Дело № 5-192/2021
22RS0054-01-2021-000579-74
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Староалейское 10 ноября 2021 г.
Судья Третьяковского районного суда Алтайского края Костырченко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица –
Общества с ограниченной ответственностью «Третьяковский элеватор»
(ИНН 2280004866, ОГРН 1172225004687), юридический адрес: Алтайский край, Третьяковский район, ст. Третьяково, ул. Центральная, д. 16,
УСТАНОВИЛ:
22.10.2021 начальником отдела по надзору за взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Третьяковский элеватор» (далее ООО «Третьяковский элеватор»), согласно которому при проведении мероприятия по контролю (надзору) на объектах: элеватор ЛВ 3x175» (peг. № А63-00980-0002, III класс опасности), цех по производству крупы (peг. № А63-00980-0006, III класс опасности), цех по производству комбикормов (peг. № А63-00980-0011, III класс опасности, цех по производству муки (peг. № А63-00980-0016, III класс опасности), расположенных по адресу: <адрес>, принадлежащем (находящимся в эксплуатации) ООО «Третьяковский элеватор», выявлены нарушения обязательных норм и правил, обнаруженные (совершенные) 22 октября 2021 г. в 14 часов 00 минут в области соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, а именно:
На элеваторе ЛВ 3x175» (peг. № А63-00980-0002):
1. В технологическом регламенте отсутствует описание технологического процесса производства, информация о контроле и управлении технологическим процессом, информация о контроле и управления технологическим процессом, условия безопасной эксплуатации производства, сведения о возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации, перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования технических устройств), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ (далее - Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997), п. 8-11 «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья», утвержденные приказом Ростехнадзора от 03.09.2020 № 331 зарегистрированным в Минюсте РФ 09.12.2020 peг. № 61354, далее - «Правила безопасности...»;
2. В технологической схеме графически не отражено: технологическое оборудование с указанием моделей и их основных характеристик, аспирационное оборудование, средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 12 «Правил безопасности...»;
3. Технический паспорт взрывобезопасности не соответствует нормативным требованиям к заполнению: (отсутствуют сведения о наличии (отсутствии) паспортов аспирационных и пневмотранспортных установок; отсутствуют сведения об электростатической искробезопасности, электроустановках, защитном заземлении, молниезащите; отсутствует комиссионный акт обследования ОПО, являющийся обязательным приложением к техническому паспорту взрывобезопасности; в плане мероприятий по доведению ОПО до нормативных требований промышленной безопасности, не указаны сроки исполнения и ответственные исполнители. Отсутствуют данные по техническим устройствам 5 силосного корпуса (нории, аспирационные сети, цепные конвейеры), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 827-834 «Правил безопасности...»;
4. Отсутствуют огнепреграждающие (пламеотсекающие) устройства трубопроводах подачи зерна с норий технологический №1, №2 непосредственно в силоса 5 силосного корпуса, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 73 «Правил безопасности...»;
5. Не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств (цепных конвейеров, циклонов), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 ст. 7 ч. 2, ст. 13 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 4 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420;
6. Кнопки «Стоп» вдоль ленточных конвейеров расположены на расстоянии более 10 м, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 427 «Правил безопасности...»;
7. Не предусмотрен контроль за работой норий №1, №2 5 силосного корпуса путем установки амперметров, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 448.10 «Правил безопасности...»;
8. Отсутствуют гибкие патрубки (вставки) из прорезиненной ткани или двойного брезента на проволочном каркасе с перемычкой из проволоки или троса между вентиляторами и трубопроводами аспирационных сетей, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 141, п. 410 «Правил безопасности...»;
9. Технологическое, транспортное, аспирационное оборудование и самотеки не промаркированы в соответствии с технологической схемой, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 278 «Правил безопасности...»;
10. Не установлено тормозное устройство нории тех. № 1 5 силосного корпуса. что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 47 «Правил безопасности...»;
11. Степень защиты автоматических выключателей (в открытом исполнении), электрических розеток (отсутствую крышки) не соответствует классу взрыво и пожароопасных зон, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 540 «Правил безопасности...»;
12. Отсутствуют дополнительные взрыворазрядители на нориях №1, №2 5 силосного корпуса, высотой более 36 м, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 42, п. 43, п. 44, п. 802 «Правил безопасности...»;
13. Не установлено устройство контроля переполнения короба на винтовом конвейере приемного устройства с железной дороги, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 50 «Правил безопасности...». Данное нарушение создаёт угрозу для жизни работников элеватора в связи с возможностью запрессовки винтового конвейера поступающим зерном, образованием источника загорания и при взрывоопасной концентрации пылевоздушной смеси, возникновению первичного взрыва с причинением вреда здоровью, вплоть до причинения смерти работникам элеватора ООО «Третьяковский элеватор», так как в элеваторе при осуществлении производственного процесса необходимо обязательное присутствие людей (обслуживающего персонала);
14. Не установлен РКС на ленточном конвейере приемного устройства с железной дороги, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 49 «Правил безопасности...». Данное нарушение создаёт угрозу для жизни работников элеватора в связи с возможностью пробуксовки ленты ленточного конвейера относительно приводного барабана, загоранием ленты ленточного конвейера, и при взрывоопасной концентрации пылевоздушной смеси, которая образуется при поступлении зерна в элеватор, возникновению первичного взрыва с причинением вреда здоровью, вплоть до причинения смерти работникам элеватора ООО «Третьяковский элеватор», так как в элеваторе при осуществлении производственного процесса необходимо обязательное присутствие людей (обслуживающего персонала);
15. Не предусмотрено местное управление электроприводом норий II-175/60 №1, №2 в 5 силосном корпусе. Не установлены кнопки «Стоп» у башмаков норий II-175/60 №1, №2 в 5 силосном корпусе, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 419, п.448.3 «Правил безопасности...»;
16. Отсутствуют устройства очистки холостой ветви ленты на ленточных конвейерах, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 423 «Правил безопасности...»;
17. ЛСК рабочей башни, силосных корпусов №1, №2, №3, №4, №5 не соответствуют нормативным требованиям по площади единичного остекления и общей площади (на основании заключений ЭПБ (и технических отчетов к ним) рег.№63-ЗС- 22051-2016, рег.№63-ЗС-31547- 2017, рег.№63-ЗС-31556-2017, рег.№63-ЗС-0176-2019, рег.№63- ЗС-01484-2019, рег.№63-ЗС- 01489-2019) выполненных экспертной организацией АО НПКЦ «Энергия»), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 79, п. 81 «Правил безопасности...»;
18. Отсутствуют (стерты) надписи на органах (постах) управления об их назначении, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 160 «Правил безопасности...»;
19. Не предусмотрена аварийная остановка всех электродвигателей с любого этажа, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 448.2 «Правил безопасности...».
В цехе по производству муки (peг. № А63-00980-0016):
20. В технологическом регламенте отсутствует: описание технологического процесса производства, информация о контроле и управлении технологическим процессом, информация о контроле и управления технологическим процессом, условия безопасной эксплуатации производства, сведения о возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации, перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования (технических устройств), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997, п. 8-11 «Правила безопасности...»;
21. В технологической схеме графически не отражено: технологическое оборудование с указанием моделей и их основных характеристик, аспирационное оборудование (вентиляторы), что является нарушением требований, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 12 «Правила безопасности...»;
22. Отсутствуют гибкие патрубки (вставки) из прорезиненной ткани или двойного брезента на проволочном каркасе с перемычкой из проволоки или троса между вентиляторами и трубопроводами аспирационных сетей, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 141, п. 410 «Правил безопасности...»;
23. Технологическое, транспортное, аспирационное оборудование и самотеки не промаркированы в соответствии с технологической схемой, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 278 «Правил безопасности...»;
24. Не закрыты электрические ящики с пусковой и защитной аппаратурой в выбойном помещении, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 540 «Правил безопасности...»;
25. Объединены в одну аспирационную сеть (№3) обоечные машины (потенциально опасное оборудование) и бункер, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 500.а) «Правила безопасности...»;
26. Не установлен взрыворазрядитель на фильтр-циклоне аспирационной сети №2, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 43 «Правила безопасности...».
В цехе по производству крупы (peг. № А63-00980-0006):
27. В технологическом регламенте (линия универсального крупоцеха) отсутствует: описание технологического процесса производства, информация о контроле и управлении технологическим процессом, информация о контроле и управления технологическим процессом, условия безопасной эксплуатации производства, сведения о возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации, перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования (технических устройств), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997, п. 8-11 «Правила безопасности...»;
28. В технологической схеме (производство крупы овсяной и хлопьев овсяных «Геркулес») графически не отражено: технологическое оборудование с указанием моделей и их основных характеристик, аспирационное оборудование, средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 12 «Правила безопасности...»;
29. Отсутствуют гибкие патрубки (вставки) из прорезиненной ткани или двойного брезента на проволочном каркасе с перемычкой из проволоки или троса между вентиляторами и трубопроводами аспирационных сетей, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 141, п. 410 «Правил безопасности...»;
30. Технологическое, транспортное, аспирационное оборудование и самотеки не промаркированы в соответствии с технологической схемой, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 278 «Правил безопасности...»;
31. Не установлены кнопки «Стоп» у башмаков норий., что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 419 «Правил безопасности...»;
32. Посторонние шумы (задевание ковшей о стенки норийной трубы нории) в работе нории №1-10, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 67 «Правил безопасности...»;
33. Отсутствуют тамбур-шлюз (6 этаж), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 84, п. 88 «Правил безопасности...»;
34. Не установлен взрыворазрядитель на фильтр-циклоне аспирационной сети №6 и №7, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 43 «Правила безопасности...»;
35. Не проведены экспертизы промышленной безопасности технических устройств (конвейеров винтовых МС-КВ), с истекшим сроком службы (10 лет), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1, ч. 2, ст. 7 ч. 2, ст. 13 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 4 «Правил проведения экспертизы промышленной безопасности», утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 №420.
В цехе по производству комбикормов (peг. № А63-00980-0011):
36. В технологическом регламенте отсутствует: описание технологического процесса производства, информация о контроле и управлении технологическим процессом, информация о контроле и управления технологическим процессом, условия безопасной эксплуатации производства, сведения о возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации, перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования (технических устройств), что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997, п. 8-11 «Правил безопасности...»;
37. В технологической схеме графически не отражено: технологическое оборудование с указанием моделей и их основных характеристик, аспирационное оборудование, средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 12 «Правила безопасности...»;
38. Объединены в одну аспирационную сеть (№2) нории №1, №2, дробилка (потенциально опасное оборудование) и бункера, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 500.а) «Правила безопасности...»;
39. Отсутствуют тамбур-шлюзы на 3,4,5 этажей, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 84, п. 88 «Правил безопасности...»;
40. Отсутствуют гибкие патрубки (вставки) из прорезиненной ткани или двойного брезента на проволочном каркасе с перемычкой из проволоки или троса между вентиляторами и трубопроводами аспирационных сетей, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 141, п. 410 «Правил безопасности...»;
41. Технологическое, транспортное, аспирационное оборудование и самотеки не промаркированы в соответствии с технологической схемой, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 278 «Правил безопасности...»;
42. Не установлено ограждение на приводе затвора сушилки, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 161 «Правил безопасности...»;
43. Не выполнена защита кабельных линий от механических повреждений, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 540 «Правил безопасности...»;
44. Отсутствуют (стерты) надписи на органах (постах) управления об их назначении, что является нарушением требований ст. 9 ч. 1 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997; п. 160 «Правил безопасности...».
Действия ООО «Третьяковский элеватор» квалифицированы по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебное заседание представитель ООО «Третьяковский элеватор» ФИО3 не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица, с правонарушением согласна.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя юридического лица.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ наступает нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Пунктами Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 03.09.2020 N 331 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» (зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2020 N 61354) регламентировано:
8. Технологические процессы на объектах осуществляются в соответствии с утвержденными в эксплуатирующей объекты организации технологическими регламентами и схемами, а также техническими регламентами, документами по стандартизации и настоящими Правилами.
9. В целях обеспечения безопасности производственных процессов на объектах организации разрабатываются (составляются):
документ, отражающий фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие взрывобезопасность и противоаварийную защиту объекта) (далее - технический паспорт взрывобезопасности опасного производственного объекта);
технологические регламенты и схемы;
паспорта на аспирационные и пневмотранспортные установки;
паспорта на взрыворазрядные устройства.
10. Технологический регламент разрабатывается на основании проектной документации и определяет безопасные условия эксплуатации производства и регламентированный технологический режим процесса.
11. В технологическом регламенте отражаются:
характеристики производства, используемого в производстве сырья и выпускаемой (производимой) продукции;
описание технологического процесса производства;
нормы расхода основных видов сырья;
информация о контроле и управлении технологическим процессом;
условия безопасной эксплуатации производства;
сведения и возможных инцидентах в работе и способах их ликвидации;
перечень обязательных инструкций, спецификации основного технологического оборудования (технических устройств), технологические схемы производства (графическая часть).
12. В технологической схеме производства должны быть графически отражены:
технологическое, аспирационное, транспортное оборудование с указанием моделей и их основных характеристик;
движение сырья, готовой продукции;
средства взрывопредупреждения, взрывозащиты и другие технические средства, обеспечивающие блокировку, контроль и противоаварийную защиту.
827. В техническом паспорте взрывобезопасности отражаются следующие фактические данные о наличии и техническом состоянии средств взрывопредупреждения и взрывозащиты производственных зданий, сооружений и оборудования объектов (показатели, характеризующие состояние взрывобезопасности и противоаварийной защиты объекта) в порядке, установленном внутренними распорядительными документами организации:
оснащенность производственных зданий и сооружений ЛСК (с указанием наименования помещений, зданий и сооружений, минимально допустимых и фактических площадей ЛСК, свободных объемов помещений, количества дверных проемов без тамбур-шлюзов, сведений о нахождении бытовых помещений в производственных зданиях и размещении бункеров для хранения аспирационных относов, пыли и пылевидных продуктов);
оснащенность транспортных галерей и тоннелей ЛСК (с указанием наименования связываемых галереями или тоннелями сооружений и зданий, длин и объемов, площадей легкосбрасываемых ограждающих конструкций, относительного коэффициента обеспеченности ЛСК);
оснащенность силосов, бункеров, складов, норий, стационарных ленточных конвейеров, цепных скребковых и винтовых конвейеров, дробилок, сушилок, жомосушильных установок и шнековых затворов предусмотренными настоящими Правилами средствами взрывопредупреждения и взрывозащиты;
оснащенность оборудования, зданий, сооружений и помещений предусмотренными настоящими Правилами средствами магнитной защиты;
оснащенность зданий, сооружений и помещений аспирационными и пневмотранспортными установками (с указанием номеров установок и сведений об отсутствии (наличии) паспортов на аспирационные и пневмотранспортные установки);
оснащенность оборудования и технологических процессов системами локализации взрыва (с указанием мест установки и количества огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, управляющих датчиков и взрыворазрядителей; наличия дистанционного автоматизированного управления, блокировки и контроля за работой системы локализации взрыва; количества выведенных взрыворазрядителей в производственное помещение без огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств);
сведения об электростатической искробезопасности, электроустановках, защитном заземлении, молниезащите;
сведения о системах воздушного отопления и вентиляции;
оснащенность бункеров для сухой стружки и пыли деревообрабатывающих производств противовзрывными устройствами (клапанами), датчиками-сигнализаторами степени их заполнения, автоматическими датчиками сигнализации о возгорании стружки и пыли, устройствами для подвода средств пожаротушения внутрь бункеров, а также бункеров для сырой стружки и щепы датчиками, сигнализирующими о степени заполнения;
оснащенность шнековых затворов деревообрабатывающих производств противовзрывными устройствами (клапанами), датчиками-сигнализаторами возгорания сухой стружки, автоматическими устройствами для подвода средств пожаротушения внутрь затвора (с указанием сведений о наличии заслонки, препятствующей попаданию искр и других источников пожара в пневмотранспортную систему, следующую за затвором).
828. Разработке технического паспорта взрывобезопасности предшествует обследование объекта, проводимое комиссией, назначенной приказом эксплуатирующей организации. По решению руководителя эксплуатирующей организации в состав указанной комиссии, в целях обеспечения полноты и качества обследования, могут быть включены аттестованные в установленном порядке в области промышленной безопасности представители научных, экспертных и проектных организаций.
829. Порядок (очередность) проведения обследования объекта определяется внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объект организации с учетом соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации объектов.
830. Результаты обследования оформляются в виде внутреннего акта эксплуатирующей организации, в котором отражается информация (данные) о наличии (отсутствии) проектной документации (документации) на объект, заключений соответствующих экспертиз, технологических регламентов и схем, паспортов на аспирационные и пневмотранспортные установки, паспортов на взрыворазрядные устройства, а также фактическое состояние объекта и его соответствие (несоответствие) нормативным требованиям.
Акт подписывается всеми членами комиссии, является обязательным приложением к техническому паспорту взрывобезопасности и составляется по образцу, определенному внутренними распорядительными документами эксплуатирующей объект организации.
831. Допускается разработка одного технического паспорта взрывобезопасности на все объекты, эксплуатируемые одной организацией, при этом отображение показателей взрывобезопасности, относительно производственных зданий, сооружений и оборудования осуществляется для каждого объекта (в составе единого документа).
Рекомендуемый образец титульного листа технического паспорта взрывобезопасности объекта приведен в приложении N 4 к настоящим Правилам.
832. Ответственность за полноту и достоверность сведений, указываемых в техническом паспорте взрывобезопасности, несет руководитель организации, эксплуатирующей объекты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
833. Материалы обследований, результаты которых использованы для отражения показателей, характеризующих оснащенность производственных зданий и сооружений, а также транспортных галерей и тоннелей средствами, обеспечивающими противоаварийную защиту объекта, должны содержать соответствующие подтверждающие расчеты и прилагаться к техническому паспорту взрывобезопасности.
834. По результатам разработки технического паспорта взрывобезопасности при наличии отклонений от нормативных требований промышленной безопасности, в том числе при выявлении нарушений (несоответствий) требований промышленной безопасности, не вносимых в технический паспорт взрывобезопасности, составляется план мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности, который содержит сведения о месте проведения мероприятия с его подробным содержанием, а также типы (виды) и номера по технологической схеме оборудования (в целях осуществления контроля за ходом выполнения).
Рекомендуемый образец плана мероприятий по доведению опасных производственных объектов до нормативных требований промышленной безопасности приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам.
73. Огнепреграждающие (пламеотсекающие) устройства устанавливаются на следующих коммуникациях (кроме коммуникаций минерального сырья):
а) трубопроводах подачи зерна с головок норий и из дробилок, через которые непосредственно ведется загрузка бункеров (в том числе надвесовых) и силосов;
б) трубопроводах подачи зерна с головок норий и из дробилок на цепные и закрытые ленточные конвейеры, через которые ведется загрузка бункеров и силосов;
в) трубопроводах подачи зерна с головок норий в надсушильные бункеры встроенных зерносушилок;
г) трубопроводах, соединяющих (в том числе и через цепные и закрытые ленточные конвейеры) бункеры, силосы или нории элеватора с отдельно стоящими зерносушилками.
427. Конвейеры в головной и хвостовой части должны быть оборудованы аварийными кнопками для останова конвейера. Конвейеры подсилосных и надсилосных галерей следует оснащать аварийными тросовыми выключателями, расположенными со стороны прохода персонала.
Конвейеры, открытые по всей трассе, в местах повышенной опасности должны быть дополнительно оборудованы устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте со стороны прохода для обслуживания. Вдоль подсилосных и надсилосных, нижних и верхних конвейеров, складов следует предусматривать установку кнопок "Стоп" через каждые 10 м.
448. На объектах должны предусматриваться (определяться на стадиях разработки процесса): 10) контроль за загрузкой шелушильных и шлифовальных машин, плющильных станков, вальцовых станков, прессов, молотковых дробилок и турбовоздуходувных машин, норий путем установки в цепях их электроприводов амперметров (на пультах управления или у машин);
141. Вставки из органического стекла, устанавливаемые в пневмотранспортных установках, обвивают снаружи проволокой с шагом витков не более 100 мм. Оба конца указанной проволоки следует прикреплять к металлическим частям установки, между которыми находится вставка.
Вставки из брезента, резины, установленные на аспирационных воздуховодах, должны иметь перемычки из проволоки или троса. Оба конца указанной проволоки или троса должны быть прикреплены к металлическим частям воздуховодов, между которыми находится вставка.
410. Между вентилятором и присоединяемыми к нему трубами должны быть установлены гибкие патрубки (вставки) из воздухонепроницаемого материала (резины, прорезиненной ткани, синтетической ткани с полимерным, или иным, схожим по характеристикам, покрытием).
278. Технологическое, транспортное, аспирационное и другое оборудование, а также самотеки, материалопроводы должны быть промаркированы в соответствии с технологической схемой. Надписи должны быть четкими и расположены на видных местах.
47. На нориях должны быть установлены автоматически действующие тормозные устройства, предотвращающие обратный ход ленты при внезапных остановках норий.
540. Конструкция, вид исполнения, степень защиты оболочки, способ установки, класс изоляции применяемых машин, аппаратов и приборов (ручных и переносных), кабелей, проводов и прочих элементов электроустановок должны соответствовать номинальному напряжению сети, классу взрыво- и пожароопасных зон, характеристикам окружающей среды, а также техническим регламентам и правовым актам по устройству электроустановок.
42. С целью защиты производственного оборудования от разрушения и обеспечения выброса (отвода) пламени и высокотемпературных продуктов взрывного горения пылевоздушной смеси в безопасную зону (за пределы помещений) применяются взрыворазрядители.
Установка взрыворазрядителей должна быть предусмотрена как в конструкторской документации на производственное оборудование, подлежащее оснащению взрыворазрядителями, так и в проектной документации на объекты. Требования к применению взрыворазрядителей определены в главе XI настоящих Правил.
43. Взрыворазрядители устанавливаются на нориях, молотковых дробилках, фильтр-циклонах, рециркуляционных зерносушилках с камерами нагрева, шахтных зерносушилках с камерами нагрева и на каскадных нагревателях, на бункерах для сбора пыли от аспирационных систем, аспирирующих потенциально опасное оборудование (нории, вальцовые станки, дробилки и другое измельчающее оборудование ударного действия), на бункерах и силосах деревообрабатывающих производств, а также на топках для сжигания жидкого или газообразного топлива.
Допускается не устанавливать взрыворазрядители на нориях со свободным объемом менее 0,25 м3, дробилках с объемом рабочей зоны и выпускного (поддробильного) бункера менее 0,3 м3 и фильтр-циклонах со свободным объемом менее 0,5 м3, нориях и дробилках подачи и измельчения минерального сырья.
44. Вывод взрыворазрядителей в производственное помещение допускается при условии установки на них исправных огнепреграждающих (пламеотсекающих) устройств, снижающих температуру выбрасываемых продуктов взрывного горения и подавляющих пламя, и при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации по техническому перевооружению объектов (модернизации или замене применяемых на объекте технических устройств), а в случаях, если такая документация входит в состав проектной документации - положительного заключения экспертизы в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности Российской Федерации.
При этом не допускается внесение изменений в конструкцию защищаемого оборудования. Осуществление выброса (отвода) продуктов взрывного горения следует предусматривать в зону производственного помещения, где не предусмотрено пребывание людей для осуществления технологического процесса, проведения работ по обслуживанию оборудования.
802. На нориях с высотой норийных труб более 36 м взрыворазрядители следует устанавливать на головке нории (или на норийных трубах на расстоянии не более 1/3 высоты норийных труб от головки нории) и на обеих норийных трубах на расстоянии не более 1/3 высоты норийных труб от башмака нории в любом месте, удобном для монтажа и обслуживания взрыворазрядителей.
50. На цепных и винтовых конвейерах должны быть установлены устройства, предохраняющие конвейеры от переполнения короба продуктом (сливные самотеки в бункеры и силосы, оснащенные датчиками верхнего уровня; предохранительные клапаны с концевыми выключателями; датчики подпора или другие устройства).
49. Стационарные ленточные конвейеры со скоростью движения ленты 1 м/с и более должны быть оснащены РКС.
419. Останов нории должен осуществляться кнопкой "Стоп" у головки и башмака нории. Кнопка "Стоп" должна действовать в режиме как местного, так и дистанционного управления.
448. На объектах должны предусматриваться (определяться на стадиях разработки процесса): 3) местное управление электроприводом каждой единицы оборудования.
423. Стационарные ленточные конвейеры для сыпучих грузов должны иметь устройства для очистки холостой ветви ленты.
79. Оконное стекло в качестве ЛСК следует использовать при толщине 3; 4 и 5 мм и площади не менее (соответственно) 0,8; 1,0 и 1,5 м2. Армированное стекло, стеклопакеты, триплекс, сталинит и поликарбонат к ЛСК не относятся.
81. Площадь ЛСК следует определять расчетом исходя из прочности основных несущих конструкций здания. При отсутствии расчетных данных площадь ЛСК должна составлять не менее 0,05 м2 на 1,0 м3 объема помещения категории А и не менее 0,03 м2 на 1,0 м3 объема помещения категории Б. Расчетная нагрузка от массы ЛСК покрытия должна составлять не более 0,7 кПа (70 кгс/м2).
160. Конструкция и расположение органов управления должны исключать возможность неправильного или самопроизвольного включения и выключения оборудования. Органы управления должны иметь надписи об их назначении и быть легкодоступными для обслуживающего персонала. Органы управления аварийного выключения должны быть окрашены в красный цвет, располагаться в зоне прямой видимости и иметь указатели нахождения.
448. На объектах должны предусматриваться (определяться на стадиях разработки процесса): 2) аварийная остановка всех электродвигателей цеха с любого этажа и пульта управления (диспетчерской).
500. Не допускается объединять в одну аспирационную установку: а) обеспыливание потенциально опасного оборудования и бункеров.
67. Оборудование должно останавливаться в следующих нештатных ситуациях:
появление несвойственного шума и вибрации;
завал, подпор и перегрузка продуктом;
поломки и неисправности;
попадание в рабочие органы посторонних предметов;
неработающая аспирация;
срабатывание датчиков-индикаторов взрыва.
84. В местах проемов в противопожарных стенах и перегородках, отделяющих помещения категории Б от помещений других категорий, коридоров и лестничных клеток, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы.
88. При технической невозможности устройства тамбур-шлюзов в процессе эксплуатации, капитального ремонта и технического перевооружения действующих объектов, построенных по проектам, разработанным до введения требований по устройству тамбур-шлюзов, допускается эксплуатация указанных помещений с тамбур-шлюзами малой глубины (типа двойных дверей) с открыванием дверей в противоположные стороны или с одной дверью в проеме, открывающейся в сторону производственного помещения категории Б, при условии разработки и осуществления компенсирующих мер организационно-технического характера, направленных на повышение уровня взрывопожаробезопасности указанных помещений.
161. Движущиеся части производственного оборудования, выступающие концы валов, открытые передачи (шкивы, ремни), натяжные поворотные барабаны конвейеров и другие элементы, являющиеся источником опасности, должны быть ограждены.
Зубчатые передачи должны быть закрыты глухими кожухами, прикрепленными к станине или другой неподвижной части машины. Применяемые в машинах и механизмах подвижные контргрузы (противовесы) должны помещаться внутри машины или заключаться в укрепленные ограждения.
Пунктом 4 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2020 N 61391) регламентировано:
Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):
до начала применения на опасном производственном объекте;
по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Третьяковский элеватор» в совершении правонарушения подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 22.10.2021 (л.д. 2-9), актами выездной проверки от 22.10.2021 (л.д. 33-44, 45-50, 51-57, 58-62), свидетельством о регистрации опасных производственных объектов (л.д. 63-64 решениями о проведении плановой выездной проверки (л.д. 13-17, 18-22, 23-27, 28-32), выпиской из ЕГРН (л.д. 56-60).
Судом установлено и представителем ООО «Третьяковский элеватор» обратного не представлено, что лицо, привлеченное к административной ответственности имело возможность для соблюдения ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правил безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 03.09.2020 N 331, Правил проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив документальные доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи, суд квалифицирует действия ООО «Третьяковский элеватор» по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
При определении вида и размера наказания суд учитывает конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о правонарушителе, характер совершенного административного правонарушения, а также то обстоятельство, что отсутствуют сведения о привлечении ООО «Третьяковский элеватор» ранее к административной ответственности, общественную опасность совершенного правонарушения, а также тот факт, что эксплуатация технического устройства - винтового конвейера и ленточного конвейера приемного устройства с железной дороги эксплуатируемых в элеваторе ЛВ 3x175 ООО «Третьяковский элеватор» производится с грубыми нарушениями обязательных требований безопасности и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности вышеуказанных технических устройств сроком на 45 суток. Применение иного вида административного наказания при выявленных нарушениях требований безопасной эксплуатации котельной невозможно, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствие с ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
В силу ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности следует исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица, примененного на основании протокола должностного лица о временном запрете деятельности № 25836 от 22.10.2021 с 14 час. 35 мин. 22.10.2021.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Третьяковский элеватор» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации технического устройства - винтового конвейера и ленточного конвейера приемного устройства с железной дороги эксплуатируемых в элеваторе ЛВ 3x175 ООО «Третьяковский элеватор», расположенного на <адрес>, сроком на 45 суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности по эксплуатации технического устройства - винтового конвейера и ленточного конвейера приемного устройства с железной дороги эксплуатируемых в элеваторе ЛВ 3x175 ООО «Третьяковский элеватор».
Разъяснить ООО «Третьяковский элеватор» положения части 3 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
На основании части 1 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Судья Т.А. Костырченко