66RS0016-01-2021-001885-77
Дело № 2-259/2022
Мотивированное решение составлено 12.05.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2022 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Поджарской Т.Г., с участием представителя истца заместителя Артемовского городского прокурора Редозубова А.Н., при секретаре Дружининой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны, в течение двенадцати месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны,
УСТАНОВИЛ:
Артемовский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области об обязании в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. №, расположенное по адресу: <адрес>, в течение двенадцати месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание указанного защитного сооружения гражданской обороны в постоянной готовности к использованию по назначению.
В обоснование исковых требований истец в исковом заявлении указал, что Артемовской городской прокуратурой совместно с заместителем начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского ГО, Артемовского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объекта гражданской обороны (убежища), расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что по вышеуказанному адресу на территории обособленного подразделения АО «УСПК» находится отдельно стоящее защитное сооружение гражданской обороны 3 класса вместимостью 900 человек, введенное в эксплуатацию в 1987 году, предназначенное для выполнения задач гражданской обороны, включенное в реестр защитных сооружений гражданской обороны МЧС России под инв. №. На балансе обособленного подразделения АО «УСПК» убежище не состоит, предприятием не используется, АО «УСПК» не передавалось ни в оперативное управление, ни в хозяйственное ведение. Техническое состояние указанного сооружения не отвечает установленным требованиям. Согласно акту инвентаризации, оценки содержания и использования, составленному в сентябре 2018 года комиссией в сфере гражданской обороны, указанное защитное сооружение не готово к приему укрываемых. В настоящее время убежище никем не эксплуатируется и находится в неудовлетворительном состоянии, что свидетельствует о невозможности реализации основных задач гражданской обороны: предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. Кроме того, вышеуказанное защитное сооружение гражданской обороны не включено в реестр федерального имущества
Просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. №, по адресу: <адрес>, а также в течение 12 месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны убежище под инв. № по адресу: <адрес>, в постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт; привести систему вентиляции в исправное состояние и готовность к использованию по назначению; привести в рабочее состояние защитно-герметические и герметические двери, ставни, произвести замену резиновых уплотнителей на защитно-герметических и герметических дверях, ставнях (п. 4.2.3, 4.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО); обеспечить герметичность защитного сооружения.
Представитель истца заместитель Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился без указания причин, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление (л.д. 43-46), согласно которому просит в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям. 25.03.2005, согласно паспорту ЗСГО инв. №, расположенному по адресу: <адрес>, спорное защитное сооружение было передано ОАО «Буланашский машиностроительный завод». В соответствии с требованиями законодательства был заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны защитного сооружения инв. №, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Приложением № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", который может прекратить свое действие только в порядке, установленном ч. 7 ст. 31 Закона о приватизации. Копия договора о передаче прав до настоящего момента не сохранилась. В рамках процедуры банкротства ОАО «БМЗ» нежилое здание с кадастровым номером 66:02:2401002:183 площадью 46072,6 кв.м., приобретено ОАО «Урало-Сибирская Промышленная компания» по договору купли-продажи имущественного комплекса от 28.08.2018 в собственность. Поскольку, право собственности на спорное помещение в 2018 году перешло к ОАО «УСПК», то и обязанности по сохранению и поддержанию ЗСГО в состоянии, пригодном для приема укрываемых, перешли к нему как к новому собственнику. Из представленных в материалы дела документов следует, что ОАО «БМЗ» стало собственником отдельно стоящего здания корпуса №, цеха № с подвалом по адресу: <адрес>, общая площадь здания указана 46072,6 кв.м., в том числе подвала 580,0 кв.м. Из материалов дела следует, что встроенное убежище отдельно не выделено, свидетельства о государственной регистрации права собственности на помещение убежища не оформлялось. При проведении государственной регистрации права собственности помещения убежище включено в состав здания. Учитывая фактические обстоятельства, правом на обращение с иском о признании права или обременения отсутствующим, который является исключительным и самостоятельным способом защиты, обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, а удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав. Таким образом, иск о признании права собственности Российской Федерации на спорное ЗСГО (что подразумевает под собой требование о внесении сведений в РФНИ) заявлено ненадлежащим лицом и к ненадлежащему ответчику с нарушением норм материального и процессуального права, не имеет под собой законных на то оснований.
Представитель третьего лица Администрации Артемовского городского извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился на основании ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 190, 191).
Представители третьих лиц АО «УСПК», Главного управления МЧС РФ по Свердловской области извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились без указания причин (л.д. 187, 188).
Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело при данной явке в соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне (далее - Порядок).
В силу пунктов 1, 3, 13 Порядка убежища отнесены к объектам гражданской обороны, оборот которых регламентируется п. 2 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с абз. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» установлено, что федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положением об учете и контроле за использованием федерального имущества, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества", установлено, что федеральное имущество подлежит учету Росимуществом и его территориальными органами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
На основании п. 5.3 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пункта 4.2.14 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.11.2008 № 374, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на Территориальное управление Росимущества в Свердловской области.
Как установлено п. п. 1, 5.5 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Согласно пункту 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, при эксплуатации ЗС ГО в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность:
защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств;
герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
Проверка защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставней и их механизмов задраивания осуществляется внешним осмотром и практическим испытанием в действии (п. 4.2.3).
Состояние полотен защитных устройств и их навесов проверяется закрытием на все затворы. При этом затворы должны прижимать полотно примерно с одинаковым усилием. Двери и ставни должны закрываться усилием одного человека (п. 4.2.4).
Судом установлено, следует из письменных материалов дела, что согласно паспорту от 25.03.2005, по адресу: <адрес>, расположено убежище (противорадиационное укрытие) с инвентарным №, вместимостью 900 человек, общей площадью 580 кв.м., общим объемом 1730 куб.м., встроено в здание корпуса № цеха №, принадлежащее эксплуатирующей организации ОАО «Буланашский машиностроительный завод», этажей – 1, входов – два, аварийных выходов – 1, класс убежища (группа укрытия) – III, принято в эксплуатацию в 1987 году (л.д. 99).
28.08.2018 между ПАО «БМЗ» (продавец) и АО «УСПК» (покупатель) заключен договор купли-продажи имущественного комплекса (л.д. 124-129), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель обязуется принять и оплатить недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в том числе здание цеха № с теплым пристроем и холодным пристроем, литеры 11А, 11Б, 11В, назначение: нежилое, общая площадь 46072,60 кв.м., кадастровый №.
К указанному договору сторонами подписан передаточный акт от 29.08.2018 (л.д. 139-160), в которых подвальное помещение цеха № не указано (л.д. 120-123).
Государственная регистрация права АО «УСПК» на данное имущество осуществлена 03.09.2018 (л.д. 27-29).
В соответствии с актом инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны, убежища, инвентарный № от 11.09.2018, комиссия в составе заместителя председателя ТОМС п. Буланаш ФИО, ведущего специалиста отдела по делам ГОЧС,ПБ и МП ФИО, специалиста ТОМС п. Буланаш ФИО, инспектора ТОМС п. Буланаш ФИО проверила наличие и оценила готовность к использованию по предназначению защитного сооружения гражданской обороны, отдельно стоящего убежища ВУ-АIII, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что данный объект является неотъемлемой частью производственного корпуса механосборочного цеха № (подвальное помещение), бесхозное, не используется. Комиссия пришла к выводу о том, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых (л.д. 8-10).
Согласно информации АО «УСПК» от 24.11.2021, от 14.02.2022 (л.д. 25, 119), АО «УСПК» принадлежит на праве собственности нежилое здание по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 66:02:24001002:183, что подтверждается выпиской из Росреестра от 03.09.2018, при этом защитное сооружение гражданской обороны (бомбоубежище инв. №) в АО «УСПК» не передавалось ни в оперативное управление, ни в хозяйственное ведение. В настоящее время сооружение не используется АО «УСПК», состояние сооружения неудовлетворительное, что подтверждается актом от 11.09.2018. Согласно договору купли-продажи имущественного комплекса от 28.08.2018, АО «УСПК» приобрело, в том числе, нежилое здание общей площадью 46072,6 кв.м., с кадастровым номером 66:02:24001002:183, что представляет собой здание цеха № с холодным пристроем и теплым пристроем литеры 11А, 11Б, 11В, соответственно, без подвальных помещений.
Согласно информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы Режевского ГО, Артемовского ГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области от 08.12.2021 (л.д. 32), заместителем начальника ОНДиПР Режевского ГО, Артемовского ГО ФИО совместно с представителем Артемовской городской прокуратуры проведено обследование защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которого установлено, что защитное сооружение не готово к приему укрываемых (п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях).
Убежище имеет особый статус - объект гражданской обороны, который не может быть отнесен к обычному нежилому фонду в силу особого предназначения и условий использования. Эти объекты создаются исключительно для защиты населения и ценностей от опасностей военного, природного и техногенного характера в рамках единой системы защитных мероприятий на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения № 1 к данному Постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, судом установлено, что спорное защитное сооружение относится к числу таких объектов, в связи с чем, может находиться исключительно в федеральной собственности. Убежище в собственность Свердловской области не передавалось, не передавалось и в оперативное управление либо хозяйственное ведение, в собственность какой-либо организации, в том числе, АО «УСПК», в реестре муниципального имущества, реестре имущества Свердловской области не значится, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению.
Спорный объект является защитным сооружением гражданской обороны и подлежит учету в реестре федерального имущества, поэтому именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области является надлежащим ответчиком по делу.
Осуществление обязанности по принятию мер, направленных на сохранение защитного сооружения, не противоречит компетенции ответчика, определенной Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432. Действия, заявленные в иске, по своей сути, являются мерами, направленными на сохранение объекта гражданской обороны. Эти действия отнесены к компетенции федерального органа исполнительной власти, исполняющего правомочия собственника данного имущества (его территориальных органов).
Поскольку, в ходе рассмотрения настоящего дела не представлено доказательств, что спорное защитное сооружение передано кому-либо в установленном порядке в пользование, между тем установлено, что в отношении убежища не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитных сооружений, при этом Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области осуществляет полномочия собственника в отношении расположенного на территории указанного субъекта федерального имущества и обязано нести бремя по его содержанию, в соответствии с приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности совершить действия по приведению объекта в соответствии с требованиями законодательства, в связи с чем, полагает заявленные Артемовского городского прокурора требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, суд считает сроки исполнения решения суда разумными. При определении сроков, в течение которых должны быть выполнены работы, суд учел характер и особенности спорных правоотношений, затрагивающих интересы неопределенного круга лиц. Доказательств невозможности исполнения решения суда в установленные сроки по объективным причинам ответчиком суду при рассмотрении дела не представлено.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Артемовского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу включить в реестр федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны: убежище под инв. №, по адресу: <адрес>.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 12 месяцев с момента включения в реестр федерального имущества обеспечить сохранность и поддержание защитного сооружения гражданской обороны убежище под инв. № по адресу: <адрес>, в постоянной готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, а именно: провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт; привести систему вентиляции в исправное состояние и готовность к использованию по назначению; привести в рабочее состояние защитно-герметические и герметические двери, ставни, произвести замену резиновых уплотнителей на защитно-герметических и герметических дверях, ставнях (п. 4.2.3, 4.2.4 Правил эксплуатации ЗСГО); обеспечить герметичность защитного сооружения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Т.Г. Поджарская