Дело № 2а-1515/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего: Степановой Ю.С.,
при секретаре Мартьяновой А.В.
с участием представителя административного истца - помощника военного прокурора – войсковая часть 90935 военной прокуратуры Черноморского флота Косенкова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в защиту интересов прав и законных интересов неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, с административным исковым заявлением, в котором просит, признать статью под названием «Незаконный призыв жителей Крыма в армию РФ – какие наказания, и как их избежать (ВИДЕО)», содержащуюся в информационно-телекоммуникациной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указано, что 107 военной прокуратурой гарнизона в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> выявлена статья под названием «Незаконный призыв жителей Крыма в армию РФ – какие наказания, и как их избежать (ВИДЕО)».
Исходя из содержания статьи, г. Севастополь и Республика Крым является оккупированной Российской Федерации территорией. В статье не признаются результаты общекрымского референдума, проведённого 16.03.2014 в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Из текста следует, что Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма. Данная информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник военного прокурора – войсковая часть 90935 военной прокуратуры Черноморского флота Косенков В.В. поддержал доводы административного иска по указанным в нем основаниям.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 2 ч. 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основанием для включения сайта в реестр доменных имен может являться вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной к распространению.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра пунктом 5.17 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 107 военной прокуратурой гарнизона в ходе проведённого мониторинга сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> выявлена статья под названием «Незаконный призыв жителей Крыма в армию РФ – какие наказания, и как их избежать (ВИДЕО)».
Исходя из содержания статьи, г. Севастополь и Республика Крым является оккупированной Российской Федерации территорией. В статье не признаются результаты общекрымского референдума, проведённого 16.03.2014 в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации. Из текста следует, что Украина требует от России прекратить призыв в свою армию жителей аннексированного Крыма. Данная информация на сайте является незаконной, подрывает основы конституционного строя Российской Федерации, создаёт предпосылки нарушения федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории.
Доводы о том, что г. Севастополь и Республика Крым является оккупированной Российской Федерации территорией противоречат требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Доводы о том, что Российская Федерация является страной-агрессором и оккупантом противоречат требованиям действующего законодательства.
Российская Федерация - демократическое правовое государство. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы.
Доводы о том, что Российская Федерация осуществляет на территории г. Севастополя и Республики Крым незаконный отбор и призыв граждан на военную службу в Вооружённые Силы противоречат требованиям действующего законодательства, а именно ст. ст. 1, 10, ст. 12 ФЗ от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», согласно которых важнейшим направлением деятельности Министерства обороны является совершенствование системы комплектования Вооружённых Сил которое осуществляется путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане обязаны состоять на воинском учёте по месту жительства. Постановка на воинский учёт граждан, проживающим на территории г. Севастополя и Республики Крым и получившим установленным порядком гражданство Российской Федерации, производится при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации на общих основаниях.
Доступ к сети «Интернет» имеет неопределённый круг граждан. При этом вход на сайт <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> свободный, регистрации пользователей для ознакомления с содержанием сайта не требуется в свою очередь данная статья побуждает неопределённый круг граждан к совершению противоправных действий, в том числе к совершению преступлений, предусмотренных гл. 29 Уголовного кодекса Российской Федерации, посягающих на основы конституционного строя и безопасности государства, в связи, с чем она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сетям, где размещены подобные информационные материалы, фактически способствует совершению правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В целях обеспечения принципа нерушимости федеративного устройства страны, целостности и неприкосновенности её территории, выполнения требований действующего законодательства об обороне вышеуказанная информация должна быть запрещена.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, заместитель военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона выступает в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, охраны федеративного устройства государства, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений и последующего включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ «Об информации», информационных технологиях и о защите информации», для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федераций юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещенной.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном заявлении указывается административный ответчик в случае его установления.
Вместе с тем, проведенным мониторингом сети «Интернет», в т.ч. с использованием специальных сервисов «whois-service», администратор домена (электронного адреса) <данные изъяты> - не установлен.
В соответствии с п. 2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ «Об информации», информационных технологиях и о защите информации» основанием для внесения сайта <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является исключительно вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, в целях защиты основ нравственности, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, гарантированного государством, восстановления нарушенных прав неопределенного круга граждан, пресечению совершения административных и уголовных правонарушений и во исполнение действующего законодательства, суд приходит к выводу, что информация, размещенная на вышеуказанном сайте должна быть признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, а исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Заместителя военного прокурора 107 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать статью под названием «Незаконный призыв жителей Крыма в армию РФ – какие наказания, и как их избежать (ВИДЕО)», содержащуюся в информационно-телекоммуникациной сети «Интернет» на странице сайта <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 12.05.2022 года.
Судья Ю.С. Степанова