Судья Малкова Я.В. УИД 16RS0046-01-2022-014106-47
Дело № 2-8881/2022
№ 33-3743/2023
Учет № 080г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
3 апреля 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нигматзяновой А.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Гараева Азата Нафисовича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 ноября 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление Гараева Азата Нафисовича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения незаконным, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Гараева А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя ответчика Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан Прыгунова Р.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Гараев А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Татарстан (Татарстану) (далее также – Управление Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану)) о признании акта расследования незаконным, возложении обязанности произвести единовременную выплату и компенсации морального вреда.
Свои требования истец мотивировал тем, что с 20 февраля 2017 года он проходил службу в Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) в должности начальника части – врача медицинской части Отряда мобильного особого назначения, с которой 27 мая 2021 года уволен в отставку по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В его должностные обязанности входило в том числе: оказание экстренной медицинской помощи при заболеваниях, травмах и ранениях, проведение амбулаторного лечения при временной утрате трудоспособности личным составом Отряда по месту постоянной дислокации и по месту проведения специальных операций; направление сотрудников, обратившихся за медицинской помощью, в поликлинику Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан»; организация и проведение медицинских осмотров личного состава отряда; организация и проведение лечебно-профилактических и планово-консультативных комплексных мероприятий среди личного состава отряда мобильного особого назначения (далее также – ОМОН), направленные на снижение заболеваемости; выявление инфекционных больных среди личного состава отряда. В период службы он исполнял вышеуказанные обязанности, в том числе оказывал медицинскую помощь сотрудникам ОМОНа Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану).
В июне 2022 года он обратился к ответчику с заявлением об осуществлении единовременной выплаты отдельным категориям граждан, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан», в предоставлении которой в соответствии с актом расследования, утвержденным начальником Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) Г.Р.Ф, 17 июня 2022 года, было отказано со ссылкой на отсутствие соответствующих оснований.
С данным отказом истец не согласен, поскольку в акте расследования отсутствует вывод комиссии о соответствии занимаемой им должности отдельной категории граждан. При этом комиссией не были приняты к рассмотрению приказы начальника Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) от 5 ноября 2020 года № 1370 «Об утверждении списка медицинских работников, ответственных за санитарно-эпидемиологические мероприятия по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции» и от 14 декабря 2020 года № 1545 «Об утверждении списка личного состава медицинских подразделений за ноябрь месяц 2020 года, осуществляющих санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия и мероприятия по их обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в соответствии с которыми он в период исполнения служебных обязанностей соответствовал категориям лиц, предусмотренных пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2020 года № 1312 «Об установлении в 2020 году выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку и выплаты стимулирующего характера за сложность выполняемых задач медицинским работникам, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, а также осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-эпидемические (профилактические) мероприятия) и мероприятия по его обеспечению в рамках деятельности по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», а также подпунктом «в» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года № 1896 «О государственной социальной поддержке в 2020 – 2022 годах медицинских и иных работников, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих спасательных воинских формирований, сотрудников и работников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а также работников Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций, учреждений, воинских частей, органов управления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обеспечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и был признан лицом, оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию.
Несмотря на представленную им справку от 30 мая 2022 года № 557/25-1371, подтверждающую непосредственное оказание медицинской помощи пациентам в период службы, комиссия на основании опроса двух сотрудников ОМОНа «Ак Барс» Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) опровергла факты оказания им непосредственной медицинской помощи сотрудникам, а также осуществления транспортировки к месту оказания медицинской помощи.
При этом в период с марта по декабрь 2020 года им совместно с фельдшером медицинской части отряда проводились ежедневные медицинские объективные осмотры с контрольной термометрией всего заступающего к несению службы личного состава ОМОНа Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану), результаты которых вносились в журнал контроля температуры личного состава подразделения. Данные мероприятия являлись ключевыми и были направлены на предупреждение и недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), предусмотренных пунктом 1.5 распоряжения директора Федеральной службы войск национальной гвардии от 13 марта 2020 № 1/187-р «Об организации санитарно-противоэпидемических мероприятий», и пунктами 2.2, 2.3 распоряжения командира ОМОНа Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) от 25 марта 2020 № 2 «По предупреждению распространения коронавирусной инфекции». В случае подозрения наличия у сотрудника признаков инфекционного заболевания, данный сотрудник к несению службы не допускался, в зависимости от результата дальнейшего обследования в табели учета служебного времени данный день сотруднику засчитывался как дополнительный день отдыха или день освобождения от исполнения служебных обязанностей в связи с заболеванием. Факт ежедневного, включая выходные и нерабочие праздничные дни, осмотра подтверждается в том числе выписками из табеля учета служебного времени сотрудников медицинской части ОМОНа.
При проведении расследования комиссии не приняла во внимание количество сотрудников, освобожденных от исполнения служебных обязанностей в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также с подозрением на нее, в октябре 2020 года – ноябре 2020 года. Список сотрудников, освобожденных от исполнения служебных обязанностей в связи с выявлением признаков новой коронавирусной инфекции COVID-19, с указанием даты выявления, наименований, дат и номеров, подтверждающих диагноз лабораторных исследований и их результатов, ежедневно докладывался в Управление Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) по линии организации службы (штаб Управления) и линии медицинского обеспечения (группа медицинского обеспечения Управления). Также после каждого случая установления у сотрудника диагноза «Новой коронавирусной инфекции COVID-19» проводилось эпидемиологическое расследование с осмотром всех контактировавших с заболевшим сотрудников в качестве подозреваемых на инфицирование новой коронавирусной инфекцией COVID-19, в том числе и забор биоматериала с последующей его передачей для лабораторного исследования в лабораторию. По результатам каждого эпидемиологического расследования в группу медицинского обеспечения Управления направлялся «Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной болезни».
То, что он на момент обращения с соответствующим заявлением он не являлся действующим сотрудником ответчика, не является основанием для отказа в назначении оспариваемой выплаты, поскольку Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 и постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 688 «Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р» распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 года.
Действия ответчика по установлению причинно-следственной связи между исполнения им служебных обязанностей и фактом заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 являются избыточными, направлены на вынесение неправомерного решения, поскольку сам факт освобождения от исполнения служебных обязанностей в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19 лица, оказывающего медицинскую помощь пациентам с подтвержденным диагнозом и наличием подозрений наличия данного заболевания, является основанием для назначения оспариваемой выплаты.
Более того, при проведении расследования комиссией Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) были допущены многочисленные нарушения Правил осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 688. В частности, в нарушение пункта 4 данных Правил ответчиком ему не была представлена справка, подтверждающая непосредственное оказание медицинской помощи пациентам, представленная справка от 25 апреля 2022 года № 3557/19-1069 не соответствовала требованиям данных Правил. Два предыдущих акта расследования были составлены без изучения данной справки, с нарушением срока создания комиссии.
По изложенным основаниям, ссылаясь также на то, что незаконные действия ответчика не только лишили его дополнительной государственной гарантии, которая могла улучшить материальное положение его семьи после увольнения в отставку по выслуге лет с правом на получение пенсии, но и ухудшили состояние психического здоровья, причинив тем самым моральные страдания в виде обиды и разочарования, Гараев А.Н. просил признать акт расследования от 17 июня 2022 года незаконным, возложить на ответчика обязанность по осуществлению единовременной выплаты отдельным категориям граждан, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан», а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 206 433 рублей.
На судебном заседании суда первой инстанции истец Гараев А.Н. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) по доверенности Смирнов Р.А. иск не признал, полагая, что отказ в назначении единовременной выплаты является обоснованным.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Гараев А.Н., выражая несогласие с принятым по делу судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе истец приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, настаивает на своей правовой позиции, в силу которой считает, что его требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены.
На судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Гараев А.Н. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) по доверенности Прыгунов Р.А. с апелляционной жалобой Гараева А.Н. не согласился, полагая, что изложенные в ней доводы направлены на переоценку выводов суда по установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
Суду пояснил, что транспортировкой больных (с подозрением на заражение) новой короновирусной инфекцией Гараев А.Н. не занимался, поскольку в его должностные обязанности данные функции не входили, что в ходе рассмотрения дела истцом также не оспаривалось. Гараев А.Н., включенный в рабочую группу в рамках работы по контролю и организации плановой работы по выполнению мероприятий, направленных на борьбу с распространением новой короновирусной инфекцией, за данную работу получал предусмотренные нормативными правовыми актами доплаты и надбавки. При этом исходя из того, что оказание медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом и наличием подозрений на наличие названной инфекции им не осуществлялось, соответствующие медицинские средства и препараты для этих целей ему не выделялись, так же, как и оборудованное помещение (кабинет), права на получение требуемой выплаты у Гараева А.Н. отсутствует.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан» (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений), выплачивается единовременная выплата категориям граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а именно медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию, лицам, осуществляющим транспортировку пациентов, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентов с подозрением на эту инфекцию к месту оказания медицинской помощи.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Гараев А.Н. с 20 февраля 2017 года проходил службу в Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) в должности начальника части – врача медицинской части ОМОНа, с которой 27 мая 2021 года уволен в отставку по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В июне 2022 года истец обратился в Управление Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) с заявлением об осуществлении единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан», ссылаясь на развитее полученного у него при исполнении служебных обязанностей заболевания COVID-19, приложив документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 688 «Об утверждении правил осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р», а именно справку об оказании медицинской помощи старшему прапорщику Галямову Р.М. и майору полиции Якимову А.П., у которых было диагностировано заболевание новой короновирусной инфекцией.
Актом расследования, утвержденным начальником Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) Г.Р.Ф, 17 июня 2022 года, в составе председателя комисии – заместителя начальника Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) Р.Е.А., членов комиссии – заместителя начальника отдела кадров Ч.Е.С., – временно исполняющего обязанности начальника группы медицинского обеспечения Управлении Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) ФИО12 в назначении единовременной выплаты отказано со ссылкой на отсутствие предусмотренных для ее осуществления оснований.
Как следует из содержания данного акта, в своем обращении Гараев А.Н. утверждал, что при исполнении служебных обязанностей у него развилось заболевание и осложнение, вызванные новой коронавируспой инфекцией (COVID-19), подтвержденные лабораторными методами исследования.
В предоставленной выписке из медицинской карты амбулаторного больного из поликлиники Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан» от 30 марта 2022 года указано, что Гараев А.П. заболел 15 ноября 2020 года, был осмотрен врачом-терапевтом поликлинического филиала № 3 Федерального казенного учреждения здравоохранения Государственного автономного учреждения здравоохранения «Городская Больница № 2», после осмотра был выставлен диагноз: «Внебольничная нижнедолевая пневмония?», выдана справка об освобождении от исполнения служебных обязанностей с 15 ноября 2020 года по 22 ноября 2020 года.
16 ноября 2020 года Гараев А.Н. был осмотрен в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, где ему назначили МСКТ органов грудной клетки (№ 12612 от 16 ноября 2020 года): КТ-признаки двусторонней вирусной пневмонии, степень вероятности COVID-19 высокая, тяжесть – КТ1. Мазок из зева и носа показал положительный результат наличия заражения – РНК SARS coronavirus 2. С 23 ноября 2020 года по 14 декабря 2020 года он продолжил амбулаторное лечение под наблюдением врача-терапевта Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан», 15 декабря 2020 года выписан с выздоровлением к исполнению служебных обязанностей.
Согласно записям в журнале «Процедурный журнал» (журнал первичного осмотра и оказания помощи больным) сведения об оказании медицинской помощи сотрудникам ОМОНа «Ак Барс» Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) Гараевым А.П. отсутствуют.
Для установления фактов оказания медицинской помощи сотрудникам, поименованным в представленной истцом справке, были опрошены и отобраны объяснения у старшего прапорщика Г.Р.М. – полицейского (водителя) 2 моторизованного отделения моторизованного взвода ОМОНа «Ак Барс» Управления Росгвардии но Республике Татарстан (Татарстану) и у майора полиции Я.А.П. – заместителя командира 2 оперативной роты (по работе с личным составом) ОМОНа «Ак Барс» Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану).
Из объяснения Галямова Р.М., следует, что 20 октября 2020 года он доложился руководству отряда о плохом самочувствии и высокой температуре 38.5 градусов. После доклада своему руководству Галямов Р.М. самостоятельно обратился в Государственное автономное учреждение здравоохранения «Высокогорская центральная районная больница», осмотрен терапевтом, после осмотра установлен предварительный диагноз: ОРВИ. Выдан лист нетрудоспособности с 20 октября 2020 года по 30 октября 2020 года. В последующем 30 октября 2020 года Г.Р.М. госпитализирован с предварительным диагнозом: внебольничная двусторонняя пневмония, ДН 1 ст. КТ-3, новая коронавирусная инфекция? Анализ на новую коронавирусную инфекцию от 31 октября 2020 года – положительный. Находился па стационарном лечении в Государственном автономном учреждении здравоохранения «Республиканская клиническая инфекционная больница имени профессора А.Ф. Агафонова» Министерства здравоохранения Республики Татарстан с 30 октября 2020 года по 6 ноября 2020 года.
С 7 ноября 2020 года по 18 декабря 2020 года Г.Р.М. находился на амбулаторном лечении у терапевта поликлиники Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан».
Из объяснения Я.А.П. следует, что 22 октября 2020 года после несения службы после прихода домой у него ухудшилось самочувствие, поднялась температура 38 градусов, появилась слабость.
Утром 23 октября 2020 года Я.А.П. доложил руководству отряда о плохом самочувствии и высокой температуре 38 градусов, после чего вызвал участкового терапевта поликлиники Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан» на дом. После осмотра терапевта на дому ему установлен предварительный диагноз: ОРВИ, новая коронавирусная инфекция? Открыт лист нетрудоспособности с 23 октября 2020 года по 29 октября 2020 года. В тот же день он обратился в Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканская инфекционная клиническая больница имени профессора А.Ф. Агафонова» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, где у него был взят мазок на наличие новой коронавирусной инфекции, который показал отрицательный результат.
27 октября 2020 года он самостоятельно обратился в сеть медицинских центров «Айболит», где был повторно сдан мазок на наличие новой коронавирусной инфекции, который также показал отрицательный результат.
28 октября 2020 года Я.А.П. в связи с ухудшением общего состояния обратился в Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканская инфекционная клиническая больница имени профессора А.Ф. Агафонова» Министерства здравоохранения Республики Татарстан, осмотрен врачом-инфекционистом, назначено проведение компьютерной томографии органов грудной клетки. По результатам томографии выявлены признаки двухсторонней вирусной пневмонии КТ-1.
1 ноября 2020 года у Я.А.П. снова ухудшилось общее состояние, в связи с чем он вызвал бригаду скорой медицинской помощи. После осмотра врачом бригады скорой медицинской помощи принято решение о госпитализации в Государственное автономное учреждение здравоохранения «Республиканская клиническая больница». В приемном отделении осмотрен врачом-инфекционистом, после осмотра установлен предварительный диагноз: двухсторонняя вирусная пневмония КТ-3, новая коронавирусная инфекция? Взят мазок на наличие новой коронавирусной инфекции, который 2 ноября 2020 года показал отрицательный результат. Положительный результат на новую коронавирусную инфекцию получен 4 ноября 2020 года при проведении повторного анализа.
На основании установленных фактов в ходе проведения расследования установлено, что данным сотрудникам ОМОНа «Ак Барс» Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) истец Гараев А.П. не оказывал медицинскую помощь.
В соответствии с представленной Гараевым А.Н. выпиской из медицинской карты амбулаторного больного из поликлиники Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть МВД России по Республике Татарстан» от 30 марта 2022 года истцу установлен диагноз: <данные изъяты>.
Перенесенное заболевание соответствует перечню заболеваний (синдромов) или осложнений, вызвавших причинение вреда здоровью, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р, но факт заражения новой коронавирусной инфекцией COVID-19 при исполнении служебных обязанностей не установлен.
На основании установленных фактов комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для осуществления единовременной выплаты Гараеву А.Н., поскольку факт того, что истец непосредственно оказывал медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию, или осуществлял транспортировку таких пациентов установлен не был.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что факт оказания истцом непосредственной медицинской помощи сотрудникам ответчика, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и пациентам с подозрением на эту инфекцию, а также факт осуществления Гараевым А.Н. их транспортировки к месту оказания медицинской помощи при рассмотрении настоящего спора установлены не были, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности по осуществлению оспариваемой единовременной выплаты не усмотрел.
Судебная коллегия, соглашаясь с такими выводами суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными.
Так, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан» выплачивается единовременная выплата категориям граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, а именно медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию.
При этом согласно пункту 2 данного Указа основанием для единовременной выплаты является освобождение медицинского работника от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) его нахождение на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.
Порядок и условия осуществления единовременной выплаты следующим категориям граждан из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации: медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию; лицам, осуществляющим транспортировку пациентов к месту оказания медицинской помощи определен Правилами осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № 688 «Об утверждении Правил осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан и о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р» (далее также – Правила).
Как следует из пунктов 2, 3 Правил в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан» основанием для единовременной выплаты является освобождение медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) его нахождение на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования (а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких), и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, и включенных в перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года № 313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких, а также приведших к освобождению от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) нахождению на лечении в стационарных условиях отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан», и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, вызванных новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), подтвержденной лабораторными методами исследования, а при невозможности их проведения – решением врачебной комиссии, принятым на основании результатов компьютерной томографии легких, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2020 года № 1272-р.
Единовременная выплата медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) осуществляется в соответствии с приказом командира воинской части (начальника (руководителя) организации, начальника (руководителя) подразделения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которой медицинский работник (лицо, осуществляющее транспортировку пациентов) проходит военную службу (службу), на основании рапорта (заявления) медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациента) об осуществлении единовременной выплаты и документально подтвержденного основания для ее получения.
К рапорту (заявлению) медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) прилагаются:
справка из военно-медицинской организации (части), иной медицинской организации, воинской части (организации), в которой медицинский работник непосредственно оказывал медицинскую помощь пациентам (из которой или в которую лицом, осуществляющим транспортировку пациентов, осуществлялась транспортировка пациентов для оказания медицинской помощи), подтверждающая непосредственное оказание медицинским работником медицинской помощи пациентам (осуществление лицом, осуществляющим транспортировку пациентов, транспортировки пациентов к месту оказания медицинской помощи) с указанием периода времени, в течение которого медицинским работником (лицом, осуществляющим транспортировку пациентов) исполнялись указанные обязанности военной службы (служебные обязанности). Эта справка на основании письменного рапорта (заявления) медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) оформляется военно-медицинской организацией (частью), иной медицинской организацией, воинской частью (организацией), в которой медицинский работник непосредственно оказывал медицинскую помощь пациентам (из которой или в которую лицом, осуществляющим транспортировку пациентов, осуществлялась транспортировка пациентов для оказания медицинской помощи), подписывается начальником (командиром, руководителем), заверяется печатью указанной организации (воинской части) и выдается медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) на руки или направляется ему почтовым отправлением в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего рапорта (заявления) в указанную организацию (воинскую часть);
справка из военно-медицинской организации (части), иной медицинской организации, воинской части (организации), в которой медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) оказывалась медицинская помощь, подтверждающая наличие у него заболевания, включенного в перечень, с указанием периода времени, в течение которого ему оказывалась медицинская помощь, наименований, дат и номеров подтверждающих диагноз лабораторных исследований и их результатов, а при отсутствии возможности проведения лабораторных исследований – реквизитов протокола заседания врачебной комиссии с результатами компьютерной томографии легких, датой и номером ее проведения. Эта справка на основании письменного рапорта (заявления) медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) оформляется военно-медицинской организацией (частью), иной медицинской организацией, воинской частью (организацией), в которой медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) оказывалась медицинская помощь, подписывается начальником (командиром, руководителем), заверяется печатью указанной организации (воинской части) и выдается медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) на руки или направляется ему почтовым отправлением в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего рапорта (заявления) в указанную организацию (воинскую часть);
выписка из приказа командира воинской части (начальника (руководителя) организации) (выписка из табеля учета служебного времени организации или заключение (листок освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинской организации Министерства внутренних дел Российской Федерации), в которой медицинский работник (лицо, осуществляющее транспортировку пациентов) проходит (проходил в период времени, указанный в справке, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта), военную службу (службу) или в которую медицинский работник (лицо, осуществляющее транспортировку пациентов) был откомандирован, содержащую сведения об освобождении медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) о нахождении на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него заболевания, включенного в перечень, в период времени, указанный в справке, предусмотренной абзацем третьим настоящего пункта. Такая выписка на основании письменного рапорта (заявления) медицинского работника (лица, осуществляющего транспортировку пациентов) оформляется кадровым органом воинской части (организации), в которой медицинский работник (лицо, осуществляющее транспортировку пациентов) проходит (проходил в период времени, указанный в справке, предусмотренной абзацем вторым настоящего пункта), военную службу (службу) или в которую был откомандирован, и выдается медицинскому работнику (лицу, осуществляющему транспортировку пациентов) на руки или направляется ему почтовым отправлением в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего рапорта (заявления) в указанную воинскую часть (организацию) (пункт 4 Правил).
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, для получения единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60 «О дополнительных государственных гарантиях отдельным категориям граждан» необходима совокупность условий: непосредственное оказание медицинским работником медицинской помощи пациентам (осуществление лицом, осуществляющим транспортировку пациентов, транспортировки пациентов к месту оказания медицинской помощи) при исполнении служебных обязанностей; при исполнении лицом его трудовых обязанностей у него должно быть подтверждено наличие заболевания, полученного непосредственно при работе с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), или пациентами с подозрением на эту вирусную инфекцию; медицинский работник (лицо, осуществляющее транспортировку пациентов) должно быть освобождено от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) о нахождении на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него заболевания.
Как уже было указано ранее, несмотря на наличие на 16 ноября 2020 года у Гараева А.Н. положительного результата на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и его освобождения от исполнения обязанностей, поименованные в представленной им для осуществления выплаты справке – Г.Р.М. и Я.А.Н, им не осматривались, медицинская помощь истцом им не оказывалась.
Выдача названной справки, согласно представленным по запросу судебной коллегии документам, была осуществлена подполковником Т.А.В. ошибочно, со слов Гараева А.Н. Данные обстоятельства установлены проведенной служебной проверкой, по результатам которой Т.А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности. Об изложенном свидетельствуют рапорты, приказы, медицинские и иные документы, приобщенные к материалам дела в целях установления юридически значимых обстоятельств судом апелляционной инстанции при разрешении апелляционной жалобы Гараева А.Н.
Учитывая, что в силу приведенных нормативных положений для получения единовременной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2021 года № 60, необходима совокупность вышеуказанных условий, доказательств наличия которой не представлено, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, ежедневная термометрия сотрудников ОМОНа Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) не свидетельствует о получении истцом заболевания при исполнении служебных обязанностей и непосредственном оказании медицинской помощи пациентам с подтвержденным наличием новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и пациентам с подозрением на наличие данной инфекции.
Более того, справка от 30 мая 2022 года № 557/25-1371 о том, что Гараев А.Н. в период с 20 февраля 2017 года по 27 мая 2021 года проходил службу в должности начальника части – врача медицинской части ОМОНа Управления Росгвардии по Республике Татарстан (Татарстану) и за период нахождения в указанной должности выполнял служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и оказывал медицинскую помощь пациентам, причинно-следственную связь между исполнением служебных обязанностей и наличием у него заболевания также не устанавливает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судом дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суд отразил в постановленном судебном решении.
Обращаясь к доводам истца о наличии нарушений порядка, установленного Правилами осуществления единовременной выплаты отдельным категориям граждан при составлении актов расследования от 8 сентября 2021 года и 17 ноября 2021 года, судебная коллегия отмечает, что требования о признании данных актов расследования незаконными истцом не заявлялись и предметом рассмотрения суда первой инстанции не являлись.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения сторон, и на правильность вышеприведенных выводов не влияют.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 24 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Гараева Азата Нафисовича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи