Решение по делу № 2-10/2024 (2-1110/2023;) от 17.10.2023

№ 2-10/2024

30RS0009-01-2023-001415-74

    ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 марта 2024 года                                                                                        г. Камызяк Астраханская область

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи      Крипаковой Д.Р.

при секретаре                                  Шеремет Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Павлова Павла Владимировича к Букуровой Елене Янышовне, кадастровому инженеру Павлову Виктору Викторовичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии», Казаченко Андрею Петровичу, АУ АО «Фонд государственного имущества Астраханской области», администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области», администрации муниципального образования «Городское поселение поселок Волго-Каспийского Камызякского муниципального района Астраханской области» о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области, признании недействительным межевого плана, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, исключении из государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности, снятии земельного участка с кадастрового учета

установил:

    Истец Павлов П.В. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок принадлежит истцу на основании судебного решения, принятого в 2013 г., по результатам рассмотрения гражданского дела по иску Павлова П.В. о признании права собственности на указанный земельный участок и расположенный на нем жилой дом в порядке наследования. В результате геодезический измерений (определений) границ земельного участка, согласно сведениям ЕГРН, кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка определяются за пределами фактических границ земельного участка: все поворотные точки земельного участка смещены на северо-запад на 8-9 метров от своего фактического местоположения. Кадастровым инженером было установлено, что имеющееся реестровая ошибка возникла в результате ранее проведенных кадастровых работ в отношении указанного земельного участка: при привязке границ земельного участка к опорно-межевой сети, была допущена геодезическая ошибка, что привело к смещению границ земельного участка на северо-запад. Местоположение границ земельного участка истца на местности более 15 лет подтверждается сведениями, содержащимися в составе инженерно-геодезических изысканий, выполненных в 1971 году Астраханским отделом НВ ТИСИЗ, отражено на планшетах недеформируемой основы номенклатурой № 7, №8, М 1:2000. Кроме того, местоположение земельного участка с кадастровым номером уточняется границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером и с использованием объектов искусственного происхождения, которыми границы земельного участка истца закреплены на местности. Земельный участок истца был образован в 1999 г., а землеустроительные работы по установлению границ в ГКН по нему выполнены в 2006 г. Земельный участок с кадастровым номером , который на 40% своей площади фактически накладывается на участок истца, был образован в 2011г. При этом, кадастровым инженером исключается наличие реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , так как его параллельный перенос невозможен, ввиду нахождения с юго-восточной стороны данного земельного участка автомобильной дороги. Земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности Букуровой Е.Я. Однако границы указанного земельного участка на местности не огорожены, земельный участок не используется по назначению. Описанное выше наложение границ земельных участков является препятствием для исправления реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, принадлежащего истцу. Истец просил признать недействительным Постановление администрации Муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном участке по адресу: <адрес>». Признать недействительным межевой план, подготовленный 25.05.2011 кадастровым инженером Кулькиным Д.Ю., подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка с государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>. Признать недействительным Постановление администрации Муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже на аукционе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>». Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Автономным учреждением <адрес> «Фонд государственного имущества <адрес>» и ФИО1. Признать недействительным договор купли-продажи от 10.02.2012 земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Казаченко Андреем Петровичем и Букуровой Еленой Янышовной. Исключить из государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Букуровой Елены Янышовны на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Снять земельный с кадастровым номером с государственного кадастрового учета.

Истец Павлов П.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, доверил представлять свои интересы адвокату Демидоыич Л.В. Представитель истца Павлова П.В. – адвокат Демидович Л.В. судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Ответчик Букурова Е.Я. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, о причинах неявки суду неизвестно.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области» по доверенности Инкина Ж.Р. в судебное заседание явилась, разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда.

Кадастровый инженер Павлов В.В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии», Казаченко А.П., АУ АО «Фонд государственного имущества Астраханской области», администрация муниципального образования «Городское поселение поселок Волго-Каспийского Камызякского муниципального района Астраханской области», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду неизвестно.

С учетом того, что данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

С учетом изложенного, суд в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1, ст. 209, ст. 304 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник может потребовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 1.1. ст. 43 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. В указанном случае в межевом плане приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка. При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, проверка обоснованности местоположения уточненных границ земельного участка, в том числе изменения площади уточненного земельного участка, если такое уточнение местоположения границ земельного участка не приводит к нарушению условий, указанных в пунктах 32 и 32.1 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственным регистратором прав не осуществляется.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

Статьей 38 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 688 от 20 августа 2009 года, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Пунктами 9.1 и 9.2 указанной выше Инструкции предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Предоставление земель должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из пунктов 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных 17 февраля 2003 года руководителем Федеральной службы земельного кадастра России, следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Часть 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ предусматривает, что в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка и его площадь, основная характеристика объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежит правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В силу ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что Павлов П.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Букуровой Е.Я. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи между АУ АО «Фонд государственного имущества Астраханской области» и Казаченко А.П. на приобретение земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы определить фактические границы земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным ввиду отсутствия закрепления границ участка на местности, границы участка с кадастровым номером определены в соответствии с планом участка от ДД.ММ.ГГГГ, который является документом, определявшим местоположение границ участка при его образовании. Границы земельного участка определены согласно схеме расположения границ участка от ДД.ММ.ГГГГ, которая является документом, определявшим местоположение границ участка при его образовании. Причиной несоответствий фактических границ земельного участка с границами земельного участка , является отсутствие ограждения на местности части земельного участка , нарушения при выполнении кадастровых работ в 2011 году в связи с образованием земельного участка . Образование земельного участка в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области» от ДД.ММ.ГГГГ, площадью 500 кв.м. не представляется возможным.

Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ суд оценивает заключение эксперта по правилам, установленным в статье 67 ГПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. В случае, если эксперт при проведении экспертизы установит имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности проведенной экспертизы и обоснованности выводов эксперта.

При разрешении спора суд считает необходимым положить в основу решения суда результаты экспертизы, поскольку заключение эксперта проведено в соответствии с установленным порядком его проведения согласно ст. 84 ГПК РФ, при проведении исследования использовались данные установленные судом, квалификация и уровень эксперта сомнений у суда не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные судом вопросы, заключение эксперта проведено на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу ст. 85 ГПК РФ.

Анализируя представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Павлова Павла Владимировича к Букуровой Елене Янышовне, кадастровому инженеру Павлову Виктору Викторовичу, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области, Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии», Казаченко Андрею Петровичу, АУ АО «Фонд государственного имущества Астраханской области», администрации муниципального образования «Камызякский муниципальный район Астраханской области», администрации муниципального образования «Городское поселение поселок Волго-Каспийского Камызякского муниципального района Астраханской области» о признании недействительным постановления администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области, признании недействительным межевого плана, признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, исключении из государственного реестра недвижимости записи о государственной регистрации права собственности, снятии земельного участка с кадастрового учета – удовлетворить.

    Признать недействительным Постановление администрации Муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О земельном участке по адресу: <адрес>».

    Признать недействительным межевой план, подготовленный 25.05.2011 кадастровым инженером Кулькиным Д.Ю., подготовленным в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка с государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.

    Признать недействительным Постановление администрации Муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ «О продаже на аукционе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>».

    Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Автономным учреждением Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» и Казаченко Андреем Петровичем.

    Признать недействительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , площадью 500 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный между Казаченко Андреем Петровичем и Букуровой Еленой Янышовной.

    Исключить из государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Букуровой Елены Янышовны на земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

    Снять земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером с государственного кадастрового учета.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления в Астраханский областной суд.

Решение вынесено и изготовлено судьей в совещательной комнате.

Судья                            подпись                                                     Крипакова Д.Р.

2-10/2024 (2-1110/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Павлов Павел Владимирович
Ответчики
Администрация МО Камызякский район
Букурова Елена Янышовна
Другие
Кадастровый инженер Павлов Виктор Викторович
Росткадастр
Филиал ГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Суд
Камызякский районный суд Астраханской области
Судья
Крипакова Дина Равильевна
Дело на странице суда
kamizyaksky.ast.sudrf.ru
17.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2023Подготовка дела (собеседование)
03.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Судебное заседание
11.12.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Судебное заседание
26.02.2024Производство по делу возобновлено
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Судебное заседание
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее