Решение по делу № 33-8098/2019 от 13.09.2019

дело № 33-8098/2019

2-3254/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 октября 2019 года г.Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

судей Анненковой К.К., Швецовой Н.А.,

при секретаре Харламовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Золотухиной Н.Г. к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области на решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 17 июля 2019 года,

установила:

Золотухина Н.Г., (дата) года рождения, обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование требований, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, в настоящее время закрепленного жилья или жилья в собственности не имеет.

Просила обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решением Центрального районного суда г.Оренбурга от 17 июля 2019 года исковые требования Золотухиной Н.Г. удовлетворены, суд обязал администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Золотухиной Н.Г. за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение специализированного жилищного фонда в пределах муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области не ниже установленных норм предоставления жилой площади.

С указанным решением не согласился ответчик администрация муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области, в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Стороны, представители третьих лиц по делу, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав доклад судьи Анненковой К.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения либо отмены судебного акта.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 данной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 названной нормы, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.

Аналогичное положение содержится и в абзаце 3 ч.1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».

В силу п.3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее – список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года №1347/285 – IV-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области жилых помещений жилищного фонда Оренбургской области» (далее – Закон Оренбургской области от 13.07.2007 года №1347/285 – IV-ОЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее – специализированные жилые помещения).Право на заключение договора найма специализированного жилого помещения в жилищном фонде Оренбургской области имеют лица, предусмотренные в настоящем Законе и подтвердившие документально свое право на получение указанного жилья (ст. 12 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 года №1347/285 – IV-ОЗ).

В силу положений абзаца 2 ч. 1 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» (далее – Закон Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ) жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются вышеперечисленным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ч. 5 ст. 1 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013 года №1420/408-V-ОЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года №1853/389 (в редакции Закона Оренбургской области от 13.12.2013 года №1991/579-V-ОЗ) «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Список), по договору найма специализированных жилых помещений с последующим заключением договора социального найма и ведению Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Золотухина Н.Г., (дата) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения последней совершеннолетия ее мать Н. умерла (дата), отец Г. решением Шарлыкского районного суда от 19 октября 2017 года лишен родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери.

Над несовершеннолетней Золотухиной Н.Г. (дата) установлено попечительство (в 2017 году предварительное попечительство).

Постановлением администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от (дата) -п Золотухина Н.Г. включена в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на апрель 2019 года порядковый .

Золотухина Н.Г. на момент рассмотрения спора состоит на регистрационном учете в жилом помещении по (адрес)

Истец проходит обучение в высшем учебном заведении в г.Оренбурга с (дата).

По сведениям Управления Росреестра по Оренбургской области недвижимое имущество в собственности истца отсутствует.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что Золотухина Н.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список сирот, подлежащих обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, получила общее среднее образование, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных помещений за счет средств Оренбургской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующим возникшие правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение суда не должно предоставлять истцу преимущественное право по отношению к другим лицам, включенным в порядке очередности в указанный список, и чьи права на обеспечение жильем возникли ранее; необходимости соблюдения порядка предоставления жилья, не являются основаниями для отмены решения суда, поскольку в соответствии с приведенными положениями законодательства, указанным лицам жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования.

В связи с вышеизложенным у органа местного самоуправления в силу закона возникла обязанность по обеспечению истца специализированным жилым помещением. При этом закон не связывает обязанность по обеспечению вне очереди жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в зависимость от наличия иных лиц по данной категории, от наличия либо отсутствия или недостаточности бюджетных средств на указанные цели, на что также ссылается ответчик в своей жалобе.

Ссылка апеллянта на отсутствие в силу изменения закона права истца на внеочередное предоставление жилья, поскольку она внесена в список детей-сирот после внесения таких изменений, несостоятельна, поскольку отсутствие в 15-ФЗ и в Законе Оренбургской области от 27 февраля 2013 года № 1420 указания на сроки и очередность предоставления жилья данной категории лиц свидетельствует о том, что такое жилое помещение при наличии законных оснований предоставляется ребенку-сироте незамедлительно, как минимум при достижении возраста 18 лет.

Довод жалобы, что решение суда не может подменять установленный административный порядок предоставления жилых помещений данной категории граждан, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку неисполнение ответчиком возложенной на него федеральным законом функции по обеспечению жилыми помещениями лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в судебном порядке влечет за собой возложение судом обязанности на ответчика эту функцию исполнить с целью восстановления нарушенного права на получение жилья.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оснований для его отмены в соответствии с требованиями статьи 330 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Оренбурга от 17 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий судья:

Судьи:

33-8098/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Золотухина Н.Г.
Ответчики
Администрация МО Оренбургского района
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Анненкова Кира Константиновна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
24.01.2020Передача дела судье
24.01.2020Судебное заседание
28.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2019Передано в экспедицию
24.08.2020Передача дела судье
24.08.2020Судебное заседание
31.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее