Решение по делу № 21-387/2019 от 30.05.2019

Судья Хазиева С.М. Дело № 21-387/2019

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н.,

рассмотрев 5 июня 2019 года в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ПАО «Т Плюс» Коровинского Михаила Евгеньевича на решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 9 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Т Плюс»,

установил:

постановлением <Номер обезличен> старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Потапова А.В. от <Дата обезличена> года ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица надзорного органа, защитник ПАО «Т Плюс» Коровинский М.Е. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 – 30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Определением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 февраля 2019 года материалы административного дела направлены по подсудности в Ухтинский городской суд Республики Коми, которое определением судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 5 марта 2019 года принято к производству суда.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Ухтинского городского суда Республики Коми 9 апреля 2019 постановлено решение, которым постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица надзорного органа и судебного решения, ПАО «Т Плюс» (далее по тексту – Общество) в лице своего защитника Коровинского М.Е. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой настаивает на отсутствии в действиях юридического лица состава вменяемого административного правонарушения, ссылаясь на то, что юридическое лицо ПАО «Т Плюс» при сбросе в водные объекты компонентов веществ, не указанных в соответствующих разрешениях на сброс, уплачивает плату за негативное воздействие на окружающую среду, а превышение лимитов на размещение загрязняющих веществ, указанных в соответствующем разрешении на сброс, Обществом не допущено.

При рассмотрении жалобы на решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, защитники Общества Ковалева М.А. и Молькова Е.В., уполномоченные соответствующими доверенностями, доводы жалобы поддержали в полном объеме, настаивая на отсутствие в действиях Общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, с учетом мнения явившихся в судебное заседание защитников Общества, нахожу возможным рассмотрение дела при имеющейся явке в отсутствие.

Заслушав объяснения защитников лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 3 Водного Кодекса РФ водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, а также приоритета охраны водных объектов перед их использованием.

Частью 1 статьи 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельностью для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

В силу статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ подземные и поверхностные воды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Статьей 23 Закона № 7-ФЗ установлено, что нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов (часть 1 статьи 23 закона).

В пункте 4 статьи 23 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ определено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлении природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании пункта 6 статьи 56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

Как следует из обстоятельств дела и установлено судом, основанием возбуждения в отношении ПАО «Т Плюс» дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, явилось установленное по результатам проведения административного расследования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми нарушение Обществом требований статей 39, 42, 44, 55, 56, 60 Водного кодекса РФ, статей 3, 22, 23, 34, 39 Федерального закона № 7-ФЗ в результате сброса сточных вод, при котором за период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> года за <Дата обезличена> год установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ по сбросу сточный вод по выпускам: № 1 Интинская ТЭЦ филиала «Коми ПАО «Т Плюс» в водный объект ручей Угольный МО ГО «Инта»; № 7 котельная п. Ярега Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс» в водный объект ручей Малый Войвож МО ГО «Ухта»; № 5 котельная п. Ветлосян Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс» в водный объект ручей Безымянный МО ГО «Ухта»; № 4 котельная п. Дальний Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс» в водный объект ручей Безымянный МО ГО «Ухта».

В рамках проводимого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми расследования установлено, что ПАО «Т Плюс» при осуществлении своей хозяйственной деятельности использует поверхностные водные объект для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Сброс сточных, в том числе дренажных вод в ручей Угольный осуществляется ПАО «Т Плюс» на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, выданного Минприроды Республики Коми; в ручей Малый Войвож на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от <Дата обезличена> года <Номер обезличен>, выданного Минприроды Республики Коми; в ручей Безымянный на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, выданного Минприроды Республики Коми; в ручей Безымянный осуществлялся на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, выданного Минприроды Республики Коми.

По выпуску №1 <Адрес обезличен> (филиала «Коми ПАО «Т Плюс») сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен>) от <Дата обезличена> года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.

По выпуску № 7 (котельная п. <Адрес обезличен>, Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс») сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> (П) от <Дата обезличена> года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.

По выпуску № 5 (котельная п. Ветлосян, Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс») сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.

По выпуску № 4 (котельная п. <Адрес обезличен>, Ухтинские тепловые сети филиала «Коми ПАО «Т Плюс») сброс загрязняющих веществ осуществляется на основании Разрешения <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект.

По результатам контрольных мероприятий и на основании проводимых привлекаемым лицом мероприятий по определению концентрации вредных веществ сбрасываемых вод и результатов анализов сточных вод на предмет наличия загрязняющих веществ, уполномоченным административным органом за проверяемых период были выявлены нарушения допустимых значений загрязняющих веществ по ряду значений, что послужило основанием привлечения ПАО «Т Плюс» к административной ответственности.

При оценке законности вынесенного должностным лицом постановления суд, проанализировав фактические обстоятельства на предмет соблюдения Обществом при осуществлении своей деятельности вышеназванных требований закона, установив на основании проводимых в рамках проверки результатов исследований превышение допустимых значений (концентраций) вредных выбросов сточных вод по выпускам, пришел к правильному выводу о законности привлечения ПАО «Т Плюс» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях и отсутствии оснований для отмены постановления должностного лица.

По результатам оценки представленных доказательств на основании положений статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом сделан правильный вывод о том, что ПАО «Т Плюс», осуществляющее хозяйственную деятельность и использующее водный объект для целей сброса сточных вод, допустило нарушение требований Водного кодекса РФ и законодательства об охране окружающей среды, запрещающих сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, что, в свою очередь, влечет к привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела на основании ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях судом установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, квалификация действий Общества в результате необеспечения при осуществлении сброса сточных вод соблюдения установленных санитарных требований установлена верно.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо ПАО «Т Плюс» при сбросе в водные объекты компонентов веществ, не указанных в соответствующих разрешениях на сброс, уплачивает плату за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, состав вменяемого административного правонарушения отсутствует, основаны на неверном толковании законодательства, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей статьей 22 Закона № 7-ФЗ об охране окружающей среды предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Пунктом 2 приведенной статьи установлено, что расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьёй 31.2 названного Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьёй 23.1 данного Федерального закона (пункт 3).

В случае превышения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (статья 3, пункт 3 статьи 22, пункт 2 статьи 34 Закона об охране окружающей среды). Нарушения указанных нормативов допустимых сбросов в окружающую среду является нарушением правил водопользования, в том числе при сбросе сточных вод в водные объекты.

Внесение Обществом платы в соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за негативное воздействие на окружающую среду само по себе не является основанием для несоблюдения требований, предусмотренных водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы об обратном, в полном объеме подтверждается доказательствами, собранными по делу.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, заключается в нарушении правил, водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

По своей сути, доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административное наказание юридическому лицу назначено в минимальном размере санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом фактических обстоятельств дела, в отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и отвечает целям и задачам законодательства об административных правонарушениях.

Юридическое лицо привлечено к ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу постановления административного органа и судебного решения, жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

решение судьи Ухтинского городского суда Республики Коми от 09 апреля 2019 года, которым постановление старшего государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Потапова А.В. <Номер обезличен> от <Дата обезличена> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ПАО «Т Плюс» оставить без изменения, жалобу защитника ПАО «Т Плюс» Коровинского Михаила Евгеньевича – без удовлетворения.

Судья Д.А. Колесникова

21-387/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ПАО "Т Плюс"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колесникова Д.А.
Статьи

8.14

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Материалы переданы в производство судье
28.01.2020Судебное заседание
05.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее