Дело №2-324/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
с. Фершампенуаз 3 октября 2018 года
Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Бикбовой Рњ.Рђ., РїСЂРё секретаре Юдиной Р.РЎ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ помещении районного СЃСѓРґР° гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Нагайбакского района Челябинской области Батраева Р®.Р. РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации РђСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области Рѕ возложении обязанности РїРѕ формированию реестра муниципального имущества,
установил:
исполняющий обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Нагайбакского района Батраев Р®.Р. РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє администрации РђСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области Рѕ возложении обязанности РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу сформировать реестр муниципального имущества РђСЂСЃРёРЅСЃРєРѕРіРѕ сельского поселения РЅР° бумажном Рё электронном носителях РІ соответствии СЃ требованиями РџРѕСЂСЏРґРєР° ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Р Р¤ РѕС‚ 30 августа 2011 Рі. в„– 424.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Нагайбакского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок использования и распоряжения муниципальным имуществом, в ходе которой выявлено, что в нарушение требований Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года № 424, администрацией поселения осуществляется ведение реестра муниципального имущества, не отражающего полные сведения о муниципальном недвижимом и движимом имуществе, о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником). В результате чего надлежащий учет муниципального имущества, пообъектовое выделение муниципальной собственности, разграничение ее с другими формами собственности не осуществляется, что препятствует эффективному использованию имущества по целевому назначению, выработке рекомендаций по рациональному использованию объектов муниципальной собственности, оперативному решению вопросов приватизации, полному учету таких объектов, а также не способствует оперативному обеспечению информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. требования поддержала по изложенным основаниям, уточнила требования, просила суд увеличить сроки для приведения реестра муниципального имущества в соответствии с требованиями закона с трех месяцев до девяти месяцев.
Представитель ответчика администрации Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, своевременно извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал, о чем представил письменное заявление.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности и взаимосвязи, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 и 12 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность в Российской Федерации признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности, а также признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).
Приведенные конституционные гарантии местного самоуправления являются основой реализации народом своей власти через органы местного самоуправления, которые, реализуя свою компетенцию в сфере имущественных отношений, самостоятельно определяют - исходя из объективных показателей развития муниципального образования и потребностей жителей - и необходимый состав муниципального имущества, порядок и условия его использования и дальнейшее предназначение. Поэтому использование муниципальной собственности и распоряжение ею, прежде всего, предопределяется интересами местного сообщества в целом, и не должно приводить к невозможности осуществления органами местного самоуправления своих обязанностей по решению вопросов жизнеобеспечения населения, надлежащее выполнение которых, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти
Конституционные гарантии местного самоуправления в сфере имущественных отношений конкретизированы также в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 3 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Ркономическую РѕСЃРЅРѕРІСѓ местного самоуправления составляют находящееся РІ муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, Р° также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: 1) имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; 5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 и 5 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах, установлены Порядком ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424 (далее по тексту - Порядок ведения реестров муниципального имущества).
В соответствии с п. 3 Порядка ведения реестров муниципального имущества ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе: наименование недвижимого имущества; адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В раздел 2 включаются сведения о муниципальном движимом имуществе, в том числе: наименование движимого имущества; сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения. В отношении акций акционерных обществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании акционерного общества-эмитента, его основном государственном регистрационном номере; количестве акций, выпущенных акционерным обществом (с указанием количества привилегированных акций), и размере доли в уставном капитале, принадлежащей муниципальному образованию, в процентах; номинальной стоимости акций. В отношении долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ в раздел 2 реестра также включаются сведения о: наименовании хозяйственного общества, товарищества, его основном государственном регистрационном номере; размере уставного (складочного) капитала хозяйственного общества, товарищества и доли муниципального образования в уставном (складочном) капитале в процентах. В раздел 3 включаются сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником), в том числе: полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий). Разделы 1 и 2 группируются по видам имущества и содержат сведения о сделках с имуществом. Раздел 3 группируется по организационно-правовым формам лиц (п. 4). Реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях (п. 5).
При рассмотрении дела судом установлено, что прокуратурой Нагайбакского района Челябинской области проведена проверка на предмет соблюдения администрацией Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области требований законодательства, регламентирующего порядок ведения реестров муниципального имущества.
По итогам проверки выявлено, что реестр муниципальной собственности Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области не содержит следующие сведения:
- в части сведений о муниципальном недвижимом имуществе: адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
- в части сведений о муниципальном движимом имуществе: сведения о балансовой стоимости движимого имущества и начисленной амортизации (износе); даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на движимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на движимое имущество; сведения о правообладателе муниципального движимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального движимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
- в части сведений о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником): полное наименование и организационно-правовая форма юридического лица; адрес (местонахождение); основной государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации; реквизиты документа - основания создания юридического лица (участия муниципального образования в создании (уставном капитале) юридического лица); размер уставного фонда (для муниципальных унитарных предприятий); размер доли, принадлежащей муниципальному образованию в уставном (складочном) капитале, в процентах (для хозяйственных обществ и товариществ); данные о балансовой и остаточной стоимости основных средств (фондов) (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий); среднесписочная численность работников (для муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий).
Приведенные нарушения подтверждены актом проверки и представленным реестром муниципального имущества Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о ненадлежащем ведении администрацией Арсинского сельского поселения Нагайбакского района Челябинской области реестра муниципального имущества и осуществлении своих полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, что не способствует эффективному использованию объектов муниципального имущества по целевому назначению, решению вопросов их приватизации, полному учету таких объектов и правомерному вовлечению в гражданских оборот, оперативному и достоверному информационному обслуживанию заинтересованных лиц об объектах муниципального имущества.
Ненадлежащий учет органом местного самоуправления муниципального имущества нарушает интересы муниципального образования, лишая имущественной основы его деятельности. В такой ситуации реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, путем предъявления рассматриваемого иска является гарантией защиты прав муниципального образования, прав и законных интересов жителей сельского поселения.
Принимая во внимание характер допущенных нарушений требований законодательства, социальную значимость объектов муниципального имущества, суд считает, что срок для устранения нарушений необходимо установить девять месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования исполняющего обязанности РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Нагайбакского района Челябинской области Батраева Р®.Р. удовлетворить.
Возложить на администрацию Арсинского сельского поселения Нагайбакского муниципального района Челябинской области обязанность в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения, а именно: сформировать реестр муниципального имущества Арсинского сельского поселения на бумажном и электронном носителях в соответствии с требованиями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. № 424.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий: