ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Наумова А.В.
дело № 33-3942 поступило 5 октября 2018г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 ноября 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии Кушнаревой И.К., Холонгуевой О.Р.,
при секретаре Цыбиковой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Серебренникова Александра Валерьевича к Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Советского района г. Улан-Удэ о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди по норме предоставления с учетом права на дополнительную площадь
по апелляционной жалобе представителя ответчика – администрации г. Улан-Удэ Аюшеевой Даримы Николаевны на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 22 августа 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Серебренникова Александра Валерьевича к Администрации г.Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Серебренникову Александру Валерьевичу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Улан-Удэ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права на дополнительную площадь.
Исковые требования Серебренникова Александра Валерьевича к Администрации Советского района г.Улан-Удэ оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., выслушав пояснения истца, его представителя, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд, Серебренников А.В. просил обязать Администрацию Советского района г. Улан-Удэ предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Исковые требования мотивированы тем, что Серебренников А.В. является <...> бессрочно, состоит на диспансерном учете, <...>
В апреле 2018г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно».
Истец полагает, что он имеет право на внеочередное обеспечение жильем.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика привлечена Администрация г.Улан-Удэ; в качестве третьих лиц – Правительство Республики Бурятия и Минсоцзащиты населения Республики Бурятия.
В судебном заседании истец Серебренников А.В. и его представитель Серебренникова Г.В. уточнили исковые требования, просили обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Улан-Удэ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека с учетом права на дополнительную площадь.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. возражала против исковых требований, указывая на то, что обеспечение жильем инвалидов является расходным обязательством субъекта РФ.
Представители третьих лиц в суд не явились.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. просит решение суда отменить, указывая на то, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель ответчика просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Истец Серебренников А.В., его представитель Серебренникова Г.В. в суде апелляционной инстанции возражали против удовлетворения жалобы.
Представители третьих лиц просили рассмотреть дело без их участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав названных лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из документов следует, что Серебренников А.В. является <...> по общему заболеванию, код заболевания <...>
Распоряжением Администрации Советского района г.Улан-Удэ ... от 11.04.2018г. Серебренников А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек.
По распоряжению Администрации Советского района г.Улан-Удэ ... от 14.06.2018г. Серебренников А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории «малоимущие».
Истец проживает в жилом помещении по адресу: г.Улан-Удэ, <...> общая площадь которого <...> кв.м.
Указанное жилье по договору социального найма предоставлено матери истца Серебренниковой Г.В. В данной квартире проживают истец, его мать и сестра с двумя детьми.
При рассмотрении настоящего дела районный суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, в том числе он обладает правом на дополнительную жилплощадь.
Указанный вывод коллегия находит верным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В части 3 названной статьи Закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, к каковым относятся и граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Минздрава России от 29.11.2012г. № 987н.
Заболевание, которым страдает истец, признанный малоимущим гражданином, подпадает под названный перечень. Поэтому суд обоснованно признал, что последний, проживающий с другими родственниками, поставленный на соответствующий учет, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. А, согласно приказу Минздрава России № 991н от 30.11.2012г., он также вправе претендовать на дополнительную жилплощадь.
В абз.2 ч.1 ст.5 Закона Бурятии «О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия» от 10.11.2010г. № 1734-IV сказано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда ( п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
В силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст.5 Устава городского округа «город Улан-Удэ», к вопросам местного значения относятся, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших в очередь после 01.01.2005г., и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
А в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию города Улан-Удэ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по предоставлению Серебренникову А.В. жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации – Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Ни Закон Бурятии от 07.07.2006г. № 1732-III «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ни иные правовые акты, которые упоминаются в апелляционной жалобе, не содержат норм, определяющих обязанность Республики Бурятия по предоставлению жилья инвалидам.
По существу доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения районного суда.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░: