27RS0004-01-2022-005423-14
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-6689/2023
г. Владивосток «13» июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Шевцовой Т.С., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района города Хабаровска в интересах Дорохова Бориса Васильевича к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности, взыскании денежных средств,
по кассационной жалобе краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Плетневой С.Н., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Прокурор Индустриального района города Хабаровска обратился в суд в интересах Дорохова Б.В. с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат», указав, что Дорохов Б.В. помещён в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» до 31 декабря 2014 года; 1 декабря 2021 года с КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор № 202 от предоставлении Дорохову Б.В. социальных услуг в стационарной форме, согласно которому размер ежемесячной платы за предоставляемые социальные услуги не может превышать 75% среднедушевого дохода Дорохова Б.В., рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». С Дорохова Б.В. ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты, что противоречит положениям статьи 35 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», устанавливающей запрет на увеличение платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, поступивших в указанные учреждения до вступления в силу названного закона, плата для которых была установлена ранее и не могла превышать 75 процентов установленной им пенсии.
Прокурор просил обязать КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживать с Дорохова Б.В. плату за предоставляемые социальные услуги не более 75% от пенсии данного лица, взыскать в пользу Дорохова Б.В. денежные средства в сумме 70 249 руб. 80 копеек, удержанных КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года в качестве платы за предоставленные социальные услуги сверх суммы, составляющей 75% от пенсии Дорохова Б.В.
Решением Индустриального районного суда города Хабаровска от 21 сентября 2022 года исковые требования удовлетворены. На КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» возложена обязанность производить удержание за предоставляемые социальные услуги Дорохову Б.В. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии, до 30 ноября 2021 года. С КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Дорохова Б.В. взысканы незаконно удержанные денежные средства за период с 1 июля 2019 года по 30 ноября 2022 года в сумме 61 124 руб. 97 копеек в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 февраля 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу вынесено новое решение об удовлетворении заявленных требований. На КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» возложена обязанность производить удержание за предоставляемые Дорохову Б.В. социальные услуги в размере, не превышающем 75 процентов пенсии. С КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу Дорохова Б.В. взысканы незаконно удержанные денежные средства за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года в сумме 70 249 руб. 80 копеек в качестве платы за предоставленные социальные услуги.
В кассационной жалобе представитель ответчика настаивает на отмене апелляционного определения. Указывает, что судом не был учтен порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 1 января 2015 года. Полагает, что условия предоставления социальных услуг после 1 января 2015 года по сравнению с условиями, действовавшими ранее, для Дорохова Б.В. ухудшены не были.
В письменных возражениях прокурор просит оставить в силе апелляционное определение, кассационную жалобу без удовлетворения.
В письменных возражениях представитель третьего лица министерства социальной защиты Хабаровского края поддерживает доводы кассационной жалобы, просит отменить апелляционное определение.
Истец Дорохов Б.В., представитель ответчика, представитель третьего лица в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав прокурора, полагавшего, что апелляционное определение не подлежит отмене, изучив доводы кассационной жалобы, материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии обжалуемого апелляционного определения допущены не были.
Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что Дорохов Б.В., 7 апреля 1950 года рождения, поступил в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в 1972 году, является <данные изъяты>, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также ежемесячную денежную выплату на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
1 декабря 2021 года между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» в лице и.о. директора Филимонова С.В., действующего на основании приказа министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 апреля 2021 года № 137-л/с, и Дороховым Б.В. в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края, был заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Полная стоимость услуг составляет 43 279 руб. копеек.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» и исходил из того, что установленные статьей 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» ограничения применяются только в отношении конкретных социальных услуг, предоставляемых по состоянию на 31 декабря 2014 года, тогда как в случае оказания лицу социальной услуги, которая ранее не оказывалась, условия оплаты данной услуги подлежат определению в соответствии с частью 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Учитывая, что ответчиком с Дороховым Б.В. в нарушение требований статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме на период с 1 января 2015 года до 1 декабря 2021 года не заключался, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности взимания платы в этот период, в связи с чем взыскал с ответчика в пользу Дорохова Б.В. сумму удержанных с него денежных средств в период с 1 июля 2019 года по 30 ноября 2021 года в размере 61 124 руб. 97 копеек.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора о взыскании удержанных денежных средств за период с декабря 2021 года по март 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что с декабря 2021 года до июля 2022 года ответчик правомерно удерживал суммы в размере 75% среднедушевого дохода Дорохова Б.В. в счет оплаты предоставляемых социальных услуг, в связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги Дорохову Б.В. в размере, не превышающем 75 процентов пенсии до 30 ноября 2021 года.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на наличие оснований для удовлетворения исковых требований. Вместе с тем не согласился с выводами суда о том, что после заключения договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 1 декабря 2021 года, с учетом увеличения объема услуг, между сторонами изменились условия оплаты за оказанные услуги и ответчик с 1 декабря 2021 года мог взымать с Дорохова Б.В. плату за оказанные услуги не более 75 % среднедушевого дохода.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» судебная коллегия указала, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на их получение возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что установление в договоре от 1 декабря 2021 года условия о взимании платы в размере 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг в месяц, включая в расчет этой платы помимо пенсии сумму начисляемой Дорохову Б.В. ежемесячной денежной выплаты, нарушает законодательное регулирование, установленное в части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, соответственно в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации данное условие договора является недействительным, в связи с чем, с учетом положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на ответчика обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги Дорохову Б.В. в размере, не превышающем 75% пенсии, а также для взыскания с ответчика удержанной за период с 1 июля 2019 года по 31 марта 2022 года из средств выплачиваемой Дорохову Б.В. ежемесячной денежной выплаты суммы 57473 руб. 12 копеек, которая подлежит возврату на открытый Дорохову Б.В. банковский счет.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов ранее регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Пунктом 1 указанного постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.
С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Поскольку Дорохов Б.В. находится на стационарном обслуживании в КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» с 1972 года, то есть социальные услуги начали оказываться ему до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ, судебная коллегия, удовлетворяя исковые требования, пришла к правильному выводу о том, что на момент введения нового правового регулирования возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги с взиманием оплаты в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.
Указанные выводы суда согласуются с правовой позицией Верховного Суда Российский Федерации, выраженной им в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российский Федерации 17 июня 2020 года, и в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2022 года № 78-КГ22-2-К3.
Доводы заявителя жалобы о расширении объема социальных услуг новым правовым регулированием, введенным с 1 января 2015 года, о необходимости изменения условий оплаты социальных услуг при заключении договора с Дороховым Б.В. 1 декабря 2021 года, противоречат части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которая устанавливает запрет на повышение для граждан, получавших социальное обслуживание в стационарной форме до 1 января 2015 года, размера платы за предоставление им социальных услуг, определенного по состоянию на 31 декабря 2014 года, одного из существенных условий договора о предоставлении социальных услуг.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции. Доводы жалобы аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, которой дана надлежащая правовая оценка на основании исследованных в установленном процессуальным законом порядке доказательств. Несогласие с такой оценкой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу судебного акта.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░░░░░