Дело № 33-360/2020
Дело № 2-5781/2019
Апелляционное определение
г. Тюмень | 22 января 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего судьи | Журавлёвой Г.М. |
судей:при секретаре | Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.Копановой М.С., |
с участием прокурора | Сипиной С.Ю., |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации города Тюмени, апелляционному представлению прокурора Центрального АО города Тюмени на решение Центрального районного суда города Тюмени от 6 сентября 2019 года, которым постановлено:
«Иск Княжевой Ю.Н. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации г. Тюмени в пользу Княжевой Ю.Н. ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в сумме 152266,56 рублей, компенсацию морального вреда в размере 4000рублей.
В иске Княжевой Ю.Н. к Администрации г. Тюмени опризнании увольнения от 29.12.2018 незаконным, восстановлении на работе с 29.12.2018, обязании предложить имеющиеся вакантные должности отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Ситниковой Л.П., выслушав возражения против доводов апелляционной жалобы истца Княжевой Ю.Н. и её представителя Черепанова Д.С., заключение прокурора Сипиной С.Ю., полагавшей апелляционное представление и апелляционную жалобу обоснованной, судебная коллегия
установила:
Княжева Ю.Н. обратилась в суд с иском (с учётом уточнений) к Администрации города Тюмени о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, возложении обязанности предложить имеющиеся вакантные должности, взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребёнком в возрасте до 1,5 лет в размере 152 266,56 рублей, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что 1 июля 2015 года Княжева Ю.Н. была принята на работу в Департамент здравоохранения Администрации г. Тюмени на должность <.......>. С 25 декабря 2017 года она находилась в отпуске по беременности и родам с последующим нахождением в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. 29 декабря 2018 года она была уволена с работы в связи с ликвидацией организации на основании п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. Считает увольнение незаконным, поскольку ликвидация Департамента здравоохранения носила формальный характер, фактически имело место сокращение численности штата работников организации, поскольку по адресу департамента находится в настоящее время Комитет здравоохранения г. Тюмени, который создан с целью реализации полномочий Администрации г. Тюмени в сфере здравоохранения. Считает, что увольнение должно было проходить на основании ч.2 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации. В нарушение предусмотренной в связи с данным основанием увольнения процедуры, ей не были предложены вакантные должности. Её работодателем являлось Муниципальное образование город Тюмень, а не Департамент здравоохранения, поскольку трудовой договор заключен с Муниципальным образованием городской округ город Тюмень, распоряжение об увольнении также подписано заместителем Главы города Тюмени. Уведомление о ликвидации организации было получено только 7 ноября 2018 года, менее чем за 2 месяца до увольнения. Незаконное увольнение лишило её возможности получать ежемесячное денежное пособие по уходу за ребёнком. Также незаконными действиями ответчика ей причинён моральный вред.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица в соответствии со ст.43 ГПК РФ привлечён Фонд социального страхования Тюменской области.
Истица Княжева Ю.Н. и её представитель Черепанов Д.С. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили восстановить срок на обращение в суд по требованию о признании незаконным увольнения и восстановлении на работе.
Представитель ответчика Администрации города Тюмени Колчина Е.Ф. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица Фонда социального страхования Тюменской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился.
Участвовавший в деле помощник прокурора Центрального АО г. Тюмени Ведменская С.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны прокурор Центрального АО г. Тюмени и ответчик Администрация г. Тюмени.
В апелляционном представлении прокурор просит отменить решение суда в части взыскания в пользу истца ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, компенсации морального вреда и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что не согласен с выводом суда о том, что фактически имело место увольнение по сокращению численности штата, так как согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, Департамент здравоохранения Администрации города Тюмени исключён из реестра 20 марта 2019 года в связи с ликвидацией юридического лица. Поскольку Княжева Ю.Н. уволена на основании п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, а лицам, уволенным при ликвидации, в соответствии со ст.13 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», подпунктом «б» п.45 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 года №1012н, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства в том же размере, что и до увольнения. Полагает, что поскольку в восстановлении на работе истцу было отказано, оснований для взыскания с ответчика ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, а также компенсации морального вреда не имелось.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация города Тюмени просит отменить решение суда в части взыскания в пользу истца ежемесячного пособия по уходу за ребёнком, компенсации морального вреда. Указывает, что не согласен с выводом суда о том, что под организацией подразумевается работодатель, а не структурное подразделение, а также о том, что Департамент здравоохранения Администрации города Тюмени являлся лишь структурным подразделением Администрации города Тюмени и что имело место увольнение истца по сокращению штата. В соответствии с Положением о департаменте здравоохранения Администрации города Тюмени, Департамент являлся юридическим лицом, обладал обособленным имуществом, отвечал по своим обязательствам, мог от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» представителем нанимателя может быть лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя). Распоряжением Администрации г. Тюмени от 2 ноября 2017 года №750 «Об осуществлении полномочий представителя нанимателя (работодателя) и внесении изменений в распоряжение Администрации г. Тюмени от 25 сентября 2017 года №658» распределены полномочия представителя нанимателя в отношении муниципальных служащих, работников Департамента между директором Департамента и заместителем Главы города Тюмени, директором административного департамента. В соответствии с п.5 распоряжения Администрации г. Тюмени №896 заместителю Главы города Тюмени, директору административного департамента, как представителю нанимателя, уполномоченному на подготовку муниципальных правовых актов, связанных с увольнением муниципальных служащих, было поручено обеспечить предупреждение работников Департамента о предстоящем увольнении. В связи с чем полагает, что увольнение истца произведено с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика и на апелляционное представление прокурора истец Княжева Ю.Н. просит оставить решение суда без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчика и на апелляционное представление прокурора представитель третьего лица Фонда социального страхования Тюменской области просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика и апелляционное представление.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Администрации г. Тюмени, Департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени, ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, извещены надлежаще. Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы и апелляционного представления, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления и возражений относительно доводов апелляционной жалобы, апелляционного представления, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 июня 2015 года между Муниципальным образованием городской округ город Тюмень в лице заместителя Главы Администрации г. Тюмени и Кондраченко Ю.Н. (после заключения брака Княжевой) заключен трудовой договор, в соответствии с которым истец была принята на работу в отдел развития и организации медицинской помощи Департамента здравоохранения Администрации города Тюмени на должность <.......>, с 6 июля 2016 года Княжева Ю.Н. переведена в Комитет по развитию и организации медицинской помощи Департамента здравоохранения Администрации города Тюмени на ту же должность (л.д.160-164, 167).
С 25 декабря 2017 года по 13 мая 2018 года Княжева Ю.Н. находилась в отпуске по беременности и родам. Распоряжением заместителя Главы Администрации города Тюмени №2842-Л от 24 апреля 2018 года Княжевой Ю.Н. предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет с 14 мая 2018 года по 6 марта 2021 года (л.д.171, 172).
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 26 октября 2018 года № 896 принято решение о ликвидации Департамента здравоохранения Администрации г. Тюмени в срок до 1 июля 2019 года (л.д.62-64)
26 октября 2018 года Княжевой Ю.Н. вручено предупреждение о предстоящей ликвидации Департамента здравоохранения Администрации г. Тюмени, сокращении замещаемой должности и расторжении трудового договора (л.д.173).
На основании распоряжения заместителя главы г. Тюмени от 19 декабря 2018 года № 6130-Л Княжева Ю.Н. уволена с должности специалиста <.......> на основании п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с ликвидацией организации) (л.д.174).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что фактически имело место увольнение Княжевой Ю.Н. по сокращению численности штата.
С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку как ранее указывалось, Княжева Ю.Н. была принята на работу ответчиком, между ней и Администрацией г. Тюмени был заключен трудовой договор 29 июня 2015г., следовательно именно Администрация г. Тюмени являлась работодателем по отношению к истице. Поскольку суд не установил факт ликвидации работодателя истца, он пришел к верному выводу о том, что в данном случае следовало руководствоваться основанием, предусмотренным п.2 ст. 81 ТК РФ, решать вопрос об увольнении Княжевой Ю.Н. по сокращению штата или численности работников.
В связи с чем, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционного представления и апелляционной жалобы в части того, что увольнение Княжевой Ю.Н. осуществлено в связи с ликвидацией на основании п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
Вместе с тем, суд согласился с позицией ответчика, указавшего на пропуск истцом срока обращения в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации и отказал в иске Княжевой Ю. Н. к Администраци г.Тюмени о признании увольнения от 29.12.2018 незаконным, восстановлении на работе с 29.12.2018, обязании предложить имеющиеся вакантные должности.
В данной части решение суда не оспаривается, Княжевой Ю.Н. апелляционная жалоба не подана, в связи с чем, судебной коллегией в порядке ст. 327.1 ГПК Российской Федерации не проверяется.
Принимая решение о взыскании с ответчика в пользу истца ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет с момента увольнения по август 2019г. включительно в сумме 152266,56 руб., суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчик как не ликвидированный работодатель истицы обязан уплачивать указанное пособие.
Судебная коллегия не соглашается с данной позицией суда первой инстанции и считает, что судом при разрешении спора в данной части допущены ошибки в применении норм материального права.
На основании ст. 13 ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством" от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.
Согласно ст. 1.3 указанного Закона страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются: беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40% среднего заработка застрахованного лица. Назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится по месту работы застрахованного лица.
Учитывая данные нормы Закона, увольнение является основанием для прекращения выплаты пособия.
Поскольку Княжева Ю.Н. была уволена с 29.12.2018г., оснований для взыскания с Администрации г. Тюмени в её пользу ежемесячного пособия на ребенка в возрасте до 1, 5 лет за период с момента увольнения по 31 августа 2019г., у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем не подлежали удовлетворению и требования о взыскании компенсации морального вреда.
При таких данных, решение суда в части удовлетворения иска Княжевой Ю.Н. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 152266, 56 рублей и компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Тюменского областного суда,
определила:
Решение Центрального районного суда города Тюмени от 6 сентября 2019г. отменить в части удовлетворения иска Княжевой Ю.Н.
Принять в данной части новое решение, которым в иске Княжевой Ю.Н. к Администрации города Тюмени о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 152266, 56 рублей и компенсации морального вреда в размере 50 000,0 рублей - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи