Дело № 2-1104/2021
25RS0008-01-2021-001614-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнереченск 26 октября 2021 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Ляшко О.В.,
при секретаре Шмалько М.П.,
с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Попковой Е.В.,
представителя ответчика – администрации Дальнереченского городского округа Мальцевой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Кустовой И.М. к Администрации Дальнереченского городского округа о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов Кустовой И.М., обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанности по проведению работы по устройству общественного туалета с выгребной ямой в районе многоквартирного жилого дома <адрес>.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что провел проверку по обращению Кустовой И.М. и установил, что последняя проживает в квартире № (являющейся муниципальной собственностью) жилого дома №, расположенного по <адрес>. В указанном многоквартирном доме предусмотрена дворовая уборная (сборник для жидких отходов), предназначенная для обслуживания и эксплуатации неканализированного многоквартирного дома, которой в настоящее время воспользоваться невозможно ввиду ее неудовлетворительного состояния (сломана, завалена).
Кустова И.М. ранее обращалась в администрацию ДГО по вопросу установки новой дворовой уборной, однако до настоящего времени какие-либо меры администрацией не приняты, на представление прокурора об устранении нарушений закона Администрацией указано, что работы по устройству общественного туалета с выгребной ямой по данному адресу в 2021 году не запланированы, планируется рассмотреть данный вопрос при формировании бюджета на 2022-2023 годы.
Бездействие Администрации ДГО нарушает права Кустовой И.М., а также проживающих с ней несовершеннолетних детей.
Участвующий в судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Попкова Е.В. на иске настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила установить срок исполнения решения суда в течении двух месяцев с момента вступления его в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Дальнереченского городского округа Мальцева А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, показав, что администрация не может построить общественный туалет, в том числе, для собственников двух жилых квартир.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 25 ч.1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа также относит, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Думы Дальнереченского городского округа № 28 от 09.04.2019 г. утверждены Правила благоустройства и содержания территории Дальнереченского городского округа (далее Правила). Главой 12 Правил установлены требования благоустройства индивидуальной жилой застройки. Так, в силу п.12.2 Правил в зоне индивидуальной жилой застройки на территории городского округа запрещается, в том числе, устройство наливных помоек, разлив помоев и нечистот за территорией домов и улиц; самостоятельно производить утилизацию и захоронение твердых коммунальных отходов и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 28.14 Правил для сбора жидких отходов в домовладениях устраиваются дворовые помойницы и дворовые уборные. Дворовые помойницы должны иметь водонепроницаемый выгреб и надземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.
Дворовые уборные должны иметь надземную часть, выполненную из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков), водонепроницаемый выгреб с глубиной не более 3 метров и иметь объем, рассчитанный, исходя из численности населения, пользующихся уборной.
Вывоз жидких отходов из выгребов - по мере накопления (не допускается наполнение выгреба выше поверхности земли), но не реже 1 раза в полгода.
Пунктом 29.1 Правил установлено, что контроль за санитарным содержанием территорий, организацией уборки и обеспечением чистоты и порядка на территории города осуществляет администрация городского округа.
Согласно Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» для сбора жидких бытовых отходов и помоев на территории неканализованных домовладений следует устраивать помойницы, как правило, объединенные с дворовыми уборными общим выгребом.
В соответствии с ч.3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества, собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Пунктом 9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиями законодательства.
Согласно п.5 ч.1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капительного ремонта жилого помещений, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Как установлено, администрация Дальнереченского городского округа является собственником квартиры <адрес> в которой проживает и зарегистрирована Кустова И.М. и члены ее семьи. Земельные участки рядом с домом № не выделялись и гражданам на каком-либо праве не предоставлялись. Туалет по вышеуказанному адресу отсутствует (л.д. 12-13).
Кустова И.М. ранее обращалась в администрацию ДГО по вопросу установки новой дворовой уборной, однако до настоящего времени какие-либо меры администрацией не приняты, планируется рассмотреть данный вопрос при формировании бюджета на 2022-2023 годы, и рекомендовано обратиться к депутату ее Избирательного округа для решения данного вопроса (л.д. 15). На представление прокурора от 05.08.2021 г. об устранении нарушений закона Администрацией указано, что работы по устройству общественного туалета с выгребной ямой по данному адресу в 2021 году не запланированы, планируется рассмотреть данный вопрос при формировании бюджета на 2022-2023 годы.
Суд не соглашается с доводами возражений представителя ответчика в судебном заседании о том, что в качестве соответчиков к делу должны быть привлечены собственники квартир № и № в указанном доме, и нести бремя содержания частной дворовой уборной, т.к. собственники указанных квартир, как следует из материалов дела, приобрели квартиры в собственность в порядке приватизации и никуда с заявлениями о необходимости строительства общественной уборной возле дома не обращались, следовательно, они самостоятельно разрешили свои вопросы по уборной.
Также суд считает несостоятельной ссылку представителя ответчика на СанПин 2.1.3684-21 от 28.01.2021 г., поскольку Кустова И.М. обращалась в администрацию Дальнереченского городского округа за защитой своих прав в 2020 году. Кроме того, согласно техническому паспорту жилого дома от 27.06.2002 г. уборная на земельном участке у дома <адрес> числится, что не препятствует ответчику восстановить уборную в прежнем месте.
Бездействие Администрации Дальнереченского городского округа нарушает права Кустовой И.М., а также проживающих с ней несовершеннолетних детей.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым возложить на администрацию Дальнереченского городского округа обязанность по устранению данного нарушения.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 107 ГПК РФ, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику администрации Дальнереченского городского округа необходимо время для выполнения возложенных на нее судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов Кустовой И.М. к администрации Дальнереченского городского округа о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать администрацию Дальнереченского городского округа Приморского края в течение 6 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу провести работы по устройству общественного туалета с выгребной ямой в районе многоквартирного жилого дома <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения судом.
Судья О.В. Ляшко