесено незаконно, так как нарушается его право на пенсионное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ. В период трудовой деятельности с 02.01.1990 по 26.07.1999 и с 29.10.1999 по 30.06.2004 и с 07.10.2004 по 22.07.2005 истец работал во вредном производстве на Усть-Илимском участке ТЭЦ ОАО «Иркутскэнерго» в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин котельных и машинных цехов в производстве «электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство». Работа предусмотрена Списком № 2, утвержденным Постановлением Правительства, разделом 13, подразделом 2140000а, пунктом 18455, о чем имеются записи в трудовой книжке, и подтверждается справкой ОАО «Иркутскэнерго» № 089/2584 от 05.03.2004. Согласно записи № 4 в трудовой книжке, 02.01.1990 был принят электрослесарем 2 разряда по ремонту электромашин котельных и машинных цехов участка Усть-Илимской ТЭЦ Производственно-ремонтного предприятия «Иркутскэнерго». 01.04.1990 ему был присвоен 3 разряд эл.слесаря по ремонту электромашин котельных и машинных цехов ТЭЦ. 02.09.1991 присвоен 4 разряд эл.слесаря по ремонту электромашин котельных и машинных цехов ТЭЦ. 26.05.1995 установлен 5 разряд эл.слесаря по ремонту электромашин. 26.07.1999 уволен в связи с сокращением штатов. 29.10.1999 принят в электрический цех электрослесарем 5 разряда по ремонту электрических машин. 30.06.2004 уволен по соглашению сторон. Принимая во внимание учтенный период работы ответчиком, стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 в особых условиях труда превышает требуемый размер 12 лет 6 месяцев. Считает, что при таких обстоятельствах, отказ в назначении пенсии является незаконным. Просит признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № 470 от 18.11.2019 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии Романову В.В.; обязать ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе включить Романову В.В. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы: с 02.01.1990 по 31.12.1997 в качестве электрослесаря по ремонту электромашин котельных и машинных цехов Усть-Илимский участок ТЭЦ; с 29.10.1999 по 30.06.2004 в качестве электрослесаря 5 разряда по ремонту электрических машин Усть-Илимской ТЭЦ АОЭиЭ «Иркутскэнерго», обязать ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Романову В.В. досрочную страховую пенсию с 02.12.2019.
Из текста письменных возражений представителя ответчика от 06.03.2020 на исковое заявление, следует, что при определении права Романова В.В. на досрочное назначение страховой пенсии было установлено следующее. Согласно записям в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Романов В.В. работал: с 02.01.1990 по 31.12.1997 электрослесарем по ремонту электрических машин котельных и машинных цехов производственно ремонтного предприятия «Иркутскэнерго» на Усть-Илимском участке, при этом код льготы работодателем не указан; с 29.10.1999 по 30.06.2004 электрослесарем по ремонту электрических машин электроцеха на Усть-Илимской ТЭЦ АОЭиЭ «Иркутскэнерго», при этом код льготы работодателем также не указан. Период работы с 02.01.1990 по 31.12.1991 не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2, поскольку Списком № 1173 от 22.08.1956 предусмотрены слесари дежурные и слесари по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах. Романов В.В. в указанный период не был занят на обслуживании оборудования и автоматики, кроме того, работал в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин, а правом пользовались только электрослесари по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятые на ремонте и обслуживании только автоматики в цехах: котельных, котло-турбинных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления как слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятые обслуживанием, занятые на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления. Период работы с 01.01.1992 по 31.12.1997 не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку не представлены документы, подтверждающие занятость полный рабочий день на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, по коду льготы 2140000а-18455, предусмотренному Списком 1992 г. Период работы с 29.10.1999 по 30.06.2004 не может быть зачтен в стаж на соответствующих видах работ, поскольку не представлены документы, подтверждающие занятость полный рабочий день на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, по коду льготы 2140000а-18455, предусмотренному Списком 1992 г. После регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (01.12.1998) в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица период работы с 29.10.1999 по 30.06.2004 работодателем квалифицирован как работа на общих основаниях, без указания льготы; документы, подтверждающие работу в качестве электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, не представлены. Просит учесть, что в соответствии со Списком № 2, 1956 г., не все электрослесари имеют право на досрочное назначение страховой пенсии, а только электрослесари по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятые на ремонте и обслуживании только автоматики в цехах: котельных, котло-турбинных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, а с 01.01.1992 в соответствии со Списком № 2 - электрослесари, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики. Стаж на соответствующих видах работ для Романова В.В. по п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400 составил 01 год 11 месяцев 13 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2п – 02 года 08 месяцев 27 дней, при требуемом не менее 12 лет 6 месяцев. Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 27 лет 07 месяцев 05 дней, при требуемом стаже не менее 20 лет. Страховой стаж составил 30 лет 05 месяцев 20 дней, с учетом Постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2п – 38 лет 03 месяца 21 день, при требуемом 25 лет. Считает, что решение территориального органа ПФ от 18.11.2019 № 470 принято обоснованно, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований истцу необходимо отказать.
В судебном заседании истец Романов В.В., его представитель Анкудинова Т.И. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Истец Романов В.В. в ходе судебного разбирательства пояснял, что в период с 02.01.1990 по 26.07.1999 она работал в ПРП «Иркутсэнергоремонт», которое впоследствии было переименовано в ПРФ «Иркутскэнергоремонт» и являлось подрядной организацией Усть-илимской ТЭЦ, входящей в состав ОАО «Иркутскэнерго». Основной работой бригады было осуществление ремонта электродвигателей, которые располагались в цехах котельном, турбинном и цехе топливоподачи. Ремонт осуществлялся непосредственно на месте установки электродвигателей, так как они со своих мест не снимались, технологически это было невозможно. Но могли осуществлять и мелкий ремонт выводов электродвигателей и обмотки. В ремонт двигателя входила работа по сборке электродвигателя с выводом ротора, замена подшипников, переклиновка пазов стартера. По правилам состав бригады бил не менее двух человек. Работа осуществлялась по графикам на текущий и капитальный ремонт. Мастер выдавал наряд-допуск на безопасные работы, подготавливалось рабочее место, производились необходимые отключения, оборудование выводилось на ремонт и затем бригада приступала непосредственно к ремонту. Ремонты были, как правило, плановыми, но случались и аварийные ремонты. До 2000 года цехов было три: котельный, турбинный и теплоподачи, затем они были объединены в котлотурбинный и цех топливоподачи. При этом период с 01.01.1998 по 26.07.1999 был зачтен в специальный стаж, хотя место работы и условия работы не менялись. С октября 1999 по июнь 2004 работал непосредственно на Усть-Илимской ТЭЦ в электроцехе, где также занимались ремонтом электродвигателей, также добавилась пуско-наладочная аппаратура двигателей. Объем работ был одинаковым. В период с 2001 по 2005 проходил заочное обучение в Братском государственном университете. Полагал, что их бригада, в том числе и до 1992 года, занималась и ремонтом и обслуживанием электрооборудования.
Представитель ответчика Русскова Л.Ю. с требованиями истца не согласилась, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица АО «Иркутскэнергоремонт» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Генеральный директор АО «Иркутскэнергоремонт» М.В. Кудрявцев письменно просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица ПАО «Иркутскэнерго» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом. Представитель ПАО «Иркутскэнерго» по доверенности Е.Ю. Скардина, действующая на основании доверенности № 310 от 16.07.2018, сроком действия по 16.07.2021, письменно просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации установлено, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 № 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Романов В.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось ровно 50 лет.
Истец Романов В.В. просит назначить ему страховую пенсию по старости со дня достижения 50-летнего возраста.
Поэтому для назначения страховой пенсии по старости Р., в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ, необходимо иметь страховой стаж не менее 25 лет, проработать не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, иметь стаж работы на соответствующих видах работ не менее 12 лет 6 месяцев.
Из решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 470 от 18.11.2019 следует, что страховой стаж Романова В.В. составил 30 лет 05 месяцев 20 дней, с учетом требований постановления Конституционного Суда РФ от 29.012004 № 2п – 38 лет 03 месяца 21 день, при требуемом стаже в размере не менее 25 лет; стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера составил 27 лет 07 месяцев 05 дней, при требуемом стаже не менее 20 лет; стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил 01 год 11 месяцев 13 дней, с учетом требований постановления Конституционного Суда РФ от 29.012004 № 2п – 02 года 08 месяцев 27 дней, при требуемом стаже не менее 12 лет 6 месяцев.
Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).
Согласно подпункту «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» действовавшего до 01.01.2015 года.
С учетом статьи 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Аналогичные положения содержатся в п. п. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015.
В соответствии с разделом 14 Списка № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР 22 августа 1956 года № 1173 (далее по тексту Списки № 2 1956 года), право на досрочную пенсию имеют слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподач и пылеприготовления; электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым обслуживанием, занятым на ремонте и обслуживанием автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, как слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, электрослесари по обслуживанию, по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятые обслуживанием, занятые на ремонте и обслуживании автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 апреля 2003 года № 239 «О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 года №537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона №173-Ф3 от 17.12.2001г.» Список № 2 1956 года применяется к случаям, имевшим место до 1 января 1992 года. После 1 января 1992 года применяются Списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10.
Согласно разделу 13 данного Списка № 2 (код позиции 2140000а-18455) правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики, код позиции 2140000а-18455.
Из Разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств...» (утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29) следует, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные (п. 5).
Работники, занятые ремонтом оборудования непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, профессии и должности которых предусмотрены Списками, пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, состоят они в штате производственных цехов, отделений, участков или в штате специализированных ремонтных цехов, участков, организаций (п. 14).
Рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой ими работы (п. 15).
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил. Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Судом установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Романов В.В. обратился в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 13.11.2019 в возрасте 49 лет (полных 50 лет – 02.12.2019).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе № 470 от 13.11.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Стаж работы Романова В.В. на соответствующих видах работ составил 01 год 11 месяцев 13 дней, с учетом требований постановления Конституционного Суда РФ от 29.012004 № 2п – 02 года 08 месяцев 27 дней, при требуемом стаже по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не менее 12 лет 6 месяцев.
Однако доводы истца о наличии у него необходимого специального стажа для досрочного назначения страховой пенсии по старости, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и доказаны совокупностью представленных доказательств.
Исследовав копию трудовой книжки истца №, выданную 24.11.1987 (л.д. 8-12 том 1) судом, применительно к спорному периоду, установлено следующее:
- 02.01.1990 принят в производственно-ремонтное предприятие «Иркутскэнерго» на должность электрослесаря 2 разряда по ремонту электромашин котельных и машинных цехов ТЭЦ на Усть-Илимский участок (приказ № 15/к от 26.01.1990) (запись № 4);
- 01.04.1990 присвоен 3 разряд электрослесаря по ремонту электрических машин котельных и машинных цехов ТЭЦ (приказ № 38/к от 26.03.1990) (запись № 5);
- 02.09.1991 присвоен 4 разряд электрослесаря по ремонту эл.машин котельных и машинных цехов ТЭЦ (приказ № 112/к от 11.09.1991) (запись № 6);
- 26.05.1995 установлен 5 разряд электрослесаря по ремонту электрических машин (приказ № 59/к от 31.05.1995) (запись № 7);
- ПРП «Иркутскэнерго» переименовано в производственно-ремонтную фирму «Иркутскэнергоремонт» (запись № 8);
- 26.07.1999 уволен в связи с сокращением штата (приказ № 168к от 20.07.1999 (запись № 9);
- 29.10.1999 принят в Усть-Илимскую ТЭЦ АОЭиЭ «Иркутскэнерго» в электрический цех электрослесарем 5 разряда по ремонту электрических машин (приказ № 318к от 29.10.1999 – л.д. 67 том 1) (запись № 10);
- 19.05.2000 Иркутское акционерное общество энергетики и электрификации переименовано в Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ОАО Иркутскэнерго);
- 30.06.2004 уволен по соглашению сторон (приказ № 421к от 28.06.2004 – л.д. 68 том 1) (запись № 12).
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета период работы истца с 02.01.1990 по 31.12.1997 работодателем квалифицирован как обычные условия труда, с 01.01.1998 по 26.07.1999 – как особые условия труда, код льготы 2140000А-18455, с 29.10.1999 по 18.05.2000 и с 19.05.2000 по 31.12.2001 - как обычные условия труда (л.д. 33-35 том 1).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, выданной ОАО «Иркутскэнерго» от 05.03.2004 № 089/2584 Романову В.В., последний с 02.01.1990 по 26.07.1999 работал в производстве электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство в качестве электрослесаря по ремонту электрических машин на Усть-Илимском участке. Работа предусмотрена Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел 13, подраздел 210000а, пункт 18455 (л.д. 13 том 1).
Третьим лицом ПАО «Иркутскэнерго» 06.04.2020 в материалы дела представлены (по периоду работы с 02.01.1990 по 26.07.1999) копии: личной карточки; приказа № 15/к от 26.01.1990 о приеме на работу по должности электрослесаря 2 разряда по ремонту эл.машин котельных и машинных цехов ТЭЦ на Усть-Илимский участок; приказа № 38/к от 26.03.1990 о присвоении 3 разряда; приказа № 112/к от 11.09.1991 о присвоении 4 разряда; приказа № 59/к от 31.05.1995 о присвоении 5 разряда; приказа № 168к от 20.07.1999 о расторжении трудового договора; протоколов заседания совета бригады за 1998-1999 г.г.; нормированных заданий за 1998, 1999 г.г.; реестры начисления заработной платы за 1998, 1999 г.г.; планов-заданий за 1998, 1999 г.г.; штатного расписания ПРФ «Иркутскэнергоремонт» с 01.11.1995; штатного расписания ПРФ «Иркутскэнергоремонт» на 1999 г.
В соответствии со справочной информацией, предоставленной Филиалом Усть-Илимская ТЭЦ ПАО «Иркутскэнерго» от 10.03.2020, в период с 29.10.1999 по 30.06.2004 Романов В.В. работал в электрическом цехе УИ ТЭЦ электрослесарем 5 разряда по ремонту электрических машин, был закреплен за бригадой электрического цеха, которая обслуживала: электродвигатели в котлотурбинном цехе (КТЦ), цех топливоподачи (ЦТП), электродвигатели на котлоагрегатах, электродвигатели на турбогенераторах; пусконаладочную аппаратуру для электродвигателей в КТЦ. Обслуживание и ремонт электродвигателей и коммутационной аппаратуры производились на местах установки электродвигателей, на оборудовании КТЦ, ЦТП, установленных на различных отметках котлоагрегатах, турбоагрегатов и другом оборудовании КТЦ, на ленточных конвейерах ЦТП, на щитах управления в КТЦ. В ремонт электродвигателей входит: замена подшипников, ремонт обмотки и выводов электродвигателя, прокрутка электродвигателя на холостом ходу – расположенных по месту установки электродвигателей. В ремонт коммутационной аппаратуры входит: ремонт контакторов, кнопочных постов, магнитных пускателей, кабельных связей – расположенных по месту установки электродвигателей. Все электродвигатели расположены в технологических цехах и на оборудовании. Романов В.В. производил ремонт и обслуживание электродвигателей для бесперебойной работы оборудования КТЦ и ЦТП (л.д. 64 том 1).
В ходе судебного разбирательства были исследованы копии: журналы учета работы по распоряжениям (ОАО «Иркутскэнерго» филиал Усть-Илимская ТЭЦ) за 1992 год (частично); за 1995 год (частично); за 1998 год (частично), за 1999 год (частично), за 2000 год (частично); за 2002 год (частично), из которых следует, что в указанный временной период Романов В.В. в составе бригады принимал участие в текущих и капитальных ремонтах электродвигателей в КЦ, ТЦ, ТТЦ.
Из Положения об электрическом цехе Усть-Илимской ТЭЦ, утвержденного в 1999 году следует, что в структуру цеха входит служба ремонта, которая обеспечивает техническое обслуживание и ремонт всего силового оборудования, закрепленного за ЭЦ. В службу ремонта, в том числе, входила бригада по ремонту электрооборудования технологических цехов. В свой работе ЭЦ поддерживал прямые связи с другими подразделениями (производить техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, сетей освещения, электроизмерительных приборов), в том числе с котельным цехом, с турбинным цехом.
Анализируя исследованные в ходе судебного разбирательства письменные доказательства, соотнося их между собой, суд приходит к выводу о том, что работая в должности электрослесаря по ремонту электромашин котельных и машинных цехов ТЭЦ на Усть-Илимском участке производственно-ремонтного предприятия «Иркутскэнерго в спорные периоды времени с 02.01.1990 по 31.12.1991 Романов В.В., был занят на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики, в цехах: котельном, котло-турбинном, машинном; с 01.01.1992 по 31.12.1997 был занят полный рабочий день на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики, в цехах: котельном, котло-турбинном, машинном, и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики; работая в должности электрослесаря 5 разряда по ремонту электрических машин Усть-Илимской ТЭЦ АОЭиЭ «Иркутскэнерго» в электрическом цехе Романов В.В. так же был занят на ремонте и обслуживании оборудования и автоматики, в цехах: котельном, котло-турбинном, машинном, что позволяет отнести его должность к Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», в соответствии с которым право на льготное пенсионное обеспечение имеют слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455).
В соответствии с нормами ФЗ РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 20.03.1996 года, устанавливающего правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, обязанность по представлению, уточнению и дополнению один раз в год, но не позднее 1 марта в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже всех лицах, работающих по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых уплачиваются страховые взносы возлагается на страхователя (то есть работодателя). Статьей 17 данного Закона предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Учитывая, что ни ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ни ФЗ «О страховых пенсиях», ни ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» не содержат норм, обязывающих застрахованных лиц контролировать своевременность и правильность представления в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховом стаже, сам по себе факт невыполнения страхователем этих обязанностей не может служить достаточным основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения на застрахованное лицо.
При этом, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела предоставлены справки, уточняющие характер работы и наименования оборудования и цехов, с которыми работал Романов В.В.
Таким образом, тот факт, что работодатель не квалифицировал спорные периоды времени как дающие право на досрочное назначение пенсии, не может повлечь за собой неблагоприятных последствий для Романова В.В.
По мнению суда, представлено достаточно доказательств, позволяющих установить условия и характер работы истца. Совокупностью письменных доказательств установлено оборудование на котором работал истец и характер выполняемой им работы.
Стороной ответчика не представлено доказательств иных условий и характера выполняемой работы истца в спорный период времени.
Из предоставленных копий приказов: № 209к от 23.03.2004, № 478к от 02.09.2003, № 188к от 25.04.2003, № 413к от 18.10.2002, № 48к от 07.02.2002 следует, что в период с 16.04.2004 по 10.05.2004, с 22.09.2003 по 16.10.2003, с 05.05.2003 по 29.05.2003, с 07.10.2002 по 31.10.2002, с 15.02.2002 по 06.03.2002 Романов В.В. находился в дополнительных отпусках с сохранением заработной платы (учебных отпусках).
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено этими правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).
Согласно ст. 173 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г.
Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Стаж на соответствующих видах работ, установленный в судебном заседании, превышает требуемый размер - не менее 12 лет 6 месяцев. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ в назначении пенсии является незаконным.
Учитывая вышеизложенное, решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 470 от 18.11.2019 нельзя признать законным.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о необходимости назначения истцу пенсии с момента возникновения права на указанную пенсию, то есть с 02.12.2019.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романова В.В. удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 470 от 18.11.2019 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области включить Романову В.В. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы с 02.01.1990 по 31.12.1997 в производственно-ремонтном предприятии «Иркутскэнерго» на должности электрослесаря по ремонту электромашин котельных и машинных цехов ТЭЦ на Усть-Илимском участке, с 29.10.1999 по 30.06.2004 в Усть-Илимской ТЭЦ АОЭиЭ «Иркутскэнерго» в электрическом цехе электрослесарем по ремонту электрических машин.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области назначить Романову В.В. досрочную страховую пенсию с 02 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина
Мотивированное решение изготовлено 10.06.2020