Дело № 2-178/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года с.Красноселькуп
Красноселькупский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Аликиной Н.А.,
при секретаре Патраваеве Ю.А.,
с участием истца зам.прокурора Красноселькупского района Т.В.Камалтынове,
представителя ответчика Б., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Красноселькупского района ЯНАО, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОМВД России по Красноселькупскому району о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красноселькупского района ЯНАО, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОМВД России по Красноселькупскому району о возложении обязанности. В обоснование требований истец указал, что в соответствии с ч.7 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положения которого распространяются на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. В соответствии со статьей 6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно пункту 67 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этой цели помещениях, которые располагаются, по возможности, на нижних этажах зданий и имеют отдельный вход. В соответствии с п.68.2 Регламента, помещение должно быть оборудовано информационными стендами, содержащими визуальную и текстовую информацию. Пунктом 72 регламента предусмотрено, что в помещениях, в которых осуществляется предоставление государственной услуги, должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников). Пунктом 72.4 регламента предусмотрено, что в помещениях, в которых осуществляется предоставление государственной услуги, должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов, а именно оснащение специальным оборудованием для удобства и комфорта инвалидов помещения для возможного кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении в помещении. В нарушение указанного регламента в помещении МП ОМВД не обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Просит возложить обязанность на ОМВД России по Красноселькупскому району в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Истец зам. прокурора Красноселькупского района Т.В.Камалтынов в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске. Уточнил требования о необходимости обеспечения дублирования необходимой информации для инвалидов именно в помещении Миграционного пункта ОМВД России по Красноселькупскому району.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил суду отзыв на исковое заявление, изложенный в письменном виде. В обоснование доводов возражений указал, что условия доступа инвалидов в миграционный пункт имеются. Установлена кнопка вызова сотрудников для встречи инвалидов. Сотрудник ОМВД России по Красноселькупскому району встречает обратившегося инвалида и сопровождает его при оказании государственных услуг. В связи с чем полагает, что нет необходимости дополнительно устанавливать стенды с информацией для инвалидов. Кроме того, полагает, что заявленные требования прокурора не конкретизированы, носит общий характер, не ясно какая информация должна быть размещена.
Представитель третьего лица УМВД по ЯНАО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений и заявлений не представил.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В частности, в силу п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с ч. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», положения которого распространяются на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Приказом МВД России от 31.12.2017 № 984 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно пункту 67 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляется в специально выделенных для этой цели помещениях, которые располагаются, по возможности, на нижних этажах зданий и имеют отдельный вход.
В соответствии с п.68.2 Регламента, помещение должно быть оборудовано информационными стендами, содержащими визуальную и текстовую информацию.
Пунктом 72 регламента предусмотрено, что в помещениях, в которых осуществляется предоставление государственной услуги, должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе - дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (п.72.7).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, действие правил распространяется на объекты, в котором предоставляются государственные услуги, в том числе инвалидам.
Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что помещение миграционного пункта ОМВД России по Красноселькупскому району дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля не имеется.
Учитывая, что обязанность ответчика по обеспечению надлежащего обслуживания инвалидов в помещении миграционного пункта ОМВД России по Красноселькупскому району не исполнена, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика подлежат отклонению, как не основанные на нормах приведенного выше законодательства.
Сведений о невозможности дублирования требуемой информации в помещении миграционного пункта с учетом установленных стандартов суду не представлено.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный прокурором срок исполнения решения суда, с учетом бюджетного финансирования обеспечения и необходимости соблюдения законности при выполнении работ, отвечает признаку достаточности для исполнения заявленных требований.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить обязанность на ОМВД России по Красноселькупскому району в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить в помещении Миграционного пункта дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Красноселькупский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Н.А.Аликина
В окончательной форме решение суда изготовлено 19.09.2022 г.