Решение по делу № 8Г-24814/2024 [88-27023/2024] от 02.08.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

    Дело №88-27023/2024

                              (в суде 1 инстанции № 2-81/2024)

                             УИД 30RS0005-01-2023-002783-62

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Краснодар                                                                          4 сентября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Губаревой С.А.,

судей Черкасовой Е.В., Руденко Ф.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туркина А.Ф. к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании формулировки увольнения, приказа об увольнении и заключения служебной проверки незаконными, изменении формулировки увольнения с внесением записи в трудовую книжку, взыскании компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе представителя Туркина А.Ф. - Андреевой Н.В. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 26 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 апреля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Губаревой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Туркин А.Ф. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее также - ФСИН России) о признании формулировки увольнения в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, приказа об увольнении по указанному основанию и заключения служебной проверки незаконными, изменении формулировки увольнения с внесением записи в трудовую книжку, взыскании компенсации морального вреда, указав в обоснование иска на незаконность его увольнения со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, поскольку он первоначально уволен со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, а после его увольнения завершена служебная проверка, по результатам которой в ранее принятый приказ об увольнении внесены изменения и он уволен в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, которого он не совершал.

Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области                             от 26 января 2024 года в удовлетворении исковых требований Туркина А.Ф. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 апреля 2024 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель Туркина А.Ф. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на отсутствие должной оценки доводов истца о допущенных при проведении служебной проверки и привлечении к дисциплинарной ответственности нарушениях, в частности, связанных с тем, что в состав комиссии входило лицо, участвовавшее в составлении процессуальных документов в рамках возбужденного в отношении него уголовного дела. Комиссией не установлены факты причинения ущерба и его размер, причины и условия совершения проступка. В жалобе содержится просьба о направлении дела на новое рассмотрение.

        Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.

        Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, судебная коллегия сочла возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.

        Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

        В части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

        Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

        Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.

              Судом установлено и следует из материалов дела, что Туркин А.Ф. на основании контракта о службе в уголовно-исполнительной системе № 91/16 от 28 июня 2016 года проходил службу в Федеральной службе исполнения наказаний России с 28 июня 2016 года в должности заместителя начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказания» - врача.

        4 августа 2020 года между Туркиным А.Ф. и ФСИН России заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации № 722/20 в должности начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказания» - врача, разделом 4 которого определены обязательства сотрудника, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, в том числе согласно пунктам 4.2, 4.3 контракта, Туркин А.Ф. (руководитель) принял на себя обязательства выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией.

        В соответствии подпунктом 4.3 Устава федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденного приказом ФСИН России                               от 11 ноября 2015 года № 1062, непосредственное управление Учреждением в соответствии с законодательством Российской Федерации, ведомственными нормативными правовыми актами и Уставом осуществляет начальник Учреждения.

        Начальник учреждения, в том числе осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несет персональную ответственность за ее результаты; в установленном порядке распоряжается финансовыми ресурсами, выделенными Учреждению из федерального бюджета, и несет ответственность за их целевое использование (пункт 4.5 Устава).

        В период с 18 сентября 2023 года по 19 ноября 2023 года Туркин А.Ф. находился в основном и дополнительном отпусках.

        17 октября 2023 года Туркин А.Ф. направил рапорт руководителю ФСИН России, в котором просил прекратить 18 ноября 2023 года контракт о службе по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

        Его рапорт удовлетворен и приказом ФСИН России от 15 ноября 2023 года № 1298-лс контракт о службе прекращен, Туркин А.Ф. уволен со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации                           18 ноября 2023 года по пункту 2 части 1 статьи 84 Федерального закона                     от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в уголовно-исполнительной системе, установленного статьей 91 настоящего Федерального закона.

        17 ноября 2023 года приказом ФСИН России № 1305-лс в приказ                       от 15 ноября 2023 года № 1298-лс внесены изменения. В наименовании приказа слово «прекращении» заменено словом «расторжении». Абзац первый распорядительной части приказа изложен в следующей редакции: «Расторгнуть контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и уволить со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации Туркина Александра Федоровича (А-004256), начальника федерального казенного учреждения здравоохранения «Санаторий «Аксаково» федеральной службы исполнения наказаний», по пункту 9 части 3 статьи 84 (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника) Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ,                 18 ноября 2023 года», а в абзаце пятом распорядительной части приказа указано, что основанием к расторжению контракта является заключение о результатах служебной проверки от 17 ноября 2023 года.

        Из заключения о результатах служебной проверки, утвержденного директором ФСИН России 17 ноября 2023 года, следует, что Управлением собственной безопасности ФСИН России проведены проверочные мероприятия выполненных и оплаченных ремонтных работ на объектах капитального строительства Учреждения по государственным контрактам. В результате проверки выявлены грубые нарушения в организации работы комиссии по строительно-ремонтному контролю Учреждения, предусмотренные приказом Минюста России от 28 сентября 2011 года №276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы». Полученные УСБ результаты проверки направлены в Следственный отдел по городскому округу Мытищи Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Московской области, в результате рассмотрения которых 15 ноября 2023 года в отношении начальника Учреждения               Туркина А.Ф. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации.

               Следственными органами установлено, что Туркин А.Ф., будучи должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в Учреждении, по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме, 21 сентября 2020 года заключил от имени Учреждения государственный контракт № 189 на выполнение работ по капитальному ремонту номерного фонда (512, 506, 907, 706, 901, 606, 804, 908, 411) в спальном корпусе Учреждения на сумму                       2 250 869, 36 руб. После чего, действуя из личной заинтересованности, преследуя интересы в скорейшем освоении бюджетных средств, во избежание дисциплинарной ответственности в случае не освоения или несвоевременного освоения выделенных бюджетных средств, а также извлечения выгоды неимущественного характера, обусловленной желанием скрыть свою некомпетентность, а также приукрасить действительное положение дел в Учреждении, достоверно располагая сведениями о том, что работы по вышеуказанному государственному контракту в полном объеме не выполнены, 23 декабря 2020 года подписал акты о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат на полную сумму. Указанные действия Туркина А.Ф. повлекли существенные нарушения охраняемых законом интересов государства в виде причинения ущерба Учреждению на сумму невыполненных работ в размере 350 323, 30 руб., существенные нарушения охраняемых законом интересов организаций и государства в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг.

        С учетом изложенного, комиссия пришла к выводу о том, что своими действиями Туркин А.Ф. нарушил требования пунктов 1, 2, 12 части 1 статьи 12, пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2018 года                    № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», подпунктов 4.2, 4.3 контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, подпункта 4.3, абзацев четвертого и восьмого подпункта 4.5 Устава ФКУЗ «Санаторий «Аксаково» Федеральной службы исполнения наказаний», утвержденного приказом ФСИН России                           от 11 ноября 2015 года № 1062, выразившиеся в существенном нарушении охраняемых законом интересов государства в виде причинения ущерба Учреждению на сумму невыполненных работ в размере 350 323, 30 руб., существенном нарушении охраняемых законом интересов организации и государства в сфере отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ и услуг. Такие действия Туркина А.Ф. не отвечают требованиям, предъявляемым к сотруднику уголовно-исполнительной системы, в связи с чем являются проступком, порочащим честь сотрудника. Комиссией предложено уволить Туркина А.Ф. со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника.

        По результатам служебной проверки ФСИН России 17 ноября 2024 года составлено представление к увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.

        Полагая свое увольнение незаконным по причине допущенных при проведении служебной проверки нарушений, а также недоказанности совершения проступка, порочащего честь сотрудника, Туркин А.Ф. обратился за судебной защитой.

        Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Туркина А.Ф., суд первой инстанции сославшись на положения статей 1, 3, 12, 13, 15, 49, 50, 52, 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», положения пункта 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11 января 2012 года № 5, подпункт «в» пункта 5 раздела II дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 12 сентября 2019 года № 202, правовые позиции, сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года №17-П, пришел к выводу, что факт совершения Туркиным А.Ф. действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов уголовно-исполнительной системы, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных нормативными правовыми актами, нашел подтверждение, и что при проведении служебной проверки нарушений не допущено.

        Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился.

        Проверяя законность состоявшихся по делу судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции с выводами нижестоящих судебных инстанций также соглашается.

        Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года               №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ), в соответствии с пунктами 1, 6 статьи 1 которого служба в уголовно-исполнительной системе - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены названным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с этим федеральным законом службу в уголовно-исполнительной системе в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.

        В силу пунктов 2, 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник обязан: знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, а статьёй 13 закона закреплены требования к служебному поведению сотрудника: при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики (пункты 1, 2, 4, 5 части 1).

        Под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудником установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарным уставом уголовно-исполнительной системы, правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, приказами и распоряжениями прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав (часть 1 статьи 47 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

        Частью 1 статьи 49 Федерального закона от 19 июля 2018 года                      № 197-ФЗ предусмотрено, что нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признаётся виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

        За нарушение служебной дисциплины на сотрудника в соответствии со статьями 47, 49-53 указанного закона налагаются дисциплинарные взыскания (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ).

        Увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе в силу пункта 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 19 июля 2018 года                №197-ФЗ является одним из видов дисциплинарного взыскания, налагаемого на сотрудника уголовно-исполнительной системы в случае нарушения им служебной дисциплины, а порядок наложения на сотрудников дисциплинарных взысканий установлен статьёй 52 названного закона.

        Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, посредством прохождения которой граждане реализуют своё право на труд, непосредственно связана с обеспечением общественного порядка, осуществляется в публичных интересах, призвана гарантировать надлежащее исполнение уголовных наказаний и закреплённого законом порядка отбывания наказаний, охраны прав и свобод осуждённых и направлена на осуществление содержания лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, их охраны и конвоирования (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 21-П). Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем определяется их правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности). Установление особых правил прохождения государственной службы, связанной с обеспечением правопорядка, в том числе предъявление требований к моральному облику таких лиц, и закрепление оснований увольнения, связанных с несоблюдением указанных требований, не вступают в противоречие с конституционными предписаниями (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2014 года № 2749-О, от 25 января 2018 года № 159-О, от 27 марта 2018 года № 766-О и от 27 сентября 2018 года № 2242-О).

        В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 13 мая 2019 года №1199-О, законодатель последовательно устанавливает повышенные репутационные требования для данной категории государственных служащих (сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы), что обусловливается необходимостью обеспечения замещения должностей в уголовно-исполнительной системе лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества, в полной мере соответствующими требованиям к уровню профессиональной подготовки и морально-психологическим качествам сотрудников, а также способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя служебные обязательства. Эти требования в равной мере распространяются на всех лиц, проходящих службу в уголовно-исполнительной системе, предопределены задачами, принципами организации и функционирования такой службы, а также специфическим характером деятельности граждан, её проходящих, а потому не могут рассматриваться как вступающие в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости (абзацы второй, третий пункта 4 определения).

        В силу пункта 9 части 3 статьи 84 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе контракт подлежит расторжению, а сотрудник увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника.

        Из содержания приведённых выше нормативных положений с учётом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников учреждений или органов уголовно-исполнительной системы установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о своей репутации, соблюдать нормы служебной, профессиональной этики, не совершать действий, которые могли бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также избегать ситуаций, способных нанести ущерб авторитету уголовно-исполнительной системы. В случае совершения сотрудником учреждений или органов уголовно-исполнительной системы проступка, порочащего честь сотрудника, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению. Применение других мер ответственности в данном случае невозможно, поскольку закон не предоставляет руководителю органа уголовно-исполнительной системы права избрания для такого сотрудника иной более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов уголовно-исполнительной системы. Увольнение сотрудника уголовно-исполнительной системы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц, повышенными репутационными требованиями к сотрудникам как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного понуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий.

        Суды обеих инстанций, разрешая заявленные Туркиным А.Ф. исковые требования, верно исходили из того, что для решения вопроса о законности увольнения сотрудника со службы в учреждениях или органах уголовно-исполнительной системы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, то есть по пункту 9 части 3 статьи 84 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе, юридически значимым обстоятельством является установление факта совершения сотрудником уголовно-исполнительной системы действий, вызывающих сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, требования по соблюдению профессионально-этических принципов, правила поведения, закреплённые приведёнными выше положениями нормативных актов, а также совершения действий, подрывающих репутацию и авторитет органов уголовно-исполнительной системы.

        Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обеих инстанций обоснованно учли, что разрешение вопроса о законности увольнения сотрудника уголовно-исполнительной системы со службы в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника, сопряжено с необходимостью установления обстоятельств совершения этим сотрудником действий, подрывающих его репутацию и авторитет органов уголовно-исполнительной системы, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, применили нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон, в их системной взаимосвязи и единстве, верно определили названные выше обстоятельства в качестве юридически значимых и дали им надлежащую правовую оценку.

        Согласно материалам дела, основанием для издания приказа                        от 17 ноября 2023 года № 1305-лс явилось совершение Туркиным А.Ф. проступка, порочащего честь сотрудника.

        Следовательно, для решения вопроса о законности увольнения                  Туркина А.Ф. со службы в органах условно-исполнительной системы по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года                   №197-ФЗ юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию с учётом содержания спорных правоотношений сторон, являлось установление факта совершения истцом дисциплинарного проступка, повлекшего его увольнение.

        Несмотря на утверждения Туркина А.Ф. об обратном, данный факт не входит в предмет доказывания в рамках уголовного судопроизводства, так как в рамках уголовного дела разрешается вопрос о наличии или отсутствии в его действиях состава уголовно наказуемого деяния.

        Кроме того, осуждение сотрудника за преступление, прекращение в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием, является самостоятельным основанием для увольнения и предусмотрено пунктом 7 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ.

        Данная мера ответчиком к истцу не применялась.

        С учетом изложенного, доводы истца о том, что обстоятельства совершения им проступка входят в объём предъявленного ему обвинения и подлежат доказыванию в рамках производства по уголовному делу, основан на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 9 части 3 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ.

        Материалами дела установлено совершение сотрудником уголовно-исполнительной системы Туркиным А.Ф. действий, связанных с подписанием им актов о приемке выполненных в рамках государственного контракта по капитальному ремонту номерного фонда, возглавляемого им Учреждения, при наличии достоверных сведений о том, что работы по вышеуказанному государственному контракту в полном объеме не выполнены.

        Указанные действия обоснованно квалифицированы ответчиком как совершение порочащего проступка, поскольку совершение названных действий сотрудником уголовно-исполнительной системы умаляет авторитет органов уголовно-исполнительной системы и противоречит требованиям, предъявляемым к сотрудникам.

        В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (статей 1, 3, 12, 13, 15, 47, 49, 52, 54, 84 Закона о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, Дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 202, Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 11 января 2012 года № 5), подлежащих применению к спорным отношениям, оценка доказательств произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Также необоснованны и доводы Туркина А.Ф. о недостатках служебной проверки.

        Существенных недостатков, повлекших невозможность использования заключения служебной проверка в качестве основания для принятия работодателем решения о привлечении сотрудника к ответственности за совершение дисциплинарного проступка, не допущено.

        Наличие заинтересованности должностных лиц при проведении служебной проверки судом не установлено, а доводы Туркина А.Ф. о том, что служебная проверка проведена в отношении него одним из членов комиссии, заинтересованным в исходе дела, доказательствами не подтверждены.

        Комиссией в соответствии с частью 3 статьи 54 Федерального закона                   от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ при проведении служебной проверки приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

        Описательная и резолютивная части заключения, составленного по результатам служебной проверки в отношении Туркина А.Ф., содержат всю обязательную информацию, в том числе: основания проведения служебной проверки, объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка, факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника, материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника, иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки и т.д., что в полной мере соответствуют требованиям действующего правового регулирования.

        Установленные частями 4 и 5 статьи 54 Федерального закона                            от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сроки проведения проверки и утверждения заключения соблюдены.

        Содержание и форма заключения служебной проверки соответствуют требованиям частей 7 и 8 статьи 54 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

        Судами обеих инстанций в судебных актах подробно дана оценка как материалам служебной проверки, так как сделанному по ее итогам заключению, в ходе указанной оценки правильно применены изложенные выше нормативные положения, подлежащие применению к спорным отношениям, в их системной взаимосвязи и совокупности, дана надлежащая оценка обстоятельствам дела, касающимся установления вины Туркина А.Ф. во вмененных ему нарушениях, в связи с чем суды пришли к верному выводу, что причиной увольнения сотрудника органов ФСИН России Туркина А.Ф. является совершение им поступка, вызывающего сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности, наносящего ущерб его репутации, авторитету уголовно-исполнительной системы и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам уголовно-исполнительной системы, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность.

        Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке, так как иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.

         Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

        Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.

        В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.

        С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам кассационной жалобы заявителя, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области                         от 26 января 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 24 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Туркина А.Ф. - Андреевой Н.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 12 сентября 2024 года.

8Г-24814/2024 [88-27023/2024]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Туркин Александр Федорович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказания (ФСИН России)
Другие
Андреева Наталья Владимировна
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Губарева С. А.
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
04.09.2024Судебное заседание
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее