78RS0002-01-2024-006455-49
Дело № 12-618/2024
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 20 июня 2024 года
Судья Выборгского районного суда Санкт-Петербурга Кузнецова А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении № 342 Выборгского районного суда Санкт-Петербурга (ул. Сантьяго-де-Куба, д. 3, корп. 3) материалы дела в отношении ДЬЯЧЕНКО В. В., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца Якутии, проживающего по адресу: <адрес> по жалобе на постановление № 18810378240280004969 по делу об административном правонарушении врио начальника ГИБДД УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга Целикова В.А. от 04 апреля 2024 года,
установил:
04 апреля 2024 года ДЬЯЧЕНКО В.В. на основании постановления № 18810378240280004969 по делу об административном правонарушении врио начальника ГИБДД УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга привлечён к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Вина ДЬЯЧЕНКО В.В. установлена в том, что 27 марта 2024 года в 15 часов 45 минут, по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш., д. 503, он управлял транспортным средством «ЛИАЗ» г.р.з. №, перевозил груз и (или) пассажиров с использованием без карты водителя технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха води теля транспортного средства (тахографа) в случае, если его установка в транспортном средстве предусмотрена законодательством РФ, что нарушает положения Приказа Минтранса РФ от 28.10.2020 № 440, во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213.
ДЬЯЧЕНКО В.В. направил в суд жалобу, в которой просит постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что до 01 марта 2025 года приостановлено действие пункта 1 постановления Правительства РФ от 03.12.2020 г. № 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении. В момент выявления административного правонарушения, он, ДЬЯЧЕНКО В.В., осуществлял перевозку пассажиров во исполнение государственных контрактов по регулируемым тарифам в городском сообщении согласно путевого листа, в связи с чем оснащение транспортного средства тахографом до 01 марта 2025 года необязательно.
ДЬЯЧЕНКО В.В. в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы от него не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив жалобу, суд приходит к нижеследующему.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вывод о виновности в совершении административного правонарушения должен быть мотивирован.
Доказательствами по делу об административном правонарушении, в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оспариваемое постановление требованиям закона не отвечает, поскольку ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ является бланкетной (отсылочной) нормой и административная ответственность по данной статье устанавливается за нарушение конкретных нормативных правовых актов Российской Федерации, в частности Приказа Минтранса России от 28.10.2020 N 440, в связи с чем для установления факта правонарушения необходимо выяснить, какое именно положение вышеуказанного Приказа было нарушено. То есть при описании совершенного лицом правонарушения должно быть в обязательном порядке указано, какое именно положение Приказа Минтранса России от 28.10.2020 N 440, обязывающее водителя установить тахограф, иметь карту водителя и содержащее требования к использованию тахографа, им нарушено.
В нарушение указанных требований закона, должностным лицом в ходе рассмотрения дела в отношении ДЬЯЧЕНКО В.В. не были выяснены юридически значимые обстоятельства по делу, подлежащие установлению и проверке, что привело к вынесению постановления, не отвечающего требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Согласно пункту 2.2 таблицы 1 приложения N 1 "Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" к ТР ТС 018/2011 к категории M2 и МЗ класса II относятся автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства.
Материалами дела подтверждено, что транспортное средство «ЛИАЗ» г.р.з. №, которым управлял ДЬЯЧЕНКО В.В. относится к категории М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т.
Из путевого листа № П495805 следует, что транспортное «ЛИАЗ» г.р.з. №, которым управлял ДЬЯЧЕНКО В.В., является транспортным средством, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1998 (ред. от 31.03.2022) "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" установлено, что оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении (пункт 1); пункт 1 названного постановления в части, касающейся оснащения тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, вступает в силу с 1 января 2022 г. (пункт 2); настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 сентября 2026 г. (пункт 4).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.2022 N 539 "О приостановлении действия пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и о внесении изменения в пункт 4 указанного постановления" действие пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении приостановлено до 1 марта 2024 г. В пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" слова "до 1 января 2027 г." заменить словами "до 1 сентября 2026 г.".
Согласно постановлению Правительства РФ от от 26 января 2023 г. N 112 О внесении изменения в пункт 1 Правительства РФ от 31.03.2022 N 539 В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 539 "О приостановлении действия пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 1998 "О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий" в отношении транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, и о внесении изменения в пункт 4 указанного постановления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 15, ст. 2463) цифры "2024" заменить цифрами "2025".
Таким образом, на момент выявления ДЬЯЧЕНКО В.В., а также вынесения постановления 04 апреля 2024 года о привлечении его к административной ответственности обязанность по оснащению тахографами транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении, отсутствует.
Оставив без внимания вышеприведенные положения законодательства Российской Федерации, должностное лицо при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, нарушил, сделал преждевременный вывод применительно к субъекту вмененного административного правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволило полно, всесторонне и объективно рассмотреть настоящее дело.
Вместе с тем, должностным лицом маршрут следования, вид транспортного средства, вид сообщения не выяснялись. Сведения о неисправности тахографа не представлены.
Таким образом, должностным лицом при вынесении постановления не в полном объёме исследованы доказательства по делу, не дана мотивированная оценка всем обстоятельствам, подлежащим установлению в соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ, допустив нарушение положений статьи 24.1 КоАП РФ.
Постановление должностного лица не мотивировано, из него не усматривается, на основании каких достоверных доказательств был сделан вывод о наличии вины ДЬЯЧЕНКО В.В. в совершении административного правонарушения.
Доказательства, отвечающие требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании которых врио начальника ОГИБДД УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга сделан вывод о наличии события административного правонарушения и виновности ДЬЯЧЕНКО В.В. в представленных материалах дела отсутствуют.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах постановление № 18810378240280004969 по делу об административном правонарушении врио начальника ГИБДД УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга Целикова В.А. от 04 апреля 2024 года подлежит отмене, производство по делу прекращению при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление № 18810378240280004969 по делу об административном правонарушении врио начальника ГИБДД УМВД России по Выборгскому району Санкт-Петербурга Целикова В.А. от 04 апреля 2024 года – отменить, жалобу ДЬЯЧЕНКО В.В. в этой части - удовлетворить.
Производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья А.М. Кузнецова