18 ноября 2019 года р.п. Дальнее Константиново
Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Лоскуниной Н.И., при секретаре судебного заседания Ивановой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартынова Г. А., Барановой Т. А. к администрации Сарлейского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности в порядке наследования по закону,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации Сарлейского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности в порядке наследования по закону.
Исковые требования мотивированы тем, что их отцу Мартынову А. М. принадлежал на праве собственности земельный участок и расположенный на нем жилой дом, находящиеся по адресу: /адрес/. Мартынов А. М. умер /дата/. После смерти отца было заведено наследственное дело 41/2009 у Никоновой Е. А. нотариуса /адрес/. Земельный участок с кадастровым номером /иные данные/, площадью 3100 кв.м. был оформлен в общую долевую собственность, в равных долях, в нотариальном порядке, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от /дата/. Жилой дом с подвалом 1974 года постройки, общей площадью 64,0 кв.м., из них жилой площадью 21,6 кв.м., при жизни отца не был поставлен на кадастровый учет и не оформлен им в собственность. В связи с этим не представляется возможным установить принадлежность Мартынову А. М. наследственного имущества, а именно указанного жилого дома, что делает невозможным выдачу свидетельства о праве на наследство и нотариусом было нам рекомендовано обратиться в суд для установления указанных обстоятельств в судебном порядке. Нотариусом была выдана информационная справка от /дата/ за /номер/ и 865.В общем порядке вступить в наследство нам после отца не представляется возможным, по причине отсутствия сведений в ГКН о жилом доме. Просит установить факт принятия наследства Мартыновым Г. А. и Барановой Т. А. на жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв.м., из них жилой - 21,6 кв.м., расположенный по адресу: /адрес/, после умершего Мартынова А. М.. Включить в наследственную массу жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв.м., из них жилой - 21,6 кв.м., расположенный по адресу: /адрес/, после умершего Мартынова А. М.. Признать право собственности на жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв. м., из них жилой - 21,6 кв.м., расположенный по адресу: /адрес/, в равных долях за Мартыновым Г. А., и Барановой Т. А..
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на предмет спора была привлечена администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
Истцы Мартынов Г.А., Баранова Т.А.извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, имеются заявления о рассмотрении дела без их участия, на исковых требованиях настаивают.
Ответчик администрация Сарлейского сельского совета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечила, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо администрация Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание, извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия, удовлетворение исковых требований оставляют на усмотрение суда.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факт принятия наследства (пункт 9 части 2 статьи 264 ГПК РФ).
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статьей 1112 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследователю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 Гражданского кодекса РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как следует из ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятым наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество. Когда такое право подлежит государственной регистрации (ч.4 ст.1152 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
В соответствии с пунктом 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от /дата/ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, осуществление оплаты коммунальных услуг, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что после смерти Мартынова А.М., умершего /дата/, открылось наследство в виде земельного участка с кадастровым номером /иные данные/, площадью 3100 кв.м. и расположенного на нем жилого дома, находящиеся по адресу: /адрес/.
Наследниками первой очереди к его наследству являются его дети: Мартынов Г.А. и Баранова Т.А.
Указанный земельный участок был истцами оформлен в общую долевую собственность.
Жилой дом наследодатель при жизни не оформил в собственность, в связи с чем истцы не могут оформить свои права на наследственное имущество в виде жилого дома.
В установленный законом срок истцы фактически приняли наследство, обратившись с заявлением о принятии наследства к нотариусу. Заведено наследственное дело /номер/.
Истцы получили свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером /иные данные/, площадью 3100 кв.м. по 1/2 доле в праве.
Согласно выписки из похозяйственной книги /номер/, л/с 42 Мартынову А. М., /дата/ года рождения, принадлежал на праве собственности жилой /адрес/ года постройки общей площадью 55,0 кв.м, жилая 53,0 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 3100 кв.м, находящийся по адресу: /адрес/ /л.д. 10/.
Как усматривается из технического паспорта жилой /адрес/ года постройки имеет общую площадь 64,0 кв.м., в том числе жилая - 21,6 кв.м. /л.д. 11-24/.
В судебном заседании из пояснений истцов, исследованных материалов дела, суд находит установленным, что истцы Мартынов Г.А. и Баранова Т.А. являются единственными наследниками принявшими наследство после смерти Мартынова А.М.
Кроме того, истцы произвели за свой счет техническую инвентаризацию жилого дома, тем самым еще раз подтвердив факт принятия наследства.
Исходя из изложенного, суд находит установленным, что жилой дом расположенный по адресу: /адрес/, принадлежал наследодателю на праве собственности, однако в установленном законном порядке не прошло государственную регистрацию, что явилось препятствием для оформления данного имущества в порядке наследования.
Истцы вступили фактически во владение и в управление наследственным имуществом, в установленный законом срок, поскольку пользуются наследственным имуществом, осуществляют текущий ремонт жилого дома, оплачивают коммунальные платежи, обрабатывают земельный участок.
Как следует из ст. 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
На основании представленных доказательств, оцененных судом на предмет относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к выводу о том, что истцы приняли наследство после смерти наследодателя Мартынова А.М., поэтому исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мартынова Г. А., Барановой Т. А. к администрации Сарлейского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании права собственности в порядке наследования по закону, удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Мартыновым Г. А. и Барановой Т. А. на жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв. м. из них жилой 21,6 кв.м. расположенный по адресу: /адрес/ после умершего Мартынова А. М..
Включить в наследственную массу жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв.м., из них жилой - 21,6 кв.м., расположенный по адресу: /адрес/, после умершего Мартынова А. М..
Признать право собственности на жилой дом с подвалом общей площадью 64,0 кв. м., из них жилой - 21,6 кв.м., расположенный по адресу: /адрес/, в равных долях по 1/2 за каждым за:
Мартыновым Г. А., /дата/ г.р., уроженца - /адрес/, пол - мужской, состоящего на регистрационном учете по адресу: /адрес/, и
Барановой Т. А., /дата/ г.р., уроженки - д. Малое Сескино, /адрес/, пол - женский, состоящей на регистрационном учете по адресу: /адрес/.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.И. Лоскунина