УИД 76RS0024-01-2021-002646-30
Дело № 2а-138/2022
Мотивированное решение изготовлено 12.07.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.А.
при секретаре Ивановой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Илларионовой Наталии Александровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании незаконным приказа органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Илларионова Наталия Александровна обратилась с административным иском, с учетом уточнения исковых требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании незаконным и отмене Приказа председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1843 от 13 мая 2021г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в квартале, ограниченном <адрес>; о признании незаконным распоряжение Губернатора Ярославской области №17-р от 18.02.2021г. о предоставлении ООО «Триумф-Регион» земельных участков в аренду без проведения торгов; об обязании административного ответчика предоставить административному истцу на праве аренды без проведения торгов указанный земельный участок на основании заявления от 14 апреля 2021г. и представленных документов.
Уточненное исковое заявление в части требования о признании незаконным распоряжение Губернатора Ярославской области №17-р от 18.02.2021г. о предоставлении ООО «Триумф-Регион» земельных участков в аренду без проведения торгов, истице возвращено.
В обосновании исковых требований в остальной части указано, что 14 апреля 2021г. в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля было направлено Заявление о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый НОМЕР, расположенного в квартале, ограниченном <адрес>, <адрес>, находящегося в государственной собственности. Земельный участок испрашивался с целью окончания строительства двух объектов незавершенного строительства
объекта незавершенного строительства, площадь застройки 154,7 кв.м., степень готовности 12%, инв.НОМЕР, лит. А, условный НОМЕР, кадастровый НОМЕР,
объекта незавершенного строительства «Пункт Проката», проектная площадь: 42,7 кв.м., кол-во этажей: 1, строительный объем: 218,30 куб.м.
13 мая 2021г. председателем комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля был вынесен приказ №1843 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в квартале, ограниченном <адрес> с указанием следующих оснований:
Предоставление участка на заявленном виде прав не допускается: в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР, в связи с чем невозможно установить связь объектов недвижимости с испрашиваемым земельным участком.
При подаче заявления представлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства (инв.№29624) от 16 июня 2011г., изготовленный Государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области, позволяющий с достоверностью определить месторасположение объекта.
В 2011г. объекты ставились на кадастровый учет в условной системе координат, единый государственный реестр не содержит данных о месте положения объектов, поставленных на кадастровый учет до 2018г.
Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля данные факты известны, не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в аренду.
Границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.04.2021 граница земельного участка с кадастровым номером НОМЕР не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В период постановки земельного участка НОМЕР на государственный кадастровый учет, учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (с 1 января 2017 г. "О кадастровой деятельности", далее -Закон N 221-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.
Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:
при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра
недвижимости.
При этом Законом N 221 ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.
В Приказе не указано с какой целью необходимо произвести уточнение границ земельного участка. Кроме того, данные обстоятельства также не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
В Приказе сообщается, что земельный участок расположен на территории, в отношении которой постановлением мэрии города Ярославля от 26 марта 2020 №278 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной <адрес> наб., <адрес>ом во <адрес>» утвержден проект планировки и проект межевания. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА объект недвижимости нежилое здание с кадастровым НОМЕР расположен на земельном участке с кадастровым номером <адрес> площадью 402 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Таким образом, в отношении земельного участка, в период действия договора аренды, разработан проект планировки и проект межевания, при этом с истцом как с арендатором и собственником объектов проекты не согласовывались, о разработке истца не информировали.
Земельный участок, на котором расположены принадлежащие истцу объекты размежевали, не осуществляя с истцом согласований.
Данные действия являются необоснованными, противоречащими нормам земельного и градостроительного законодательства.
Считает, что приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля №1843 от 13 мая 2021г. об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в квартале, ограниченном Тропинским проездом, 1-й Закоторосльной набережной, ул.Малой Тропинской во Фрунзенском районе незаконным, поскольку он противоречит ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает право истца на завершение строительства объектов.
К заявлению о предоставлении земельного участка приложен полный комплект документов, подтверждающий осуществление строительства правомерно, в соответствии с разрешительными документами, в том числе разрешение на строительство и договор аренды, действующий в период производства работ, а также технический план объектов, подтверждающий, что работы по сооружению фундамента полностью завершены.
Кроме того, сотрудниками Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля в рамках осуществления проверки обстоятельств, изложенных в заявлении, не осуществлен выезд на земельный участок, не составлен акт осмотра.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля ссылается на отсутствии в ЕГРН сведений об одном из объектов незавершенного строительства (фундамента) площадью 43 кв.м., расположенного в границах участка НОМЕР.
Право собственности на один из объектов незавершенного строительства зарегистрировано 30 июня 2011г.
При подаче заявления представлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства (инв.№29624) от 16 июня 2011г., изготовленный ГУПТИ ЯО, позволяющий определить местонахождение и характеристики объекта.
Отсутствие регистрации права собственности на второй объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении договора.
Поскольку истец является арендатором земельного участка предоставленного в аренду до 01.03.2015г., на этом земельном участке имеются зарегистрированный и незарегистрированный объект незавершенного строительства, и учитывая, что договор аренды после принятия изменений в Земельный кодекс, между сторонами не заключался с целью завершения строительства объекта, истец в данном случае имеет право на реализацию возможности предоставления ему земельного участка в аренду для завершения строительства объекта.
В ходе рассмотрения судебного спора стало известно о том, что 18 февраля 2021г. Распоряжением Губернатора Ярославской области №17-р испрашиваемые земельные участки предоставлены Обществу с ограниченной ответственностью «Триумф-Регион» в аренду без проведения торгов на 8 лет.
В дополнительных пояснениях административный истец указала, что Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля ссылается на отсутствии в ЕГРН сведений об одном из объектов незавершенного строительства (фундамента) площадью 43 кв.м., расположенного в границах участка НОМЕР
Право собственности на один из объектов незавершенного строительства зарегистрировано 30 июня 2011г.
Предусмотрены два случая для реализации права на приобретение земельного участка в аренду для завершения строительства без проведения торгов:
когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015;
когда объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен в аренду до 01.03.2015
Таким образом, для владельцев объектов незавершенного строительства, расположенных на арендованных земельных участках, выделенных для строительства по договорам аренды, заключенным до 01.03.2015 (то есть до введения в действие изменений в Земельный кодекс), предусмотрена возможность заключения договоров аренды однократно сроком на три года для завершения строительства вне зависимости от государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности.
Истцом при подаче заявления представлен кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства (инв.№29624) от 16 июня 2011г., изготовленный ГУПТИ ЯО, позволяющий определить местонахождение и характеристики объекта.
Отсутствие регистрации права собственности на второй объект незавершенного строительства не является основанием для отказа в заключении договора.
Поскольку истец является арендатором земельного участка предоставленного в аренду до 01.03.2015г., на этом земельном участке имеются зарегистрированный и незарегистрированный объект незавершенного строительства, и учитывая, что договор аренды после принятия изменений в Земельный кодекс, между сторонами не заключался с целью завершения строительства объекта, истец в данном случае имеет право на реализацию возможности предоставления ему земельного участка в аренду для завершения строительства объекта.
Подпунктом 8 пункта 8 статьи 39.11 Земельного Кодекса предусмотрено, что не может быть предметом аукциона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если на земельном участке расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий гражданину или юридическому лицу.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечены ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», Департамент градостроительства мэрии города Ярославля, ООО «Триумф Регион», Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского р-она г. Ярославля.
В ходе рассмотрения административного иска Илларионовой Наталии Александровны к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о признании незаконным приказа органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, изменен процессуальный статус ООО «Триумф Регион» с заинтересованного лица на административного соответчика.
В судебном заседании административный истец Илларионова Н.А. не участвовала, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежаще, представитель Илларионовой Н.А. по доверенности Зарубина Н.А. поддержала заявленные уточненные административные исковые требования в полном объеме по изложенным в административном иске основаниям. Пояснила суду, что в настоящее время возбуждено уголовное дело по факту уничтожения объекта незавершенного строительства - участок с кадастровым номером НОМЕР на момент обращения состоял на кадастровом учете. Фундамент, возведенный истицей, был незаконно уничтожен в марте 2021 г. считает, что решение КУМИ вынесено необоснованно, после предоставления участка ООО «Триумф Регион».
Представитель административного ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля по доверенности В.А. Волченко в судебном заседании не участвовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, указывает, что оспариваемый приказ права заявителя не нарушает, требование о предоставлении заявителю такого земельного участка на праве аренды является неисполнимым. Запрашиваемый административным истцом земельный участок с к.н. НОМЕР снят с кадастрового учета в июле 2021 года и не может быть предоставлен заявителю. Так же, по мнению комитета, объекты, принадлежащие Илларионовой Н.А. не являются объектами недвижимости по смыслу ст.131 ГК РФ.
Представитель заинтересованного лица Мэрии города Ярославля по доверенности Москвина Юлия Сергеевна в судебном заседании поддержала возражения Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля, просила в административном иске отказать.
В судебном заседании ООО «Триумф Регион» не участвовал, своего представителя не направил, уведомлен надлежаще.
Заинтересованные лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Ярославской области», Департамент градостроительства мэрии города Ярославля в судебном заседании не присутствовали, извещались судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть заявленные требования при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав пояснения истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2008 г. №273, постановлением мэрии г.Ярославля от 12.02.2015 г. №250 с ООО «Эльба-Бетон» заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка от 30.03.2015 г. на срок с 30.03.2015 г. по 30.09.2020 г.
В соответствии с дополнительным соглашением №1 от 05.02.2016 г. к договору аренды все права и обязанности арендатора по договору аренды перешли к Буджиашвили Л.Д. с 29.12.2015 г.
Согласно договору купли-продажи от 20.10.2017 г. Буджиашвили Л.Д. продал Илларионовой Н.А. недвижимое имущество - объект незавершенного строительства, расположенный на арендованном земельном участке.
Согласно договора уступки прав и обязанностей от 26.10.2017 г. Илларионова Н.А. приняла на себя права и обязанности арендатора по договору аренды от 30.03.2015 г.
Указанный договор аренды был расторгнут с истицей 14.09.2020 на основании вступившего в законную силу решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 13.02.2020 г. по основаниям неоднократного нарушения истицей срока уплаты арендной платы и наличия задолженности по уплате арендных платежей.
Доказательств погашения задолженности по арендной плате истицей суду не представлено.
14.04.2021 г. Илларионова Н.А. обратилась с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с КН НОМЕР, расположенного по адресу <адрес>, без проведения торгов для целей окончания строительства объектов незавершенного строительства:
- Объекта незавершенного строительства площадью застройки 154, 7 кв.м (фундамент)
- объекта незавершенного строительства «Пункт Проката», проектной площадью 42, 7 кв.м. (л.д.14)
13 мая 2021г. председателем комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля был вынесен приказ №1843 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка в квартале, ограниченном <адрес> с указанием следующих оснований:
- Предоставление участка на заявленном виде прав не допускается: в едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером НОМЕР в связи с чем невозможно установить связь объектов недвижимости с испрашиваемым земельным участком
- граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
- земельный участок расположен на территории, в отношении которой постановлением мэрии города Ярославля от 26 марта 2020 №278 «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной <адрес>» утвержден проект планировки и проект межевания.
- Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23 апреля 2021 объект недвижимости нежилое здание с кадастровым НОМЕР расположен на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР площадью 402 кв.м. с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Истица обратилась в суд с указанным административным иском 12.07.2021 г.
Судом установлено, что 23.07.2021 г. земельный участок с НОМЕР снят с ГКН в связи с образованием нескольких земельных участков (л.д.85).
Из акта планового (рейдового)осмотра от 26.08.2021 г. (л.д.126) видно, что - объекта незавершенного строительства площадью застройки 154, 7 кв.м (фундамент) на участке отсутствует, имеется выровненная строительная площадка.
Согласно п. п. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных п. 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 ст. 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в п. п. 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Предоставление в аренду земельных участков под объектами незавершенного строительства для завершения строительства на них собственникам указанных объектов прямо предусмотрено нормами ЗК РФ.
В соответствии с п. п. 1 п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных п. 13, 14 или 20 ст. 39.12 ЗК РФ).
На основании п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных ЗК РФ, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным п. 1 и 2 ст. 46 ЗК РФ; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные п. п. 1 - 30 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Спорный земельный участок снят с государственного кадастрового учета в связи с разделом, с заявлением о предоставлении участка в аренду истица обратилась после расторжения договора аренды решением суда в связи с ненадлежащим исполнением истицей условий договора аренды.
В границах земельного участка с КН НОМЕР площадью 402 кв.м. расположено одноэтажное нежилое здание площадью 42, 7 кв.м. (пунт проката), поэтому указание в оспариваемом приказе на невозможность установления связи объектов недвижимости с испрашиваемым земельным участком является правомерным.
Суд учитывает, что договор аренды от 30.03.2015 г. № 25363-о был заключен в отношении земельного участка с КН НОМЕР для строительства второй очереди туристического комплекса с инженерными коммуникациями, разрешение на строительство было выдано ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА для строительства туристического комплекса и гостиничного комплекса. Истица истребует земельный участок в аренду для целей окончания строительства объектов незавершенного строительства. Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН данное строение – площадью 42, 7 кв.м - пункт хранения спортинвентаря введено в эксплуатацию ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, право собственности за истицей на строение зарегистрировано ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, т.е. объект достроен., при этом, как следует из акта осмотра, строение не используется, участок не обкашивается, зарос сорной травой.
Сведений о ведении истицей строительства туристического комплекса и гостиничного комплекса суду не представлено.
Истица также ссылается на нарушение при постановлении оспариваемого приказа положений подпункта 10 пункта 2 и пункту 5 статьи 3.9.6 ЗК РФ, согласно которого предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства. В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.1.4 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем договор аренды земельного участка, право по которому были уступлены истице, заключен 30.03.2015 г., право собственности на объект незавершенного строительства возникло в 2018 г., участок снят с кадастрового учета после расторжения договора аренды с истицей в судебном порядке.
Судом также установлено, что земельные участки, образованные из земельного участка с КН НОМЕР 8 февраля 2021г. распоряжением Губернатора Ярославской области №17-р предоставлены Обществу с ограниченной ответственностью «Триумф-Регион» в аренду без проведения торгов сроком на 8 лет.
Таким образом, наличие совокупности указанных предусмотренных законом оснований для заключения с истицей договора аренды участка без проведения торгов судом не установлено, оспариваемый приказ соответствует закону, исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного. руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Л.А.Ивахненко