УИД 35RS0022-01-2020-001553-59 | Дело № 2а-72/2021 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тотьма 14 января 2021 г.
Тотемский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Голодовой Е.В.,
при секретаре Кокине С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району, ОМВД России по Тотемскому району об обжаловании предписания,
установил:
администрация муниципального образования «город Тотьма» обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району, в котором просила признать незаконным представление от 21 августа 2020 г. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в содержании улично-дорожной сети г.Тотьма, выявленных 20 августа 2020 г.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения ... муниципального образования «...» от 21 ноября 2019 г. №... с 01 января 2020 г. осуществление части полномочий по содержанию автомобильных дорог передано администрации Тотемского муниципального района, в том числе установка элементов обустройства автомобильных дорог (установка дорожных ограждений). В бюджет Тотемского муниципального района переданы финансовые средства для осуществления переданной части полномочий в сумме ... рублей. Между администрацией муниципального образования «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района 27 декабря 2019 г. заключено соответствующее соглашение. Администрация муниципального образования «город Тотьма» не является лицом, ответственным за содержание дорог в 2020 году.
Определением суда от 14 декабря 2020 г. в качестве административного соответчика привлечено ОМВД России по Тотемскому району.
В судебное заседание представитель административного истца администрации муниципального образования «город Тотьма», представитель административного ответчика ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району, представитель заинтересованного лица администрации Тотемского муниципального района не явились, о дате и времени слушания по делу извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Тотемскому району Стриженко А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Согласно отзыву на указанное заявление, в технологической карте, являющейся приложением к соглашению, отсутствуют мероприятия по проведению указанных в представлении ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району от 21 августа 2020 г. работ, следовательно, соответствующее финансирование не передавалось в бюджет Тотемского муниципального района.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из смысла приведённых правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений, действий (бездействия) и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог (пункты 3, 10 статьи 11, пункты 1.1, 6 статьи 12, пункты 1 и 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно Уставу муниципального образования «город Тотьма» к полномочиям администрации относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090).
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такими правовыми актами являются Государственный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённый приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст и Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. СП 42.13330.2016. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (далее СП 42.13330.2016), утверждённый Приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: установка дорожных ограждений, сигнальных столбиков, противоослепляющих экранов, световозвращающих устройств.
При этом, в согласно подпункту 4 пункта 4 раздела II указанного приказа, устройство недостающих тротуаров относится к комплексу работ капитального ремонта автомобильной дороги (по элементам обустройства автомобильных дорог).
Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденного Приказом МВД России от 30 марта 2015 г. № 380 (далее Регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур (действий) Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при осуществлении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Согласно пункту 8 Регламента, предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
В пункте 81 Регламента указано, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствования организации дорожного движения.
При надзоре за дорожным движением осуществляется выявление, пресечение и предупреждение нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния, автомобильных дорог, в том числе, наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения (пункты 82, 83 Регламента).
В соответствии с пунктом 86 Регламента, в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (приложение № 4 к настоящему Административному регламенту).
Согласно пункту 87 Регламента, при выявлении нарушений обязательных требований безопасности принимаются решения, предусмотренные пунктом 17 настоящего Административного регламента, в том числе и о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
В связи с выявленными нарушениями законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые зафиксированы актом от 20 августа 2020 г. должностным лицом 21 августа 2020 г. начальником ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району С.С.Н. выдано представление, которым на администрацию муниципального образования «город Тотьма» возложена обязанность по устранению выявленных в содержании автомобильных дорог недостатков, а именно:
в течение 30 суток с момента получения представления привести ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р52766-2007 (при двусторонней застройке отсутствуют тротуары); привести пешеходный переход, проходящий вдоль детского учреждения (Тотемская СОШ №..., ...) в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2019 (отсутствуют ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа у пешеходного перехода, улицы, проходящей вдоль Тотемская СОШ №...).
Согласно ответу Администрации муниципального образования «город Тотьма» от 17 сентября 2020 г. устройство недостающих тротуаров относится к комплексу работ по капитальному ремонту и проведение указанных работ невозможно в течение срока, указанного в представлении.
При этом на основании решения Совета муниципального образования от 21 ноября 2019 г. №... осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно: содержание автомобильных дорог в соответствии с приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» передано администрации Тотемского муниципального района.
Решением ... муниципального района от 26 декабря 2019 г. №... с 01 января 2020 г. сроком на один год принято осуществление указанной части полномочий.
27 декабря 2019 г. между администрацией муниципального образования «город Тотьма» и администрацией Тотемского муниципального района заключено соглашение сроком действия с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., согласно которому администрацией муниципального образования «город Тотьма» передано администрации Тотемского муниципального района осуществление части полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, тротуаров в границах населенных пунктов муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а именно: содержание автомобильных дорог и проездов, указанных в приложении № 1, № 2 к настоящему соглашению в соответствии с приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; содержание в надлежащем состоянии тротуаров, при необходимости ремонт согласно приложению № 3.
Определен размер финансовых средств на 2020 год, передаваемых в бюджет Тотемского муниципального района на осуществление указанных полномочий в сумме ... рублей.
Согласно статьям 2, 7 соглашения администрация Тотемского муниципального района самостоятельно определяет порядок осуществления части полномочий в соответствии с настоящим Соглашением; несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение части полномочий, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В приложении №... к данному соглашению значится ....
При этом, соглашение не содержит условия о том, что работы по содержанию автомобильных дорог должны производиться в строгом соответствии с технологической картой.
Из указанного следует, что полномочия и реальная возможность исполнения обжалуемого представления в части содержания автомобильных дорог муниципального образования имелась лишь у администрации Тотемского муниципального района.
Суд учитывает, что работы по устройству недостающих тротуаров, согласно подпункту 4 пункта 4 раздела II приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», не относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.
Суд, проанализировав вышеизложенные положения законодательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции.
В тоже время, исполнимость представления является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок. Исполнимость представления следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение и предписание должно быть выдано надлежащему субъекту для его выполнения.
Кроме того, в нарушение пункта 17.6 Административного регламента представление начальником ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району внесено в адрес юридического лица, тогда как в данном пункте поименованы руководители и должностные лица организаций.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что представление от 21 августа 2020 г., выданное ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району администрации муниципального образования «город Тотьма» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в содержании улично-дорожной сети г. Тотьма, выявленных 20 августа 2020 г., является незаконным, в связи с чем, суд возлагает обязанность на ответчика устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь статьями 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление администрации муниципального образования «город Тотьма» к ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району, ОМВД России по Тотемскому району удовлетворить.
Признать незаконным предписание от 21 августа 2020 г., выданное начальником ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району администрации муниципального образования «город Тотьма» об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных 20 августа 2020 г., возложить на ОГИБДД ОМВД России по Тотемскому району обязанность устранить допущенное нарушение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда через Тотемский районный суд.
Судья Е.В. Голодова
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 г.
Судья Е.В. Голодова