Дело № 2-982/2021
Принято в окончательной форме 03 марта 2021 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Каневой М.В.,
при секретаре Симаковой Д.В.,
с участием представителя истца Хайруллиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнов А.Г. к государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов А.Г. обратился в суд с иском к государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» (далее - ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска») о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
В обоснование указал, что он является нерабочим пенсионером, с <данные изъяты> года имеет регистрацию по месту пребывания в общежитии по адресу: г. Мурманск, <адрес>. Данное жилое помещение предоставлено ему на основании договора найма жилого помещения в общежитии.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Решением ответчика ему было отказано в предоставлении субсидии, так как у него отсутствует регистрация по месту постоянного жительства.
Полагает, что ответчиком нарушено его право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку другого жилья в городе Мурманске у него нет, он несет расходы по оплате за комнату в общежитии, в которой постоянно проживает.
В связи с изложенным, просит суд признать за ним право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг и обязать ответчика предоставить субсидию на оплату коммунальных услуг.
Истец Смирнов А.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, направил в суд своего представителя.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что спорное жилое помещение является единственным и постоянным местом проживания Смирнов А.Г., который задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела судом извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, направил в суд отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в силу положений пункта 8 Правил предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, а также пункта 1.2.3 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства от 02.12.2019 № 595, условием для предоставления государственной услуги, необходимо наличие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, в связи с чем, у ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» отсутствуют правовые основания для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения. Полагает отказ в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела при данной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил право на субсидии имеют пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Согласно пункту 6 Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
К документам, подтверждающим законные основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту жительства, для пользователя жилого помещения государственного и муниципального жилищного фонда рекомендуется относить договор найма специализированного жилого помещения (в том числе жилого помещения в общежитии) (подпункт «г» пункта 44.1, пункт 44 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30 декабря 2016 года).
Как установлено судом, Смирнов А.Г. является нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из комнаты общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, ком. <данные изъяты>.
Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора найма жилого помещения в общежитии № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с комитетом по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В указанной комнате Смирнов А.Г. зарегистрирован по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, помимо комнаты по вышеуказанному адресу, суду не представлено.
Задолженности по оплате коммунальных услуг Смирнов А.Г. не имеет.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» с заявлением о предоставлении государственных услуг - субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов А.Г. отказано в предоставлении субсидии на оплату ЖКУ в связи с отсутствием права на ее получение (отсутствие регистрации по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого заявитель обращается за субсидией).
Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20) и определяет право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как личное неимущественное право гражданина (пункт 1 статьи 150).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством (часть 4 статьи 1).
Регулируя административно-правовые отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства, Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» обязывает граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (статья 3).
Согласно названному Закону местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (статья 2).
Жилое помещение в общежитии, предоставленное истцу по договору найма, находящееся в муниципальной собственности, подпадает под понятие «место жительства», поскольку является для истца местом постоянного жительства, которым он пользуется и несет расходы по его содержанию, а также имеет регистрацию по месту пребывания.
При изложенных обстоятельствах, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», учитывая, что иного места жительства, кроме указанного выше жилого помещения, истец не имеет, данное жилье нельзя расценивать как место временного пребывания истца.
Наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца не свидетельствует о том, что данное жилое помещение является местом его временного пребывания.
Кроме того, истец, как наниматель помещения муниципального жилищного фонда, относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Данное право также предусмотрено договором найма № от ДД.ММ.ГГГГ (часть 6 пункт 6 раздел II).
Принимая во внимание, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают, суд приходит к выводу о наличии у истца права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При таких обстоятельствах, отказ <адрес> казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в предоставлении Смирнов А.Г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформленный решением № от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным и отвечающим требованиям действующего законодательства.
В силу пункта 44 Правил, при представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.
Истец обратился с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, с учетом требований пункта 44 Правил, субсидия должна быть предоставлена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирнов А.Г. к государственному областному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг – удовлетворить.
Признать незаконным отказ <адрес> казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» в предоставлении Смирнов А.Г. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформленный решением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» предоставить Смирнов А.Г. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Канева