Решение по делу № 2-259/2022 (2-1315/2021;) от 14.12.2021

66RS0016-01-2021-001885-77

Дело № 2-259/2022

Мотивированное решение составлено 12.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., с участием представителя истца заместителя Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., при секретаре Дружининой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны, в течение двенадцати месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. , расположенное по адресу: <адрес>, в течение двенадцати месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание указанного защитного сооружения гражданской обороны в постоянной готовности к использованию по назначению.

В обоснование исковых требований истец в исковом заявлении указал, что Артемовской городской прокуратурой совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского ГО, Артемовского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что по вышеуказанному адресу на территории обособленного подразделения АО «УСПК» находится отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса вместимостью 900 человек, введенное в эксплуатацию в 1987 году, предназначенное для выполнения задач гражданской обороны, включенное в реестр защитных сооружений гражданской обороны МЧС России под инв. . На балансе обособленного подразделения АО «УСПК» убежище не состоит, предприятием не используется, АО «УСПК» не передавалось ни в оперативное управление, ни в хозяйственное ведение. Техническое состояние указанного сооружения не отвечает установленным требованиям. Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования, составленному в сентябре 2018 года комиссией в сфере гражданской обороны, указанное защитное сооружение не готово к приему укрываемых. В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, что свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Кроме того, вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не включено в реестр федерального имущества

Просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. , по адресу: <адрес>, а также в течение 12 месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны убежище под инв. по адресу: <адрес>, в постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт; привести систему вентиляции в исправное состояние и готовность к использованию по назначению; привести в рабочее состояние защитно-герметические и герметические двери, ставни, произвести замену резиновых уплотнителей на защитно-герметических и герметических дверях, ставнях (п. 4.2.3, 4.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО); обеспечить герметичность защитного сооружения.

Представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился без указания причин, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 43-46), согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. 25.03.2005, согласно паспорту ЗСГО инв. , расположенному по адресу: <адрес>, спорное защитное сооружение было передано ОАО «Буланашский машиностроительный завод». В соответствии с требованиями законодательства был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны защитного сооружения инв. , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", который может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации. Копия договора о передаче прав до настоящего момента не сохранилась. В рамках процедуры банкротства ОАО «БМЗ» нежилое здание с кадастровым номером 66:02:2401002:183 площадью 46072,6 кв.м., приобретено ОАО «Урало-Сибирская Промышленная компания» по договору купли-продажи имущественного комплекса от 28.08.2018 в собственность. Поскольку, право собственности на спорное помещение в 2018 году перешло к ОАО «УСПК», то и обязанности по сохранению и поддержанию ЗСГО в состоянии, пригодном для приема укрываемых, перешли к нему как к новому собственнику. Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО «БМЗ» стало собственником отдельно стоящего здания корпуса , цеха с подвалом по адресу: <адрес>, общая площадь здания указана 46072,6 кв.м., в том числе подвала 580,0 кв.м. Из материалов дела следует, что встроенное убежище отдельно не выделено, свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение убежища не оформлялось. При проведении государственной регистрации права собственности помещения убежище включено в состав здания. Учитывая фактические обстоятельства, правом на обращение с иском о признании права или обременения отсутствующим, который является исключительным и самостоятельным способом защиты, обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, а удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав. Таким образом, иск о признании права собственности Российской Федерации на спорное ЗСГО (что подразумевает под собой требование о внесении сведений в РФНИ) заявлено ненадлежащим лицом и к ненадлежащему ответчику с нарушением норм материального и процессуального права, не имеет под собой законных на то оснований.

Представитель третьего лица Администрации Артемовского городского извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 190, 191).

Представители третьих лиц АО «УСПК», Главного управления МЧС РФ по Свердловской области извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились без указания причин (л.д. 187, 188).

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - Порядок).

В силу пунктов 1, 3, 13 Порядка убежища отнесены к объектам гражданской обороны, оборот которых регламентируется п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

В соответствии с абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» установлено, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Положением об учете и контроле за использованием федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества", установлено, что федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

На основании п. 5.3 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пункта 4.2.14 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 № 374, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.

Как установлено п. п. 1, 5.5 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.

Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность:

защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;

герметизации и гидроизоляции всего сооружения;

инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии (п. 4.2.3).

Состояние полотен защитных устройств и их навесов проверяется закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека (п. 4.2.4).

Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что согласно паспорту от 25.03.2005, по адресу: <адрес>, расположено убежище (противорадиационное укрытие) с инвентарным , вместимостью 900 человек, общей площадью 580 кв.м., общим объемом 1730 куб.м., встроено в здание корпуса цеха , принадлежащее эксплуатирующей организации ОАО «Буланашский машиностроительный завод», этажей – 1, входов – два, аварийных выходов – 1, класс убежища (группа укрытия) – III, принято в эксплуатацию в 1987 году (л.д. 99).

28.08.2018 между ПАО «БМЗ» (продавец) и АО «УСПК» (покупатель) заключен договор купли-продажи имущественного комплекса (л.д. 124-129), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе здание цеха с теплым пристроем и холодным пристроем, литеры 11А, 11Б, 11В, назначение: нежилое, общая площадь 46072,60 кв.м., кадастровый .

К указанному договору сторонами подписан передаточный акт от 29.08.2018 (л.д. 139-160), в которых подвальное помещение цеха не указано (л.д. 120-123).

Государственная регистрация права АО «УСПК» на данное имущество осуществлена 03.09.2018 (л.д. 27-29).

В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, убежища, инвентарный от 11.09.2018, комиссия в составе заместителя председателя ТОМС п. Буланаш ФИО, ведущего специалиста отдела по делам ГОЧС,ПБ и МП ФИО, специалиста ТОМС п. Буланаш ФИО, инспектора ТОМС п. Буланаш ФИО проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, отдельно стоящего убежища ВУ-АIII, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что данный объект является неотъемлемой частью производственного корпуса механосборочного цеха (подвальное помещение), бесхозное, не используется. Комиссия пришла к выводу о том, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых (л.д. 8-10).

Согласно информации АО «УСПК» от 24.11.2021, от 14.02.2022 (л.д. 25, 119), АО «УСПК» принадлежит на праве собственности нежилое здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 66:02:24001002:183, что подтверждается выпиской из Росреестра от 03.09.2018, при этом защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище инв. ) в АО «УСПК» не передавалось ни в оперативное управление, ни в хозяйственное ведение. В настоящее время сооружение не используется АО «УСПК», состояние сооружения неудовлетворительное, что подтверждается актом от 11.09.2018. Согласно договору купли-продажи имущественного комплекса от 28.08.2018, АО «УСПК» приобрело, в том числе, нежилое здание общей площадью 46072,6 кв.м., с кадастровым номером 66:02:24001002:183, что представляет собой здание цеха с холодным пристроем и теплым пристроем литеры 11А, 11Б, 11В, соответственно, без подвальных помещений.

Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского ГО, Артемовского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 08.12.2021 (л.д. 32), заместителем начальника ОНДиПР Режевского ГО, Артемовского ГО ФИО совместно с представителем Артемовской городской прокуратуры проведено обследование защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях).

Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения № 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, судом установлено, что спорное защитное сооружение относится к числу таких объектов, в связи с чем, может находиться исключительно в федеральной собственности. Убежище в собственность Свердловской области не передавалось, не передавалось и в оперативное управление либо хозяйственное ведение, в собственность какой-либо организации, в том числе, АО «УСПК», в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению.

Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны и подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является надлежащим ответчиком по делу.

Осуществление обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432. Действия, заявленные в иске, по своей сути, являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).

Поскольку, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств, что спорное защитное сооружение передано кому-либо в установленном порядке в пользование, между тем установлено, что в отношении убежища не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитных сооружений, при этом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении расположенного на территории указанного субъекта федерального имущества и обязано нести бремя по его содержанию, в соответствии с приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия по приведению объекта в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, полагает заявленные Артемовского городского прокурора требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом, суд считает сроки исполнения решения суда разумными. При определении сроков, в течение которых должны быть выполнены работы, суд учел характер и особенности спорных правоотношений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные сроки по объективным причинам ответчиком суду при рассмотрении дела не представлено.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. , по адресу: <адрес>.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 12 месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны убежище под инв. по адресу: <адрес>, в постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт; привести систему вентиляции в исправное состояние и готовность к использованию по назначению; привести в рабочее состояние защитно-герметические и герметические двери, ставни, произвести замену резиновых уплотнителей на защитно-герметических и герметических дверях, ставнях (п. 4.2.3, 4.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО); обеспечить герметичность защитного сооружения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Г. Поджарская

2-259/2022 (2-1315/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Артемовский городской прокурор
Ответчики
Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
Другие
АО "Урало-Сибирская Промышленная Компания"
Главное управление МЧС РФ по Свердловской области
Администрация АГО
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Судья
Поджарская Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
14.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2022Предварительное судебное заседание
17.03.2022Судебное заседание
17.03.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
29.04.2022Судебное заседание
12.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее