Решение по делу № 2-51/2023 от 03.03.2023

Дело № 2-51/2023

22RS0036-01-2023-000036-70

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Новичиха 12 мая 2023г.

Новичихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Кутеевой Л.В.,

при секретаре Николаевой И.Г.,

с участием помощника прокурора Новичихинского района Семенихиной Л.А.,

истца Тарахова С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новичихинского района Алтайского края в интересах Тарахова Сергея Ивановича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе в Новичихинском районе Алтайского края Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Новичихинского района обратился в суд в интересах Тарахова С.И. с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе в Новичихинском районе Алтайского края Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца Тарахова С.И. техническими средствами реабилитации – 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара); возложении обязанности предоставить Тарахову С.И. технические средства реабилитации – 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара); взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. Решение обратить к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по поручению прокуратуры Алтайского края об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалидов.

Тарахов С.И. является **.

Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 3 марта 2016г. Тарахову С.И. рекомендованы технические средства реабилитации: 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара).

26 октября 2022г. Тараховым С.И. подано заявление в Филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью обеспечения техническими средствами реабилитации. Вместе с тем, согласно информации Филиал № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 29 декабря 2022г., Тарахов С.И. не был обеспечен необходимым техническим средством технической реабилитации.

Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственным учреждением – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не предприняты необходимые меры для проведения закупки и заключения контракта на поставку индивидуальных средств реабилитации, жизненно требуемых Тарахову С.И., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалида.

19 декабря 2022г. прокуратурой района в адрес руководителя Филиала № 7 Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов по факту длительного необеспечения лиц указанной категории техническими средствами реабилитации, однако нарушения не были устранены, согласно ответу на представление прокурора, Тарахов С.И. не был обеспечен вышеуказанной ортопедической обувью по причине незавершенной процедуры отбора поставщика.

Из анализа приведенных норм права следует, что реализация прав граждан-инвалидов на предоставление технических средств реабилитации не ставится в зависимость от особенностей проведения закупок для обеспечения государственных нужд, поскольку отсутствие ответов поставщиков на запросы для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, не является основанием для не предоставления им средств реабилитации, поскольку невыполнение данных обязательств лишает возможности инвалидов устранить или возможно более полно компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, а значит, и его социальной адаптации, материальной независимости и интеграции в обществе.

Бездействие должностных лиц Государственного учреждения – Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации существенно нарушило законные права и интересы инвалида Тарахова С.И.

Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» со дня создания Фонда:

1) Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Факт нравственных страданий Тарахова С.И. в результате противоправного бездействия должностных лиц органов ФСС подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений способности к самообслуживанию, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.

У заявителя отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с высокой стоимостью технического средства реабилитации, отсутствием денежных средств.

В связи с несвоевременным предоставлениям необходимого технического средства реабилитации у заявителя ограничена возможность вести комфортный уровень жизни.

Кроме того, выбор вида обеспечения техническим средством реабилитации, а именно предоставление необходимых изделий ФСС, выплата за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, оформление электронного сертификата является правом инвалида.

В судебном заседании участвующие в деле помощник прокурора Семенихина Л.А., истец Тарахов С.И. исковые требования поддержали частично, просили удовлетворить в части признания незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю по обеспечению истца Тарахова С.И. техническими средствами реабилитации – 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара) и взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

От остальных требований отказались, предоставив письменные заявления об отказе от части исковых требований.

Определением Новичихинского районного суда от 12 мая 2023г. отказ истца Тарахова С.И. и помощника прокурора Семенихиной Л.А. от части исковых требований принят судом, производство по делу прекращено в части требований о возложении на ответчика обязанности предоставить Тарахову С.И. технические средства реабилитации – 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара); обращении решения к немедленному исполнению, в связи с добровольным исполнением указанных исковых требований ответчиком.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Татькова А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени, дате рассмотрения дела, ходатайства на согласование ВКС не заявила, о причине неявки не сообщила.

Ответчики Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентская служба в Новичихинском районе Алтайского края Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю извещены надлежаще, об отложении судебного заседания не заявили.

Третье лицо федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ извещено надлежаще, представитель в судебное заседание не явился, предоставил письменное заявление с просьбой рассмотрения дела в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело при имеющейся явке участников процесса.

Представитель ответчика предоставил письменный отзыв на исковые требования, согласно которого указано, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида с учетом Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240, путем предоставления необходимых изделий организациями, отобранными органами Фонда в соответствии с нормами ФЗ от 05.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в пределах средств, выделенных из федерального бюджета.

Для заключения государственных контрактов ОСФР (до 01.01.2023 - Алтайское отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) с целью обеспечения заявителей техническими средствами реабилитации, обязано:

использовать конкурентные способы отбора поставщиков. Перечень таких способов отбора поставщиков предусмотрен в статье 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (проведение конкурса или электронного аукциона);

осуществлять закупки в пределах объема бюджетных средств, переданных бюджету Фонда из федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и распределенных Фондом территориальному органу для данных целей;

осуществлять закупки пропорционально потребности конкретного вида технического средства реабилитации (услуги) в общем объеме потребности во всех видах технических средств реабилитации.

При этом, продолжительность проведения конкурентных процедур (конкурсов, аукционов), в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ занимает от 25 до 35 дней со дня включения закупки в план-график закупок до дня заключения государственного контракта.

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.12.2021 № 42 отделению Фонда доведены бюджетные ассигнования для обеспечения граждан техническими средствами реабилитации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. Сумма выделенных ассигнований на 2022 год составила 288 582,5 тыс. рублей.

При этом прогнозный размер трансфертов необходимых отделению Фонда для предоставления в 2022 году инвалидам технических средств реабилитации и услуг в сумме 454 575,6 млн. рублей был сформирован и направлен в Фонд социального страхования Российской Федерации в апреле 2021 года.

С учетом выделенных лимитов на 2022 год, пропорционально по каждому виду технических средств реабилитации, 30.12.2021 отделением Фонда на официальном сайте ЕИС zakupki.gov.ru размещен план-график закупок на 2022 год.

При выделении в мае 2022 года дополнительных лимитов размер выделенных ассигнований составил 424 212,4 млн. рублей, из них 317 562,0 млн. рублей на закупку технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий, 106 009,4 млн. рублей на выплату компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации и оформление электронного сертификата.

При этом, уточненная потребность по состоянию на 29 июля 2022г. в средствах федерального бюджета на обеспечение инвалидов, техническими средствами реабилитации и услугами, обеспечение отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями составила 605 975,0 млн. руб.

Из указанных данных следует, что, объем финансирования из федерального бюджета данного направления деятельности отделения Фонда в 2022 году составил лишь 70% от потребности на текущий год, что не позволило осуществить закупку технических средств реабилитации в полном объеме и повлекло осуществление отделением Фонда закупок исходя из имеющего объема лимитов.

Таким образом, предусмотренный законом механизм реализации права граждан на обеспечение техническими средствами реабилитации допускает необходимость ожидания их фактической выдачи с учетом особенностей финансирования данного направления деятельности из федерального бюджета и необходимости проведения предусмотренных законом процедур по отбору поставщика.

При этом, какого-либо срока, дли завершении процедур отбора поставщика, в случае если по объективным причинам (отсутствие потенциальных поставщиков, отсутствие ценовых предложений, отсутствие финансирования и т.д.), не завершен какой-либо этап отбора, законодательством не предусмотрено.

В том числе по этой причине в законе предусмотрены альтернативные способы обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, использование которых является правом инвалида и само по себе не свидетельствует о нарушении его прав отделением Фонда.

Приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 №256 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, согласно которому ответчик действовал в точном соответствии.

Относительно заявления Тарахова С.И. от 26 октября 2022г., отделение Фонда добровольно приняло на себя обязательство обеспечить его рекомендованными ему техническими средствами реабилитации в период действия индивидуальной программы реабилитации. В установленный срок по результатам рассмотрения заявления Тарахова С.И. выдано уведомление о постановке его на учет. Однако, выдать направление Тарахову С.И. на получение ТСР в срок, предусмотренный п.5 Правил, не представилось возможным ввиду отсутствия действующего государственного контракта на дату поступления заявления. При этом, осуществляя в дальнейшем мероприятия по закупке технических средств реабилитации для инвалидов отделение Фонда исходило из необходимости соблюдения прав иных граждан, состоящих на учете. Так, ответчиком неоднократно совершались мероприятия необходимые в силу закона для размещения извещения о закупке технического средства реабилитации.

Отделением Фонда размещались запросы на предоставление ценовой информации на обеспечение инвалидов ортопедической обувью:

-№ 0217100000122000955 от 17.11.2022г.

-№ 0217100000122000984 от 25.11.2022г.

-№ 0217100000122000986 от 25.11.2022г.

Ценовых предложений на указанный запрос от потенциальных поставщиков не поступило.

С учетом бюджетных ассигнований, выделенных на 2023г., отделением Фонда 30 декабря 2022г. было опубликовано извещение о проведении электронного конкурса и 13 февраля 2023г. заключен контракт №02651000004220003450003 с ** на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2023г. 16 февраля 2023г. истцу выданы направления , на получение ТСР.

Учитывая, отсутствие информации, необходимой для обоснования НМЦК, произвести ее обоснование для отражения в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ в извещении о проведении закупки не представлялось возможным.

В силу императивных норм, предусмотренных в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 18.09.2017 № 1995-р, отделение Фонда ограничено в выборе источников для получения информации для обоснования НМЦК. Ввиду указанных обстоятельств определить НМЦК и разместить извещение о закупке не представлялось возможным.

В связи с недостаточностью финансирования данного направления деятельности в 2022 году и израсходованием лимитов, выделенных отделению Фонда на 2022 год, инициировать в дальнейшем процедуры отбора поставщиков не представилось возможным.

Отделением Фонда в течение 2022 года неоднократно принимались меры для изменения сложившейся ситуации и увеличения объема финансирования данного направления деятельности отделения, что позволило бы своевременно и в полном объеме обеспечить всех заявителей, обратившихся за получением данной государственной услуги.

Сам по себе факт продолжительности периода между обращением за предоставлением государственной услуги и выдачей направления в изложенных выше обстоятельствах не свидетельствует о наличии вины отделения Фонда.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствует обязательное условие для взыскания с ответчика морального вреда, а именно виновность отделения Фонда, поскольку Фонд предпринял все от него зависящее для заключения контрактов и обеспечения инвалидов TCP, по не зависящим от действий отделения Фонда (отсутствие потенциальных поставщиков, имеющих желание продать нужный товар, а также отсутствие денежных средств, за счет которых можно этот товар оплатить).

Исковое заявление и материалы дела не содержат каких-либо указаний на обстоятельства причинения вреда истцу, какой вред был причинен (в чем выражается), в каком размере (объеме), доказательств причинения вреда именно в результате бездействия ответчика, степень вины ответчика и пр.

Указанные обстоятельства являются юридически значимыми, а отсутствие доказательств в отношении наступления данных обстоятельств свидетельствует о незаконности требований истца о взыскании морального вреда.

Реализация права гражданина на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида осуществляется в рамках механизма предоставления государственной услуги, предполагающего закупку технических средств реабилитации в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Иного механизма и способа осуществить закупку для обеспечения инвалида законодательством не предусмотрено, поэтому требование об обращении решения суда к немедленному исполнению также является незаконным и необоснованным.

На основании изложенного, считает требования прокурора к отделению Фонда незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Татькова А.В., участвовавший при помощи ВКС, исковые требования не признала в полном объеме, в обоснование своих возражений указала на вышеизложенные доводы.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В силу ч. 14 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.

В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).

Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).

Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в томчисле через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).

В соответствии с п. 16 Правил финансирование расходов по обеспечению инвалидов TCP осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление в безвозмездное пользование инвалидам технических средств и услуг, с учетом потребности в них на территории региона.

Непосредственное обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (изделиями) осуществляется организациями, отобранными Фондом или его исполнительными органами в установленном законом порядке в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, по направлению на получение (изготовление) необходимого технического средства реабилитации (изделия). Направление на получение технического средства реабилитации выдается по заявлению инвалида (его представителя) исполнительными органами Фонда (отделениями, филиалами) лично при обращении либо направляется по почте.

Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.

С 1 января 2023г. в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236- ФЗ "О Фонде пенсионной и социального страхования Российской Федерации", функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения осуществляет - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Отделение Фонда пенсионного и социальной страхования Российской Федерации по Алтайскому краю).

Судом установлено, что истец Тарахов С.И., **.

Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 3 марта 2016г., Тарахов С.И. нуждается в технических средствах реабилитации за счет средств федерального бюджета, в том числе: 9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара).

Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий - бессрочно, на срок не менее 6 месяцев.

26 октября 2022г. Тарахов С.И. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации (далее – ТСР) –9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара).

26 октября 2022г. Тарахову С.И. направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации .

Установлено, что в 2022 году и на момент обращения прокурора с иском в суд (3 марта 2023г.) имел место факт несвоевременного обеспечения Тарахова С.И. необходимыми техническими средствами реабилитации (9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара), в соответствии с представленной программой реабилитации.

В судебном заседании представителем ответчика указано на то, что государственный контракт на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2023г. № ИКЗ 22-12225023610222101001-0656-001-3250-323 заключен 13 февраля 2023г., направление на получение ТСР Тарахову С.И. выдано 16 февраля 2023г., то есть в установленный законом срок, при этом доказательств своевременного предоставления направления истцу, ответчиком не предоставлено. Тогда как, сторона истцов в судебном заседании достоверно утверждает, что направление Тарахов С.И. получил только 22 марта 2023г., а по состоянию на 27 февраля 2023г. (обращение Тарахова С.И. в прокуратуру) направление истцу выдано не было, указанная обувь по контракту от 13 февраля 2023г. была истцом получена 30 апреля 2023г.

Доказательств тому обстоятельству, что направление выдано истцу до 3 марта 2023г., что ТСР выдано истцу до 30 апреля 2023 года, материалы дела не содержат.

В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на ответчике лежит обязанность представить доказательства надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей по предоставлению инвалиду средств реабилитации.

С момента обращения (26 октября 2022г.) и до дня выдачи ТСР прошло более 6 месяцев, в течении которых истец не был обеспечен ответчиком рекомендованными ему техническими средствами реабилитации:9-02-01 ортопедическая обувь сложная на утепленной подстилке (пара), 9-01-01 ортопедическая обувь сложная без утепленной подстилки (пара).

Разрешая спор, суд исходит из того, что Тарахов С.И. в указанный период своевременно не был обеспечен в полном объеме техническими средствами реабилитации, предусмотренными его индивидуальной программой реабилитации.

Прокурор, обращаясь в суд в интересах Тарахова С.И. с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.

Так, ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

В статье 53 Конституции РФ закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из материалов дела следует, что Тарахов С.И., обращаясь с заявлением о нарушении своих прав в прокуратуру, указывает на то, что испытывает физический дискомфорт, нравственные страдания относительно непредоставления средств реабилитации, нарушений в их обеспечении, ограничена возможность вести комфортный уровень жизни, что подтверждается также пояснениями истца в судебном заседании.

Суд также учитывает, что сам факт своевременного не обеспечения техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.

Несвоевременное обеспечение истца техническими средствами реабилитации, необходимыми ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению, при этом размер компенсации морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 Гражданского кодекса РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, возраста и состояния здоровья истца, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, в размере 5 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований необходимо отказать.

Также суд не усматривает оснований для разрешения требований истца о признании незаконным бездействия ответчиков, поскольку данное требование, являясь основанием для удовлетворения исковых требований, самостоятельному разрешению не подлежит.

Поскольку клиентская служба (на правах группы) в Новичихинском районе Алтайского края отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ в Алтайском крае не является юридическим лицом, она не может выступать стороной по делу, а потому в исковых требованиях, к ней предъявленных, следует отказать.

Заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что финансирование ограничено, длительным и сложным является процесс отбора поставщиков, заключения контрактов, между тем, указанные ответчиком обстоятельства не являются в данном конкретном случае основанием для отказа истцу в иске ввиду следующего.

Согласно ст. 2 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых норм и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Целью государственной политике в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Доводы представителя ответчика о том, что у истца имелась альтернатива и он вправе был приобрести ТСР за счет собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, а также о возможности неограниченного сроком ожидания инвалидом поставки либо изготовления ТСР в случае отсутствия поставщика, оботсутствии вины Фонда в причинении морального вреда инвалиду, который не доказан истцом, невозможности немедленного исполнения решения в случае удовлетворения иска, суд признает несостоятельными и подлежащими отклонению, как основанные на неверном, ошибочном толковании норм материального права.

Кроме того, как указал представитель ответчика в письменном отзыве, после обращения Тарахова С.И. с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации 26 октября 2022г., в последующем Фондом были заключены контракты, однако направления Тарахову С.И. не выдавались ввиду необходимости соблюдения прав иных граждан, состоящих на учете, что свидетельствует о нарушении ответчиком установленного Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, срока.

При этом следует учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституцией Российской Федерации определены субъекты государственной системы социальной защиты. К ним относятся все граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 7, ст. 37, 39, 41, 43 и др.), а также граждане, относящиеся к маргинальным группам населения, в частности, инвалиды. Таким образом, законодательно определены уровни и приоритеты социальной защиты населения государством.

Истец Тарахов С.И., будучи инвалидом, относится к категории социально уязвимых, не может защищать свои интересы самостоятельно, поэтому требует повышенного внимания со стороны законодателя и правоприменителя.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Новичихинского района, обратившегося в интересах Тарахова Сергея Ивановича (**) удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) в пользу Тарахова Сергея Ивановича (**) компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новичихинский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня составления судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 15 мая 2023г.

Председательствующий Л.В. Кутеева

2-51/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тарахов Сергей Иванович
Прокурор Новичихинского района
Ответчики
Клиентская служба (на правах группы) в Новичихинским районе Алтайского края ОФП и СС РФ по Алтайскому краю
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю
Другие
ФКУ Бюро медико-социальной экспертизы
Суд
Новичихинский районный суд Алтайского края
Судья
Кутеева Лилия Витальевна
Дело на странице суда
novochihinsky.alt.sudrf.ru
03.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.03.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
12.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее