Решение по делу № 33-5607/2024 от 31.07.2024

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-5607/2024

УИД: 36RS0006-01-2024-001462-55

Строка № 2.077 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Воронеж 15 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.,

судей Кузнецовой Л.В., Сорокина Д.А.,

при секретаре Полякове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В. гражданское дело № 2-1875/2024 по исковому заявлению Галай Владимира Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, обязании произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л.

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. (судья райсуда Петрова Л.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Галай В.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ОСФР по Воронежской области, указывая, что с 22 октября 2021 г. является получателем пенсии по старости, при этом ему не были включены в страховой стаж периоды работы с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в компании «Белкарт» Республика Беларусь, с 1 января 2021 г. по 2 марта 2023 г. – в компании «Воронеж Кондитер Снаб», ООО «ВКС». Ранее обращался в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и включении указанных периодов в трудовой стаж, в чем ему было отказано. Считая свои права нарушенными, уточнив заявленные требования, просит обязать ОСФР по Воронежской области принять в зачет его страхового (трудового) стажа периоды работы: с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. – в качестве начальника отдела маркетинга в фирме «Скиф» Республика Беларусь, с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь; обязать ОСФР по Воронежской области произвести перерасчет его страховой пенсии по старости с момента назначения, то есть с 22 октября 2021 г. с учетом спорных периодов (л.д. 5-8, 32).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области обязано включить в страховой (трудовой) стаж работы Галай В.А. периоды работы: - с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинка в фирме «Скиф» Республика Беларусь, - с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, - с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, - с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2001 г. в качестве директора в МП «Терра ЛТД» Республика Беларусь и произвести Галай В.А. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включенных периодов с 22 октября 2021 г. (л.д. 68, 69-72).

В апелляционной жалобе представителем ОСФР по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права без установления обстоятельств, имеющих значение для дела, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 76-78).

В возражениях на апелляционную жалобу Галай В.А. считает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 106-109).

В суде апелляционной инстанции представитель ОСФР по Воронежской области по доверенности Калашникова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Галай В.А. и его представитель Коренева С.А. считают решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Галай В.А. с 22 октября 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 55-58).

Из разъяснения ОСФР по Воронежской области от 22 января 2024 г. № 36-06/26404л следует, что при назначении Галай В.А. пенсии не учтены следующие периоды работы и по следующим основаниям:

с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в фирме «Скиф» Республика Беларусь, так как в трудовой книжке не указано наименование организации при приеме на работу, что является нарушением пункта 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённой постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162; с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2001 г. – работа в МП «Терра ЛТД» Республика Беларусь, так как не подтверждены в установленном порядке компетентным органом Республики Беларусь на основании формуляра о стаже работы (часть 9 статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, статья 10 Соглашения от 20 декабря 2019 г., Порядка взаимодействия от 23 декабря 2020 г. № 122) (л.д. 9-10).

В соответствии с представленной в материалы дела трудовой книжкой ВТ-I № 1862019, истец осуществлял трудовую деятельность:

с 1 сентября 1982 г. по 15 сентября 1982 г. в должности инженера в отделе надежности специального конструкторского бюро Гомельского завода РТО;

с 29 сентября 1982 г. по 30 мая 1984 г. служил в армии;

с 23 июля 1984 г. по 10 сентября 1984 г. в должности мастера по оборудованию производственного объединения «Интеграл»;

с 12 ноября 1984 г. по 28 октября 1985 г. в должности инженера лаборатории конструкторского бюро системного программирования;

с 28 октября 1985 г. по 10 июля 1986 г. утвержден в должности секретаря комитета комсомола конструкторского бюро системного программирования;

с 31 июля 1986 г. по 15 марта 1991 г. в должности инженера лаборатории, инженера-программиста конструкторского бюро системного программирования;

с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в должности начальника отдела маркетинга в Внедренческой конструкторской исследовательской фирме «Скиф» Республика Беларусь;

с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь;

с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь;

с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь (л.д. 18-24).

Из архивной справки ГУ «Гомельский городской архив» № 01-11/Г-37 от 9 января 2024 г. следует, что Галай В.А. был принят на должность директора с 28 августа 1994 г. (приказ № 1-уч от 28 августа 1994 г.) по 1 июля 1999 г. (приказ № 33-ок от 29 июня 1999 г.). В справке указан размер заработка Галай В.А. за период с сентября 1994 г. по июль 1999 г. Основание выдачи справки: ведомости по начислению заработной платы работникам ОДО «Белкарт» за 1994-1999 г.г. Ф. 429.Оп.1.Д.3.Л.1-24.Д.4Л.3-33.Д.6.Л.1-17. ФСЗН – 1 % удержан (л.д. 28).

Из сообщения управления социальной защиты администрации Железнодорожного района г. Гомеля № 2216 от 20 мая 2024 г. следует, что формуляр «Запрос» о подтверждении стажа работы на территории Республики Беларусь на имя Галай В.А. в управление не поступал. Для рассмотрения вопроса о назначении (отказа в назначении) пенсии по возрасту в Республике Беларусь рекомендовано Галай В.А. обратиться в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для направления необходимых документов, предусмотренных Соглашением: формуляр «Анкета-заявление» и копни документов (документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка), формуляр «Информационный лист», формуляр «О стаже работы», заверенные компетентным органом государства-члена (л.д. 48).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, учитывая, что в трудовой книжке истца соблюдена хронологическая последовательность записей, отражены данные истца, его образование и профессия, сведения о его приеме, увольнении со ссылкой на соответствующие документы, послужившие основанием, запись об увольнении истца удостоверена печатью организации ВКИ фирма «Скиф», содержащей полное наименование, а также то обстоятельство, что обязанность по ведению трудовых книжек работников, в том числе, по внесению наименования организации при приеме на работу, возлагается на работодателя, пришел к выводу, что не указание наименования организации при приеме на работу, не может служить основанием для лишения истца права на включение в страховой стаж периода его работы с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинга в ВКИ фирме «Скиф».

Удовлетворяя требования Галай В.А. о включении в страховой (трудовой) стаж с периодов работы с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь и перерасчете пенсии с момента ее назначения, суд исходил из того, что данные сведения содержатся в трудовой книжке Галай В.А. серии ВТ-I №1862019 и подтверждаются архивной справки ГУ «Гомельский городской архив» №01-11/Г-37 от 9 января 2024 г., а также принимал во внимание сообщение управления социальной защиты администрации Железнодорожного района г. Гомеля № 2216 от 20 мая 2024 г., в соответствии с которым формуляр «Запрос» о подтверждении стажа работы на территории Республики Беларусь на имя Галай В.А. в управление не поступал и наличии оснований для перерасчета пенсии с учетом включенных периодов с момента ее назначения.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного судом решения судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее договор).

В соответствии со статьями 2, 3 Договора указанный договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства договаривающихся сторон. Настоящий договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Договора каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

В пункте 1 статьи 12 Договора указано, что подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию.

Статьей 20 Договора предусмотрено, что любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной договаривающейся стороны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству другой договаривающейся стороны.

Компетентные органы (организации) представляют необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего договора, а также принимают меры для установления этих обстоятельств.

Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из договаривающихся сторон, принимаются без легализации (статья 21 Договора).

Статьей 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона договора, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим договором.

По желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1).

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2).

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления (часть 4).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (часть 8.1).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Таким образом, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В настоящее время в отношениях между Россией и Беларусью действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 г., в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 г. продолжают действовать положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 г.

Исходя из совокупности положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и статьи 12 Соглашения ЕАЭС, при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера в отношении лиц, прибывших из Республики Беларусь, используется правило ретроспективности – применение пенсионного законодательства Российской Федерации, применявшегося в период действия СНГ. Следовательно периоды раболты на территории государств – участников СНГ могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовавшим при установлении пенсии в период выполнения данной работы, т.е. фактически с учетом положений Соглашения СНГ в отношении периодов стажа до 1 января 2021 г.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР», документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республики Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Как указано в пункте 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил).

Согласно положениям статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Учитываю, что обязанность по ведению трудовой книжки работника и полноте внесения в нее сведений о периоде, месте работы, и занимаемой должности возложенная законодательство на работодателя, в то время как от истца не зависело указание наименования ВКИ фирма «СКИФ», а также то, обстоятельство, что полное указание организации, в которой истец осуществлял трудовую деятельность в период с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1992 г. указана на оттиске печати организации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включении в страховой (трудовой) стаж истца указанного периода, доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.

Суд верно указал, что архивной справкой ГУ «Гомельский городской архив» № 01-11/Г-37 от 9 января 2024 г. подтверждается трудовая деятельность Галай В.А. в должности директора ОДО «Белкарт» с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г.

Факт трудовой деятельности Галай В.А. с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинга в ВКИ фирме «Скиф» Республика Беларусь, с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» также подтверждается сведениями трудовой деятельности из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (л.д. 35-36).

Таким образом, вне зависимости от отсутствия заполненного формуляра, материалами дела подтверждается факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды на территории Республика Беларусь.

В силу части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.

Из содержания приведенных положений следует, что если нашли свое подтверждение обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.

При указанных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу об обязании ответчика осуществить перерасчет страховой пенсии Галай В.А. по старости с учетом включенных периодов с 22 октября 2021 г.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2024 г.

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33-5607/2024

УИД: 36RS0006-01-2024-001462-55

Строка № 2.077 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Воронеж 15 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Кожевниковой А.Б.,

судей Кузнецовой Л.В., Сорокина Д.А.,

при секретаре Полякове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В. гражданское дело № 2-1875/2024 по исковому заявлению Галай Владимира Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области о возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, обязании произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л.

на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. (судья райсуда Петрова Л.В.),

У С Т А Н О В И Л А:

Галай В.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ОСФР по Воронежской области, указывая, что с 22 октября 2021 г. является получателем пенсии по старости, при этом ему не были включены в страховой стаж периоды работы с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в компании «Белкарт» Республика Беларусь, с 1 января 2021 г. по 2 марта 2023 г. – в компании «Воронеж Кондитер Снаб», ООО «ВКС». Ранее обращался в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и включении указанных периодов в трудовой стаж, в чем ему было отказано. Считая свои права нарушенными, уточнив заявленные требования, просит обязать ОСФР по Воронежской области принять в зачет его страхового (трудового) стажа периоды работы: с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. – в качестве начальника отдела маркетинга в фирме «Скиф» Республика Беларусь, с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь; обязать ОСФР по Воронежской области произвести перерасчет его страховой пенсии по старости с момента назначения, то есть с 22 октября 2021 г. с учетом спорных периодов (л.д. 5-8, 32).

Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Воронежской области обязано включить в страховой (трудовой) стаж работы Галай В.А. периоды работы: - с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинка в фирме «Скиф» Республика Беларусь, - с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, - с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, - с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2001 г. в качестве директора в МП «Терра ЛТД» Республика Беларусь и произвести Галай В.А. перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включенных периодов с 22 октября 2021 г. (л.д. 68, 69-72).

В апелляционной жалобе представителем ОСФР по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права без установления обстоятельств, имеющих значение для дела, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 76-78).

В возражениях на апелляционную жалобу Галай В.А. считает решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 106-109).

В суде апелляционной инстанции представитель ОСФР по Воронежской области по доверенности Калашникова С.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Галай В.А. и его представитель Коренева С.А. считают решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Галай В.А. с 22 октября 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 55-58).

Из разъяснения ОСФР по Воронежской области от 22 января 2024 г. № 36-06/26404л следует, что при назначении Галай В.А. пенсии не учтены следующие периоды работы и по следующим основаниям:

с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в фирме «Скиф» Республика Беларусь, так как в трудовой книжке не указано наименование организации при приеме на работу, что является нарушением пункта 2.13 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утверждённой постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162; с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2001 г. – работа в МП «Терра ЛТД» Республика Беларусь, так как не подтверждены в установленном порядке компетентным органом Республики Беларусь на основании формуляра о стаже работы (часть 9 статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, статья 10 Соглашения от 20 декабря 2019 г., Порядка взаимодействия от 23 декабря 2020 г. № 122) (л.д. 9-10).

В соответствии с представленной в материалы дела трудовой книжкой ВТ-I № 1862019, истец осуществлял трудовую деятельность:

с 1 сентября 1982 г. по 15 сентября 1982 г. в должности инженера в отделе надежности специального конструкторского бюро Гомельского завода РТО;

с 29 сентября 1982 г. по 30 мая 1984 г. служил в армии;

с 23 июля 1984 г. по 10 сентября 1984 г. в должности мастера по оборудованию производственного объединения «Интеграл»;

с 12 ноября 1984 г. по 28 октября 1985 г. в должности инженера лаборатории конструкторского бюро системного программирования;

с 28 октября 1985 г. по 10 июля 1986 г. утвержден в должности секретаря комитета комсомола конструкторского бюро системного программирования;

с 31 июля 1986 г. по 15 марта 1991 г. в должности инженера лаборатории, инженера-программиста конструкторского бюро системного программирования;

с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в должности начальника отдела маркетинга в Внедренческой конструкторской исследовательской фирме «Скиф» Республика Беларусь;

с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь;

с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь;

с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь (л.д. 18-24).

Из архивной справки ГУ «Гомельский городской архив» № 01-11/Г-37 от 9 января 2024 г. следует, что Галай В.А. был принят на должность директора с 28 августа 1994 г. (приказ № 1-уч от 28 августа 1994 г.) по 1 июля 1999 г. (приказ № 33-ок от 29 июня 1999 г.). В справке указан размер заработка Галай В.А. за период с сентября 1994 г. по июль 1999 г. Основание выдачи справки: ведомости по начислению заработной платы работникам ОДО «Белкарт» за 1994-1999 г.г. Ф. 429.Оп.1.Д.3.Л.1-24.Д.4Л.3-33.Д.6.Л.1-17. ФСЗН – 1 % удержан (л.д. 28).

Из сообщения управления социальной защиты администрации Железнодорожного района г. Гомеля № 2216 от 20 мая 2024 г. следует, что формуляр «Запрос» о подтверждении стажа работы на территории Республики Беларусь на имя Галай В.А. в управление не поступал. Для рассмотрения вопроса о назначении (отказа в назначении) пенсии по возрасту в Республике Беларусь рекомендовано Галай В.А. обратиться в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для направления необходимых документов, предусмотренных Соглашением: формуляр «Анкета-заявление» и копни документов (документ, удостоверяющий личность, трудовая книжка), формуляр «Информационный лист», формуляр «О стаже работы», заверенные компетентным органом государства-члена (л.д. 48).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, учитывая, что в трудовой книжке истца соблюдена хронологическая последовательность записей, отражены данные истца, его образование и профессия, сведения о его приеме, увольнении со ссылкой на соответствующие документы, послужившие основанием, запись об увольнении истца удостоверена печатью организации ВКИ фирма «Скиф», содержащей полное наименование, а также то обстоятельство, что обязанность по ведению трудовых книжек работников, в том числе, по внесению наименования организации при приеме на работу, возлагается на работодателя, пришел к выводу, что не указание наименования организации при приеме на работу, не может служить основанием для лишения истца права на включение в страховой стаж периода его работы с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинга в ВКИ фирме «Скиф».

Удовлетворяя требования Галай В.А. о включении в страховой (трудовой) стаж с периодов работы с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» Республика Беларусь и перерасчете пенсии с момента ее назначения, суд исходил из того, что данные сведения содержатся в трудовой книжке Галай В.А. серии ВТ-I №1862019 и подтверждаются архивной справки ГУ «Гомельский городской архив» №01-11/Г-37 от 9 января 2024 г., а также принимал во внимание сообщение управления социальной защиты администрации Железнодорожного района г. Гомеля № 2216 от 20 мая 2024 г., в соответствии с которым формуляр «Запрос» о подтверждении стажа работы на территории Республики Беларусь на имя Галай В.А. в управление не поступал и наличии оснований для перерасчета пенсии с учетом включенных периодов с момента ее назначения.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности постановленного судом решения судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

До 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

24 января 2006 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее договор).

В соответствии со статьями 2, 3 Договора указанный договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях договаривающихся сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства договаривающихся сторон. Настоящий договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством договаривающихся сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Договора каждая договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

В пункте 1 статьи 12 Договора указано, что подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству договаривающейся стороны, назначающей пенсию.

Статьей 20 Договора предусмотрено, что любое заявление о назначении или пересмотре пенсии или пособия, поданное согласно законодательству одной договаривающейся стороны, также считается заявлением, поданным согласно законодательству другой договаривающейся стороны.

Компетентные органы (организации) представляют необходимые сведения об обстоятельствах, имеющих значение для применения настоящего договора, а также принимают меры для установления этих обстоятельств.

Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из договаривающихся сторон, принимаются без легализации (статья 21 Договора).

Статьей 23 Договора предусмотрено, что назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона договора, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим договором.

По желанию и на основании заявлений граждан договаривающихся сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству договаривающейся стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии установлен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1).

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении (в том числе с указанием сведений о способе доставки страховой пенсии), о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (часть 2).

Обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления (часть 4).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств (часть 8.1).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Таким образом, при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Беларусь) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

В настоящее время в отношениях между Россией и Беларусью действует Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза, подписанное 20 декабря 2019 г., в соответствии с которым (статья 12) за периоды до 1 января 2021 г. продолжают действовать положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанного 24 января 2006 г.

Исходя из совокупности положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и статьи 12 Соглашения ЕАЭС, при определении права на страховую пенсию и исчислении ее размера в отношении лиц, прибывших из Республики Беларусь, используется правило ретроспективности – применение пенсионного законодательства Российской Федерации, применявшегося в период действия СНГ. Следовательно периоды раболты на территории государств – участников СНГ могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации, действовавшим при установлении пенсии в период выполнения данной работы, т.е. фактически с учетом положений Соглашения СНГ в отношении периодов стажа до 1 января 2021 г.

Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно пункту 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР», документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республики Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Как указано в пункте 11 Правил документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил).

Согласно положениям статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется). В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Учитываю, что обязанность по ведению трудовой книжки работника и полноте внесения в нее сведений о периоде, месте работы, и занимаемой должности возложенная законодательство на работодателя, в то время как от истца не зависело указание наименования ВКИ фирма «СКИФ», а также то, обстоятельство, что полное указание организации, в которой истец осуществлял трудовую деятельность в период с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1992 г. указана на оттиске печати организации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о включении в страховой (трудовой) стаж истца указанного периода, доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.

Суд верно указал, что архивной справкой ГУ «Гомельский городской архив» № 01-11/Г-37 от 9 января 2024 г. подтверждается трудовая деятельность Галай В.А. в должности директора ОДО «Белкарт» с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г.

Факт трудовой деятельности Галай В.А. с 22 марта 1991 г. по 23 ноября 1991 г. в качестве начальника отдела маркетинга в ВКИ фирме «Скиф» Республика Беларусь, с 13 марта 1992 г. по 25 апреля 1994 г. – в качестве коммерческого директора в МП «Алькор» Республика Беларусь, с 28 августа 1994 г. по 1 июля 1999 г. – в качестве директора в МП «Белкарт» Республика Беларусь, с 2 июля 1999 г. по 28 августа 2021 г. – в качестве директора в МП «ТерраЛТД» также подтверждается сведениями трудовой деятельности из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (л.д. 35-36).

Таким образом, вне зависимости от отсутствия заполненного формуляра, материалами дела подтверждается факт осуществления трудовой деятельности истца в спорные периоды на территории Республика Беларусь.

В силу части 7.2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона. Указанный перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится не позднее чем через пять рабочих дней со дня поступления соответствующего документа в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера пенсии лица извещает данное лицо о таком перерасчете.

Из содержания приведенных положений следует, что если нашли свое подтверждение обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.

При указанных обстоятельствах суд правомерно пришел к выводу об обязании ответчика осуществить перерасчет страховой пенсии Галай В.А. по старости с учетом включенных периодов с 22 октября 2021 г.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и были предметом исследования и оценки суда, что отражено в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, мотивированы, последовательны, логичны и основаны на доказательствах, получивших судебную оценку.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат фактов, которые бы влияли бы на законность принятого судом решения.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Воронежа от 5 июня 2024 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Воронежской области по доверенности Князевой Л.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.08.2024 г.

33-5607/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Галай Владимир Алексеевич
Ответчики
ОСФР по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
31.07.2024Передача дела судье
15.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Передано в экспедицию
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее