Решение по делу № 2-864/2022 от 01.03.2022

Дело         

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> край          07 апреля 2022 года

Кунгурский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колеговой Н.А.,

при секретаре Самариной Е.А.,

с участием представителя истца Линк Д.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Управления жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа – Колмаковой Ю.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя третьего лица ТУ <адрес> по городскому округу "<адрес>" и Кунгурскому муниципальному району – Казариной О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе <адрес> гражданское дело по иску Неволина Михаила Николаевича к Управлению жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Неволин М.Н. обратился в суд с иском к Управлению жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа <адрес>, просит обязать ответчика включить Неволина М.Н. в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Кунгурского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ.

    В обоснование исковых требований указано, что Неволин М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитывался в социальном приюте для детей и подростков « социального обслуживания населения <адрес> <адрес> до возраста лет, находился под опекой до достижения совершеннолетия. Постановлением главы администрации рабочего поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Неволиным М.Н. до совершеннолетия закреплялось право пользования жилым помещением по адресу (<адрес>) <адрес>2. После демобилизации из армии и по настоящее время Неволиным М.Н. проживает и работает в <адрес> края. На сегодняшний день истцом право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений не реализовано. Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку не предоставлены документы, необходимые для включения в список, а именно: сведения о наличии или отсутствии права собственности на жилое помещение, или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма, сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Документы, содержащие указанные сведения, истец пытался предоставить ДД.ММ.ГГГГ, однако в их приеме в устной форме ему было отказано. Считает, что при рассмотрении заявления Неволина М.Н. о включении его в список лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и принятии решения об отказе во включении в список, ответчиком были допущены нарушения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ , и Правил формирования списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    Определениями Кунгурского городского суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Территориальное управление Министерства социального развития <адрес> по городскому округа "<адрес>" и <адрес>, Отдел МТУ № <адрес> по <адрес> округу (л.д. 1, 48).

В судебном заседании истец Неволин М.Н. не участвовал, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя по доверенности, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить (л.д. 45).

Представитель истца Линк Д.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что со слов истца знает, что истец находился под опекой, за ним закреплялось жилье в <адрес>, он призывался в армию, женился, работает, живет в <адрес> с семьей, инвалидом не является. Где находятся его родители, не выяснял, не знает. В список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец не был включен, на учете на получение жилого помещения не состоял. На момент обращения с заявлением о включении в список, ему исполнился ДД.ММ.ГГГГ год. С заявлением о постановке его на учет на получение жилого помещения с лет, не обращался.

Представитель ответчика Колмакова Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменный отзыв по доводам исковых требований (л.д. 65-68).

Представитель третьего лица ТУ <адрес> по городскому округу "<адрес>" и <адрес> – Казарина О.В. в судебном заседании с иском не согласна, пояснила, что оснований для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением не имеется.

Представитель третьего лица Отдела МТУ № <адрес> по <адрес> округу направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 57).

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, изучив и оценив представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).

Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Подпунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение установлены также в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ - ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных норм закона следует, что одним из условий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГГГ являлось нахождение этих лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" изложена в новой редакции, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Названная норма закона в новой редакции, вступившая в действие с ДД.ММ.ГГГГ, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения также при условии принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено:

Неволин Михаил Николаевич, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д.4, 13, 55).

Постановлением главы администрации рабочего поселка Ильинский от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 60 ЖК РФ, учитывая ходатайство социального приюта для детей и подростков «Улыбка» муниципального учреждения социального обслуживая населения, принимая во внимание, что дети ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Неволин М.Н ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающие в <адрес> находятся в приюте с ДД.ММ.ГГГГ, решается вопрос о лишении родителей родительских прав, за ФИО6 и Неволиным М.Н. закреплено жилье до их совершеннолетия по <адрес> общей площадью 37,7 кв.м (л.д. 12).

Из пояснений представителя истца следует, что со слов истца знает, что Неволин М.Н. находился под опекой, воспитывался в интернате, был призван в армию, женился, работает в <адрес>, жилого помещения не имеет.

Администрацией <адрес> городского округа в адрес Неволина М.Н. направлен ответ на заявление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором на заявление о включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей сообщается, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ он мог воспользоваться этим правом до ДД.ММ.ГГГГ; в случае, если относился к данной категории лиц и не реализовал свое право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ. имел право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, но не был включен в список в силу различных причин, то за защитой своих жилищных прав целесообразно обратиться в судебные органы (л.д. 14).

Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ Неволин М.Н. был зарегистрирован по месту пребывания: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).

В судебное заседание представлена расписка об обращении Неволина М.Н. в ГБУ <адрес> «<адрес>вой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением о регистрационном учете по месту пребывания (л.д. 64).

Согласно адресной справки МО МВД России «Кунгурский» от ДД.ММ.ГГГГ Неволин М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).

По данным ГБУ «ЦТИ ПК», уведомления ЕГРН сведения о регистрации за Неволиным М.Н. недвижимого имущества на праве собственности, отсутствуют (л.д. 19, 27).

Согласно приказа МАУ » -к от ДД.ММ.ГГГГ Неволин М.Н. принят на работу ремонтировщиком плоскостных спортивных сооружений ДД.ММ.ГГГГ с испытательным сроком 3 месяца (л.д. 40).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Неволин М.Н. обратился с письменным заявлением в управление жилищной политики администрации <адрес> округа <адрес> о включении его в список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с целью предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, приложив копии постановления Главы администрации рабочего поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства o регистрации по месту пребывания (л.д. 28, 29-30).

ДД.ММ.ГГГГ Управление в адрес Неволина М.Н. направило ответ, в котором указывалось на необходимость представления перечня документов, определенного Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Включение (отказ от включения) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ Неволин M.H. вновь обратился в Управление жилищной политики администрации <адрес>yра c аналогичным заявлением, приложив к нему копии паспорта, постановления от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельства o регистрации от ДД.ММ.ГГГГ , диплома o начальном профессиональном образовании (л.д.32-33).

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> Неволинy M.H. отказано во включении в список в связи c непредставлением необходимых для включения в список документов (л.д. 15, 37).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ -н Неволин М.Н. уведомлен об отказе во включении в список c указанием данной причины отказа, также была направлена выписка из постановления администрации <адрес>yра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-18, 34-36).

Представитель ответчика возражает против удовлетворения требований о включении истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением, поскольку Неволин М.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с таким заявлением в ДД.ММ.ГГГГ., то есть после достижения заявителем возраста 23 лет, доказательств, подтверждающих уважительность причин, в силу которых Неволин М.Н. был лишен возможности реализовать право на обеспечение жилым помещением до достижения 23 лет, не установлено (л.д.65-68).

Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Неволина М.Н., поскольку на момент обращения в суд истец достиг возраста 23 лет. Доказательств, подтверждающих его своевременное обращение к ответчику либо в орган местного самоуправления иного района <адрес> или другие органы, уполномоченные производить постановку на жилищный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о постановке на учет и ему в этом было отказано, а также доказательств, которые могли препятствовать истцу обратиться с соответствующим заявлением, истцом не представлено. В администрацию <адрес> городского округа, как следует из ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, Неволин М.Н с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, также обращался после достижения возраста 23 лет.

Из материалов дела следует, что за Неволиным М.Н. сохранено право пользования жилым помещением общей площадью 37,7 кв.м по адресу: <адрес>, где он имеет постоянную регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 12, 55). Вместе с тем, актуальных сведений о месте жительства истца на территории <адрес> края не имеется, срок действия регистрации по месту пребывания в <адрес> истек. Также истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из постановления главы администрации рабочего поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует лишь то, что вопрос о лишении родительских прав в отношении родителей Неволина М.Н. на тот момент не решен. Доказательств того, что истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нарушение стр.56 ГПК РФ суду не представлено.

Доводы представителя истца о том, что Неволин М.Н. не может быть лишен права на предоставление жилого помещения по той причине, что данное право не было им реализовано до 23-х лет, а также о том, что достижение 23-летнего возраста не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилое помещение, основано на неверном толковании норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Указанной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста, лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения по договору социального найма гражданам данной категории предоставлялись только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося жилищного законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем, реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до ДД.ММ.ГГГГ), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23-х лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в отношении истца не нашло своего подтверждения в судебном заседании при рассмотрении спора.

С ДД.ММ.ГГГГ, то есть после внесенных в законодательство изменений, факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23-летнего возраста, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (ныне из специализированного жилищного фонда).

Судом установлено, что Неволин М.Н. имел возможность в совершеннолетнем возрасте до 23 лет самостоятельно осуществлять свои права в органах местного самоуправления путем подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Объективных причин, которые бы препятствовали истцу обратиться в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а также доказательств, свидетельствующих об отказе в постановке на учет, последним не представлено. Истцом не представлено доказательств уважительной причины, по которой он длительное время не обращался с вопросом о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющего право на предоставление жилого помещения.

Указание истца и его представителя, на то, что при принятии решения об отказе во включении в список лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, ответчиком допущены нарушения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в данном случае правового значения не имеет, поскольку основания для включения Неволина М.Н. в такой список, отсутствуют. Кроме того, принятое администрацией <адрес>yра <адрес> постановление об отказе во включении в список Неволин М.Н. не обжаловал.

С учетом изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Неволину Михаилу Николаевичу в удовлетворении требований к Управлению жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа <адрес> о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Кунгурский городской суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья      Н.А.Колегова

2-864/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Неволин Михаил Николаевич
Ответчики
Управление жилищной политики администрации Кунгурского муниципального округа
Другие
Линк Дмитрий Сергеевич
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по городскому округа "город Кунгур" и Кунгурскому муниципальному району
Отдел МТУ № 2 Монсоцразвития Пермского края по Ильинскому городскому округу
Суд
Кунгурский городской суд Пермского края
Судья
Колегова Надежда Агафоновна
Дело на странице суда
kungur.perm.sudrf.ru
01.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.03.2022Передача материалов судье
03.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2022Подготовка дела (собеседование)
23.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.04.2022Судебное заседание
12.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2022Дело оформлено
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее