Дело №2-932/2023
УИД 02RS0002-01-2023-001033-60
Категория 2.082
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2023 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ватутиной А.А.,
при секретаре Сакоевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кош-Агачского района в интересах Абатаевой Ираиды Мирджакифовны к Казенному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачкого района» о произведении перерасчета единовременной компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке за 2022 год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кош-Агачского района в интересах Абатаевой И.М. обратился в суд с иском к КУ РА«Управление социальной поддержки населения Кош-Агачкого района» о произведении перерасчета единовременной компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг за 2022 год, мотивируя требования тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры Республики Алтай проведена проверка по обращению Абатаевой И.М. по вопросу правильности начисления компенсации на оплату затрат за твердое топливо, по результатам которой выявлены нарушения. Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке либо оплате природного газа, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 17.05.2019 №142 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке либо оп оплате природного газа, о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменения в постановление Правительства Республики Алтай от 07 апреля 2017 года №82». В соответствии с п. 4 Порядка (в редакции, действующей на момент обращения) представление учреждением гражданину компенсации осуществляется в размере 50%: а) оплаты твердого топлива и транспортных услуг по его доставке (далее – компенсация по топливу) по выбору гражданина в виде: единовременной компенсации по топливу (определенной исходя из цен (тарифов) на твердое топливо, установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай, и в пределах норм твердого топлива для продажи населению и стоимости транспортных услуг для доставки твердого топлива, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, указанных в приложении к настоящему Порядку; ежемесячной компенсации по топливу (определенной как частное от деления размера единовременной компенсации на 12 месяцев). Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3 (действующего до 30.06.2022, с учетом проставления его действия с 31.08.2020 до 01.07.2021) установлены предельные розничные цены на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай. Согласно приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3 в период с 01.07.2020 по 30.06.2022 на территории Кош-Агачского района действовала предельная цена с НДС без учета стоимости доставки от склада до потребителя за 1 тонну угля в размере 3 800 рублей. В период с 01.07.2022 по 05.12.2022 согласно приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.06.202 №15/5 «Об утверждении предельных розничных цен на топливо, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай» предельная цена с НДС без учета стоимости доставки от склада до потребителя за 1 тонну угля составляет 4 621 рубль. В силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.11.2022 №39/1 «Об установлении предельных розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай и о признании утратившим силу приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.06.2022 №15/5» предельная цена с НДС без учета стоимости доставки от склада до потребителя за 1 тонну угля с 06.12.2022 составляет 4 918 рублей. В ходе проверке установлено, что Абатаева И.М. является инвалидом II группы с 2016 года бессрочно. Абатаева И.М. обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» с заявлением от 17.01.2022 №632 о выплате компенсации расходов по оплате за твердое топливо и транспортных услуг по его доставке, решением данного учреждения от 04.02.2022 №035267/2202 ей была произведена денежная выплата в размере 11 460 рублей с учетом доставки. Расчет размера компенсации расходов по оплате за твердое топливо и транспортные расходы по его доставке за 2022 год Абатаевой И.М. за период с 01.07.2022 по 05.12.2022 произведен без учета приостановления действия приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3 Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.06.2022 №15/5 (действовал с 01.07.2022 по 05.12.2022). Кроме того, выплата за декабрь 2022 года произведена без учета приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.06.2022 №15/5 (действует с 06.12.2022 по настоящее время). Таким образом, размер компенсации за уголь 2022 года начислен неправильно, выплачено меньше, чем положено. Недоплата составила 1 033 рубля 98 копеек. В адрес учреждения 16.05.2023 прокуратурой района внесено представление с требованием произвести перерасчет. Однако по результатам рассмотрения представления, перерасчет и выплата не произведена. На основании изложенного, просит возложить на КУ РА «Управления социальной поддержки населения Кош-Агачского района» обязанность произвести перерасчет Абатаевой И.М., 05.05.1966 года рождения, размера компенсации расходов по оплате твердого топлива (уголь) за 2022 год за период с 01.07.2022 по 05.12.2022 включительно с учетом установленной цены (тарифа) за твердое топливо (уголь) приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3 с 06.12.2022 по 31.12.2022 включительно с учетом установленной цены (тарифа) за твердое топливо (уголь) приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.11.2022 №39/1.
Процессуальный истец помощник прокурора Юлдашева Э.О., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Материальный истец Абатаева И.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» Шонхоров Ю.Н. в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, в удовлетворении просил отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
В соответствие со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №181-ФЗ).
Согласно ст. 3 названного Федерального закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 13 ст. 17 Федерального закона №181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в том числе, оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно абзацу 2 вводной части названного выше Федерального закона, меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.05.2019 №142 «Об утверждении Порядков предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке либо по оплате природного газа, о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай и внесении изменения в постановление Правительства Республики Алтай от 7 апреля 2017 года №82» утвержден Порядок предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке либо по оплате природного газа (далее - Порядок).
Настоящий Порядок определяет на территории Республики Алтай форму и правила предоставления государственными учреждениями Республики Алтай в сфере социальной поддержки населения (далее - учреждение) гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Алтай в домах, не имеющих центрального отопления (далее - жилое помещение), мер социальной поддержки по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке либо по оплате природного газа (далее - меры социальной поддержки).
В соответствии с п. 2 Порядка, меры социальной поддержки предоставляются учреждением гражданам Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (далее - гражданин), за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных Министерству труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство) в пределах субвенций, предоставленных республиканскому бюджету Республики Алтай из федерального бюджета на соответствующий финансовый год (далее - субвенции).
Согласно п. 3 Порядка, меры социальной поддержки предоставляются гражданину учреждением на одно жилое помещение в денежной форме по выбору гражданина в виде единовременной, либо ежемесячной компенсации расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, либо ежемесячной компенсации расходов по оплате природного газа (далее также - компенсация).
В силу подп. «а» п. 4 Порядка, предоставление учреждением гражданину компенсации осуществляется в размере 50%, оплаты твердого топлива и транспортных услуг по его доставке (далее - компенсация по топливу) по выбору гражданина в виде: единовременной компенсации по топливу (определенной исходя из цен (тарифов) на твердое топливо, установленных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай, и в пределах норм твердого топлива для продажи населению и стоимости транспортных услуг для доставки твердого топлива, используемых при предоставлении мер социальной поддержки, указанных в приложении к настоящему Порядку); ежемесячной компенсации по топливу (определенной как частное от деления размера единовременной компенсации по топливу на 12 месяцев).
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3 (с изм. от 20.08.2020) «Об установлении предельных розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай и о признании утратившими силу некоторых приказов Комитета по тарифам Республики Алтай» установлены предельные розничные цены на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай.
Согласно приложению к вышеуказанному приказу, предельная розничная цена с НДС без учета стоимости доставки от склада до потребителя за тонну угля в Кош-Агачском районе составляла 3 800 рублей.
В ходе судебного заседания установлено, что Абатаевой И.М. установлена инвалидность второй группы бессрочно.
17.01.2022 Абатаева И.М. обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» с заявлением о предоставлении компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке за 2022 год.
В указанном заявлении Абатаевой И.М. не отмечено, каким образом она желает получать компенсацию расходов по оплате топлива (уголя) и транспортных услуг по его доставке (единовременно либо ежемесячно).
Решением КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» от 10.03.2022 №632 установлена компенсационная выплата по приобретению топлива и транспортных услуг по его доставке либо оплате природного газа с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 955 рублей 00 копеек в месяц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Абатаева И.М. изъявила желание получать компенсационные выплаты по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке ежемесячно. Данное обстоятельство следует из решения от 04.02.2022 №632, а также из пояснений Абатаевой И.М., данных помощнику прокурора Кош-Агачского района.
Из реестра №03800005/2202 от 07.02.2022 Сберегательный банк Российской Федерации ЕДК за твердое топливо ИНВ.ОЭ за 2022 на февраль 2022 года следует, что КУ РА «Управление социальной поддержки населения» перечислило Абатаевой И.М. единым платежом компенсацию за приобретение топлива и транспортных услуг по его доставке в размере 11 460 рублей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что расчет компенсации за твердое топливо произведен на основании действующего, на момент обращения Абатаевой И.М., приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 18.12.2019 №30/3.
С 01.07.2022 вступил в силу Приказ Комитета по тарифам Республики Алтай от 20.06.2022 №15/5 «Об утверждении предельных розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Республики Алтай».
Согласно данному приказу предельная цена без учета стоимости доставки от склада до потребителя за тонну угля в Кош-Агачском районе составила 4 621 рубль, предельная цена доставки топлива твердого, топлива печного бытового от склада до потребителя, рублей за километр в Кош-Агачском районе составила 22 рубля.
Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.11.2022 №39/1 «Об установлении предельных розничных цен на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Республики Алтай и о признании утратившим силу приказа Комитета по тарифам Республики Алтай от 20 июня 2022 г. №15/5» установлены предельные розничные цены на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Республики Алтай.
Согласно указанному приказу предельная цена без учета стоимости доставки от склада до потребителя в Кош-Агачском районе составляет 4 918 рублей, предельная цена доставки топлива твердого, топлива печного бытового от склада до потребителя за километр составляет 21 рубль.
Настоящий приказ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.12.2022.
Из вышеизложенного следует, что денежная компенсация в части приобретения твердого топлива и транспортных услуг по его доставке предоставляется исходя из предельных цен на твердое топливо, установленных в соответствии с законодательством.
На основании изложенного, установив в судебном заседании, что Абатаева И.М. изъявила желание на получение компенсационных выплат по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке ежемесячно, суд приходит к выводу, что расчет денежных компенсаций должен производиться ежемесячно с учетом изменений предельной розничной цены на твердое топливо, установленных Комитетом по тарифам Республики Алтай.
Довод стороны ответчика относительно того, что Абатаева И.М. изъявила желание получить компенсационную выплату единовременно, не нашел своего подтверждения.
Так в заявление Абатаева И.М. в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» от 17.01.2022 не указала каким образом она хочет получить компенсацию расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке.
Из оригинала заявления Абатаевой И.М. от 17.01.2022 №632 следует, что в нем имелась отметка, в виде подчеркивания о предоставлении единовременной компенсации расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке. В настоящее время это подчеркивание стерто.
В ходе судебного заседания свидетель Кожанова Г.Т. показала, что она осуществляет трудовую деятельность в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района», в 2022 году приходила Абатаева И.М. писала заявление на компенсацию расходов по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, ей было разъяснено, что можно получить компенсацию либо единовременной выплатой либо ежемесячными выплатами, она сказала что взяла уголь и ей нужны деньги. На обозрение свидетелю было представлено заявление Абатаевой И.М. №632 от 17.01.2022. После обозрения указанного заявления свидетель не смогла пояснить в связи с чем сначала слово «единовременной» было подчеркнуто, а в последующем стерто.
Свидетель ФИО показала, что работает в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» с 2010 года. С 2012 года работает с инвалидами, принимает заявление на выплату компенсации по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке. В 2022 году Абатаева И.М. обратилась с заявлением на выплату указанной компенсации. Абатаева И.М. в присутствии свидетеля заполнила заявление, пояснив, что она будет покупать дрова. Свидетель спросила у Абатаевой И.М., как она хочет получить компенсацию, на что последняя ответила, что единовременной выплатой. На обозрение свидетелю было представлено заявление Абатаевой И.М. №632 от 17.01.2022. После обозрения указанного заявления свидетель пояснила, что ошибочно стерла подчеркивание под словом «единовременной».
При этом, как указано ранее, КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» 04.02.2022 принято решение №632 о назначении Абатаевой И.М. выплаты в виде компенсации расходов по приобретению топлива и транспортных услуг по его доставке с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 955 рублей в месяц.
В то время как из решений КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» от 13.01.2019, 14.01.2020, 17.01.2021 следует, что учреждением приняты решения о назначении Абатаевой И.М. выплаты в виде компенсации расходов по приобретению топлива единовременной компенсации в размере 11 204 рубля, кроме того, 18.01.2023 Абатаева И.М. обратилась в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» с заявлением о предоставлении единовременной компенсации расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке.
В связи с вышеуказанными нормами права, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что обращаясь 17.01.2022 с заявлением в КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» о предоставлении компенсации расходов гражданина по оплате топлива и транспортных услуг по его доставке, Абатаева И.М. изъявила желание получать указанную компенсацию ежемесячно.
Установив указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кош-Агачского района подлежат удовлетоврению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кош-Агачского района в интересах Абатаевой Ираиды Мирджакифовны удовлетворить.
Возложить на КУ РА «Управление социальной поддержки населения Кош-Агачского района» произвести перерасчет Абатаевой Ираиде Мирджакифовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, размера компенсации расходов по оплате за твердое топливо (уголь) за 2022 год за период с 01.07.2022 по 05.12.2022 включительно с учетом установленной цены (тарифа) за твердое топливо (уголь) приказом Комитета по тарифам Республике Алтай от 18.12.2019 30/3, с 06.12.2022 по 31.12.2022 включительно с учетом установленной цены (тарифа) за твердое топливо (уголь) приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 25.11.2022 №39/1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2023 года.