Решение по делу № 2а-8306/2022 от 29.06.2022

УИД 11RS0001-01-2022-010412-59 № 2а-8306/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

с участием административного истца Алтынбаева В.В., представителя административных ответчиков, заинтересованного лица Крюковой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 16 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Алтынбаева Виталия Вячеславовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

установил:

Алтынбаев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН по Республике Коми о признании незаконными действий, взыскании денежной компенсации в размере 15 000 рублей за ненадлежащие условия содержания в период его водворения в ПКТ, которые выразились в несоответствии прогулочных двориков действующему законодательству.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ФСИН России, в качестве заинтересованного лица - УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании административный истец Алтынбаев В.В. на требованиях настаивал.

Представитель административных ответчиков, заинтересованного лица Крюкова А.П. с требованиями не согласилась.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения, особенность которой состоит в том, что на осужденного оказывается специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении принадлежащих ему прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей (статья 43 Уголовного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Уголовно-исполнительное законодательство РФ основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний. Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ, имеет право на присуждение за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 8, 10, 12, 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).

В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является одной из приоритетных задач ФСИН России.

ФСИН России обеспечивается создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

Государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно положениям статей 73, 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, достигшие совершеннолетия, отбывают наказание в исправительных учреждениях с различными видами режимов.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим) является одним из основных средств исправления осужденных.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режим в исправительных учреждениях – установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).

Материалами дела установлено, что Алтынбаев В.В. отбывает меру уголовного наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по настоящее время.

В период отбытия наказания ** ** **, ** ** **, ** ** ** Алтынбаев В.В. был водворен в ПКТ за нарушение правил внутреннего распорядка на 6 месяцев, 6 месяцев и 5 месяцев соответственно.

Статьей 93 УИК РФ предусмотрено, что осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается статьями 118, 121, 123, 125, 127, 131 и 137 настоящего Кодекса.

Прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части территории исправительного учреждения. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч.2 ст.93 УИК РФ).

В соответствии со ст.118 УИК РФ осужденным к лишению свободы, водворенным в штрафной изолятор, запрещаются свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передач и бандеролей. Они имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Здание ШИЗО/ПКТ вместе с прогулочными дворами введены в эксплуатацию в 1991 году.

Из справки отдела ОКБИ и ХО количество прогулочных дворов составляет: в ШИЗО – 3 штуки, ПКТ – 4 штуки, площадь каждого прогулочного дворика ПКТ составляет 15 кв.м. Прогулочные дворы в металлическом исполнении, сплошного заполнения, высотой 3 метра, пол бетонный. Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены предусмотрен козырек (навес) с выносом его на 1,7 м. внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. В каждом прогулочном дворе стационарно установлена скамейка для сидения в деревянном исполнении. По верху прогулочных дворов закреплена металлическая рама, к которой приварена металлическая решетка ячеей не более 170х170 мм. Сверху на решетку уложена и закреплена металлическая сетка с ячейками не более 50х50 мм.

Согласно требованиям, приведенным в таблице 14.3 "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" на одного осужденного должно приходиться не менее 6 кв. м, площади прогулочного двора, в свою очередь суммарная площадь которого не может быть менее 20 кв. м.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика поясняла, что осужденные выводятся на прогулку по установленному графику, при этом гуляют покамерно. Камеры ПКТ рассчитаны на содержание 2-3 осужденных.

Указанное подтверждается и распорядком дня, согласно которого прогулка проводится поочередно покамерно, начиная с первого порядкового номера камеры ШИЗО, затем с первого порядкового номера камеры ПКТ. Время прогулки установлено в соответствии с требованиями ст.118 УИК РФ.

С учетом того, что площадь двориков составляет 15 кв.м., осужденные выводятся на прогулку покамерно, вместимость которых составляет от 2-х до 3-х человек, площадь прогулочного дворика на одного осужденного составляла от 5 до 7,5 кв.м.

Согласно нормам приказа Минюста РФ от 02.06.2003 № 130дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02) Минюста России» наружные и внутренние стены прогулочных дворов следует выполнять из селикатного и керамического кирпича, керамических камней, бетона, железобетона, дерева (только для лесозаготовительных ИУ).

Аналогичные требования к выполнению наружных и внутренних стен прогулочных дворов закреплены в названном ранее Своде Правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр).

При размещении прогулочных дворов на территории локальных участков подстилающие слои полов в прогулочных дворах должны выполняться бетонными толщиной не менее 100 мм. (пункт 16.14 Инструкции).

Однако, несмотря на то, что требования закона в изложенной части ответчиком не были осуществлены, суд приходит к выводу о том, что нарушения установленных требований в изложенной части не может быть достаточным для взыскания в пользу истца денежной компенсации, поскольку с учетом времени нахождения истца на прогулке в период его нахождения в ПКТ - 1 час 30 минут, допущенные нарушения не могут быть признаны значительными, устанавливающими право истца на получение денежной компенсации.

Кроме того, прогулочные дворы ФКУ ИК-1 были введены в эксплуатацию вместе со строительством здания «ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ», а именно в 1991 году, т.е. до принятия Правил в 2017 году, изменяющими вид материала, из которого должны быть сделаны стены прогулочных дворов. В связи с чем доводы административного истца о несоответствии прогулочных двориков требованиям законодательства действующего в настоящее время являются не состоятельными.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзацах 1,2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Существенных нарушений условий содержания лишенных свободы лиц при разрешении требования иска судом не установлено.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Алтынбаева В.В., поскольку нарушений действующего законодательства и прав административного истца в части обеспечения надлежащих условий его содержания в той мере, в какой они должны быть обеспечены, за заявленный период со стороны административных ответчиков по настоящему делу не усматривается.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного исковое заявление Алтынбаева Виталия Вячеславовича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий         Н.Н. Прилепова

Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.

2а-8306/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алтынбаев Виталий Вячеславович
Ответчики
ФКУ ИК_1 УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
УФСИН России пол Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Прилепова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
29.06.2022Регистрация административного искового заявления
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2022Судебное заседание
26.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее